Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Возрастающие масштабы миграции, а также ее влияние на демографическую структуру и половозрастной состав населения, баланс на рынке труда определили потребность в регулировании миграционных процессов. В настоящий момент правительства, заинтересованные в обеспечении социально-экономического развития страны за счет обеспечения ее необходимыми трудовыми ресурсами, проводят соответствующую миграционную политику.
Одним из ключевых направлений государственной миграционной политики выступает формирование на национальном рынке труда достаточного предложения квалифицированной рабочей силы. Новые теоретические концепции о взаимосвязи человеческого капитала, экономического роста и научно-технического развития страны обосновывают стратегическую значимость квалифицированной рабочей силы для будущего социально-экономического развития страны и определяют миграцию в качестве одного из источников увеличения предложения интеллектуального труда на внутреннем рынке. С этой точки зрения миграционная политика может стать одним из механизмов, стимулирующих социально-экономическое развитие страны. Миграционные процессы являлись одним из наиболее значимых факторов формирования американской государственности на ранних этапах ее становления. Последующее социально-экономическое и политическое развитие Соединенных Штатов неразрывно связано с увеличивавшимся потоком мигрантов, чей труд и энергия способствовали укреплению экономики страны и повышению уровня благосостояния ее граждан. В связи с этим широкое распространение получила точка зрения, определяющая американскую нацию как нацию мигрантов.
Соединенные Штаты остаются единственной высокоразвитой страной мира, в которой население продолжает расти, причем достаточно высокими темпами: на 2 млн человек в год за счет естественного прироста и на 1 млн вследствие иммиграции. Основанные в качестве переселенческой колонии, США привлекали мигрантов со всего мира как пространство политической свободы и широких экономических возможностей. Объективная реальность требует объединения усилий отдельных ведомств по управлению миграционными процессами, более эффективного регулирования миграционных отношений, активизации борьбы с негативными явлениями и последствиями стихийных и незаконных миграций.
Методологическая основа исследования. В данном исследовании используется принцип историзма, объективности и системности. Принцип историзма дает оценку событий и явлений, с учетом конкретных исторических условий, позволяет хронологически проследить процесс формирования миграционной политики США.
Степень разработанности проблемы. Тенденции миграции специалистов из развивающихся стран в развитые были проанализированы Линдсей Лауэллом и Аланом Финдлэем. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме иммиграции в США показывает, что основное внимание ученых сосредоточено на изучении иммиграционных потоков в Соединенные Штаты, влияния мигрантов на социально-экономическую жизнь страны, положения отдельных иммигрантских этнических групп в американском обществе. В связи с реформированием иммиграционной системы США на различных исторических этапах предметом исследования в ряде работ выступает непосредственно содержание иммиграционной политики Соединенных Штатов.
Американские ученые С.Стауффер, Дж.Зипф, Э.Ли, В.Зелински, Дж.Массей, К.Бреттел, Дж.Холлифилд, Э.Равенштейн внесли значительный вклад в развитие теории миграции с точки зрения формирования ее основных постулатов.
Объектом исследования является миграция и миграционная политика в США.
Предмет исследования составляют деятельность исполнительных и законодательных органов власти Соединенных Штатов по формированию необходимых потоков и интенсивности миграции, а также количественные и качественные характеристики миграции.
Цель работы: - проанализировать влияние миграционной политики США на международные отношения на современном этапе.
Задачи работы:
-рассмотреть понятие и сущность миграционной политики, цикл миграционной политики;
- проанализировать экономические аспекты миграции;
- изучить миграционную политику США и влияние на международные отношения;
- раскрыть влияние миграции на экономику Соединенных Штатов.
Информационная база исследования включает в себя теоретические и эмпирические источники, которые освещают различные аспекты миграционной политики США, ее влияние на социально-экономическое развитие, а также на международные отношения. Она включает как нормативно-правовые акты, так и работы ученых и аналитиков в области миграции и международных отношений.
1. Нормативно-правовые акты: Федеральный закон «Об иммиграции и национальности» (Immigration and Nationality Act, INA) [22], который регулирует ключевые аспекты иммиграции в США, Закон об иммиграции и национальности 1990 года (Immigration Act of 1990) [23], который значительно расширил возможность легальной иммиграции в США, Закон о предоставлении убежища и статусе беженца 1980 года (Refugee Act of 1980) [25].
