Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников и сохранность их учебной мотивации в образовательном процессе. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе исследовательских, проектных, игровых и др.
Процесс геймификации, который подразумевает внедрение игровых стратегий в неигровой контекст помогает разнообразить учебные задачи и усилить учебную мотивацию школьников. Геймификацию можно рассматривать как аспект игровой педагогической технологии, которую можно использовать как внутри учебного коллектива, так и при внешних обстоятельствах. Внутреннюю геймификацию рассматривают с целью повышения командного духа учебной группы, а внешняя геймификация может быть использована для маркетинговых целей.
Геймификация позволяет не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Это повышает творческую активность и познавательные способности всех школьников без исключения, не зависимо от их возраста.
В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию школьников. Процесс геймификации позволяет успешно решать такого рода дидактические задачи.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования: геймификация как один из методов обучения иностранным языкам в средней школе.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования геймификации как одного из методов обучения иностранным языкам в средней школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия геймификация в условиях современной образовательной среды.
2. Изучить особенности реализации геймификации как метода обучения при изучении иностранных языков в средней школе.
3. Описать педагогические условия реализации геймификации при изучении иностранных языков в средней школе.
4. Предложить методические рекомендации по реализации геймификации при изучении иностранных языков в средней школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
В современной образовательной среде можно часто слышать об использовании игровых педагогических технологий, которые связаны с понятием геймификации. Геймификация в образовании – это включение игры, или игровых элементов в учебно – воспитательный процесс.
Игровые технологии в целом всё больше и чаще включают в образовательную практику, поскольку это позволяет превратить однообразный и рутинный процесс в увлекательное действие. Игровые технологии давно обрели свою популярность при обучении людей всех возрастов, начиная от дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами.
При использовании геймификации в учебно – воспитательном процессе можно отдельно говорить о квестах. М.В. Кларин, Л. Наке и Р. Халед определяли геймификацию, как внедрение игровой тактики в процессы, которым не свойственна игра. А.В. Байкалова отмечала, что геймификация на практике реализуется через сценарии-истории, состоящие из квестов [18].
Педагоги при работе с учениками, которые изучают иностранные языки достаточно часто использую геймификацию в своей образовательной практике. Речь, к примеру, может идти о сервисе Duolingo, который помогает изучать иностранные языки. Участнику предлагают копить внутреннюю валюту, чтобы затем обменять её на бонусы.
В процессе игры начисляются баллы и выдаются значки достижений за выполнение заданий. Или, к примеру, работа с планировщиком задач Habitica. Он создан в виде ролевой игры, в которой пользователь выполняет задачи в реальной жизни. За это он получает броню и золото, чтобы усилить возможности персонажа для сражения с недругами и др.
Педагоги сегодня часто говорят о том, что обеспечить учебную мотивацию школьников достаточно сложно. Учебный процесс насыщен большими содержательными объёмами предметного материала. Процесс геймификации позволяет сделать скучное увлекательным, а сложное – простым. Сегодня можно услышать о таком явлении как геймифицированное образование. Оно имеет свои базовые принципы [5]:
1. Автономность.
2. Ценность.
3. Формирование новых компетенций у обучающегося.
4. Отсутствие страха потерпеть неудачу.
5. Наглядное представление процесса.
Геймификация образования – это технология. Любая технология имеет свою ведущую цель и задачи, которые позволят добиться этой цели, то есть, получить тот запланированный результат, который может предусматривать та, или иная образовательная технология.
Процесс геймификации способствует повышению интереса к учебе, повышает учебную мотивацию и позволяет быстро и эффективно получать все необходимые умения, навыки и компетенции. Игра и игровые элементы в данном случае будут являться полезным инструментом для достижения поставленных целей.
Как в любой игре, в геймифицированном образовании каждый последующий шаг зависит от самого субъекта. Геймификация позволяет говорить об индивидуализации в образовательном процессе, поскольку каждый школьник в игре ощущает собственную значимость и ответственность за то, что получится в конечном итоге [8].
При этом педагоги понимают, что процесс обучения с использованием игр и игровых элементов имеет кардинальные отличия от процесса обычной игры. Целью геймификации является процесс развития и формирования субъекта. Это получение новых знаний, формирование новых умений и приобретение полезных ключевых и предметных компетенций.
Лишь от педагога зависит, насколько глубоко он планирует погрузить учеников в игровую среду. Для этого необходимо разбить учебный курс на несколько образовательных уровней и продвигаться, от простого – к сложному, на каждом из этих уровней. Результат всегда один. Чем лучше младший школьник справляется с текущей частью предметной задачи, тем охотнее он продолжает свою дальнейшую работу. Каждый завершённый уровень, который прошёл ученик, позволяет говорить о том, что он готов к освоению следующего, более сложного уровня.
В этом процессе ученик видит свой прогресс. Это, несомненно, позволяет поддерживать его мотивацию. Риск того, что школьник не справится с более сложным заданием, несомненно есть, но это беспокоит его не больше, как если бы он играл в обычную игру [14].
У школьника всегда присутствует возможность предпринять несколько попыток для достижения успеха. Это поощряет его к дальнейшим действиям и не приводит к разочарованиям. Самым важным здесь будет то, что это не отвращает школьника от процесса обучения. Чем чаще ученик повторяет одно и то же действие, тем лучше он усваивает содержание учебного материала, что позволяет ему хорошо закрепить пройденный материал.
Большим плюсом в любой учебной игре является наличие наглядности в том процессе, который в настоящее время осуществляется. Каждый учитель в своей работе имеет сегодня возможность использовать самые разнообразные мультимедиа и ИКТ.
Элементы игры в учебно – воспитательном процессе позволяют обеспечить ряд преимуществ перед традиционным образовательным процессом. При геймификации появляется соревновательный элемент, который стимулирует каждого участника на получение запланированного результата. Учитель может предусмотреть виртуальную награду, которая интересует школьника и побуждает его прилежно учиться.
Процесс геймификации имеет ряд преимуществ. Он побуждает учеников к творчеству и помогает обрести смысл в повседневном рутинном процессе. Благодаря геймификации можно получить новые знания и умения, обрести новые полезные привычки, получить позитивный опыт командной работы и повысить уровень владения содержанием учебной дисциплины.
Эти процессы не могут не повышать уровень и качество знаний младших школьников. Процесс обучения становится психологически комфортным. Все открыты игре и присутствует высокая мотивация на достижение конечного результата. Отсутствует менторский дух со стороны взрослых, и нет никакого противостояния. Очевидно, что, как и в любой иной технологии – эта технология имеет и свои минусы.
К основному минусу можно отнести высокую стоимость процесса, по сравнению с обучением без элементов игры. Нельзя исключать вероятности низкого эффекта, если процесс игры не будет продуман учителем от самого начала и до самого конца. Но практика показывает, что школьники достаточно хорошо постигают учебное содержание в игре. Наличие игровых элементов пробуждает у них дальнейший интерес к учебе [17].
Большую роль во всех этих процессах играет педагог. В современной образовательной среде практически все педагоги владеют образовательными технологиями и всевозможными методиками, которые позволяют сделать учебно – воспитательный процесс интересным и продуктивным. Каждый педагог, прежде чем использовать в своей практике игровые технологии, проделывает огромную работу по отбору учебного содержания, заданий для учеников и выбору игровых сюжетов. Учитель может использовать элементы игры при проведении викторин, конкурсов, соревнований и др.
Исследователи всегда задавались вопросом, насколько влияет применение геймификации на повышение уровня учебной мотивации школьников. Преимуществом геймификации, к примеру, в виде квестов можно отметить то, что полученная от педагога информация сразу же применятся в действиях школьников.
Под образовательным квестом понимают форму обучающих и развлекательных программ, с помощью которой школьники полностью погружаются в происходящее. В настоящее время образовательные квесты находят всё большую популярность. Разновидностей квестов существует множество и у педагога всегда есть возможность подобрать для учеников наиболее подходящий квест. В ходе игры ученики получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Участие в квесте не только позволяет каждому участнику события проявить свои знания и способности. Это способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками и служит хорошим способом сплотить играющих учеников. В квестах всегда присутствует элемент неожиданности, в частности, неожиданная встреча, таинственность, смена декораций и др. [22].
Квест можно назвать инновационной формой обучения, которая позволяет обеспечить реализацию различных видов деятельности школьников:
- коммуникативную;
- игровую;
- познавательную;
- исследовательскую и др.
Использование в учебно – воспитательном процессе квест – технологий позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства. Любая игра создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. Школьникам нравится работать в командах и коллективно решать новые задачи. В ходе игры у детей появляется интерес к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций.
Здесь важно отметить, что освоение педагогом процессов геймификации потребует от него высокого профессионализма, начиная от подготовки игры и заканчивая рефлексией школьников. Такого рода работу лучше начинать с написания сценария, что также не является простой задачей для всегда занятого учителя. Но если учителю удаётся освоить игровые технологии и процесс геймификации, то можно говорить о высокой результативности обучения школьников не только в плане освоения учебного материала, но и в плане сплочения ученического коллектива [28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - N 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам / Л.Ю. Айснер Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2018. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 30.11.2024).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 19.03.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С. 2–6.
8. Байкалова, А.Ю. Педагогические игровые методики и геймификация как инструменты формирования эффективного вожатского отряда детского лагеря / А.Ю. Байкалова // Детский отдых в России: перспективы развития. 2019. Выпуск 3. — С. 250–257.
9. Борзова, Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе / Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
10. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения [электронный ресурс] / https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 19.03.2023).
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - N 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2015. - 304 с.
15. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта / М.В. Кларин //монография. — М.: Луч, 2016. — 640 с.
16. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 19.03.2023).
17. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
18. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 19.03.2023).
19. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
20. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе / Е.Д. Нелунова. – Иностранные языки в школе. – 2016. - N 7. – С. 62-65.
21. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
22. Олейник, Ю.П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия / Ю.П. Олейник // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 476-479.
23. Орлова, О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова // Вестник ТГПУ. — 2015. — № 9. — С. 60–54.
24. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С 15-17.
25. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
26. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 19.03.2023).
27. Толмацкая, У.В. Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации / У. В. Толмацкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84778/ (дата обращения: 17.02.2023).
28. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
29. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
30. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.