2. Научные работы и статьи: Линдсей Лауэлл и Алан Финдлей. «Тенденции миграции специалистов из развивающихся стран в развитые» [28], С.Стауффер, Дж.Зипф, Э.Ли, В.Зелински, Дж.Массей, К.Бреттел, Дж.Холлифилд, Э.Равенштейн. Работы по теории миграции и анализу её основных постулатов, Соловьева, М. И. «Миграционные процессы и их влияние на экономику США» [29].
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по демографии, истории, экономики, социологии, международному праву.
Нормативно-правовая база исследования. Нормативно-правовую базу исследования составляют правовые документы, определяющие миграционную политику США. В ходе исследования были изучены нормативно-правовые акты, регулирующие иммиграционный процесс в США, отчеты комиссий Конгресса по реформированию миграционной системы.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух разделов, четырех (пяти, шести) подразделов, заключения, списка используемых источников и литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН
1.1. Миграционная политика: понятие и сущность. Цикл миграционной политики
В последнее время в экономике процессы миграции приобрели масштабные размеры, охватив огромное количество территорий, групп и слоев населения. Данный процесс оказывает влияние на все стороны человеческой жизни.
Миграцию с точки зрения социального и правового феномена принято разделять на два основных вида: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция означает перемещение массы людей в масштабах одного государства. Внешняя миграция охватывает перемещение людей между различными государствами. Отдельно в общей структуре внешней миграции выделяют нелегальную форму, которая связана с перемещением людей вне правовых законов [6, С. 49]. В поисках постоянной занятости, набора социальных благ мигранты совершают территориальное перемещение в основном из стран с более низким уровнем развития и благосостояния в более стабильные и устойчивые в социально-экономическом развитии.
Несмотря на возрастающий интерес к миграции населения, нет единого подхода к формулировке этого понятия. Например, С.К. Бондырева под миграцией понимает активность населения в процессе ее перемещения с одной территории на другую, связанной с изменением местожительства.
В.И. Переведенцев рассматривает миграцию как фактор, оказывающий
влияние на динамические и структурные параметры жизни населения, а также определяет данное явление как «одно из условий нормального функционирования общества, с помощью которого может быть достигнуто оптимальное размещение трудовых ресурсов на территории страны, которое способствует выравниванию уровней экономического развития регионов, преодолению социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и селом и т.д.
Современные мегаполисы в силу специфики своего развития активно формируют миграционные потоки. И именно мегаполисы выступают центрами притяжения входящих потоков. Законы миграции Э. Равенштейна говорят о том, что миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые или промышленные центры и рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в них приростом [6, С. 89]. Ключевой же причиной миграции Э. Равенштейн выделяет именно экономическую.
В различных источниках научной литературы существует многообразие трактовок термина «миграционная политика». Одни авторы отталкиваются от необходимости взаимодействия между государствами приема и исхода, а другие трактуют ее как внутреннюю систему мер государства.
Основными причинами миграции населения, согласно данным концепциям, являются наличие экономических различий между регионами (странами), географические различия в предложении и спросе на рабочую силу, дифференциация уровня заработной платы и условий занятости между странами. Характерной особенностью данных теорий является подчеркивание значительных различий в уровнях экономического развития отдельных стран и регионов мира, что постоянно генерирует миграционные потоки.
Модели миграции населения можно вычленить исходя из особенностей различных исторических периодов развития общества:
1. Вынужденно-принудительная (характерна для периода массовой колонизации).
2. Индустриально-классическая (характерна для периода начала XIX — середины XX в.).
3. Диффузная (период 1970-1990-х гг.). Миграционные процессы этого периода неразрывно связаны со сложными структурными изменениями в новом международном разделении труда, с геополитическими преобразованиями, с масштабными процессами глобализации.
4. Транснациональная — нарождающаяся модель миграционных процессов.
Ключевым аспектом миграционных процессов в период глобализации является экономический фактор. В период глобализации крупные мегаполисы становятся центрами притяжения для мигрантов, что ставит новые задачи по управлению миграционными процессами. Под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факторам, вызывающим нежелательную миграцию.
Существовавшие с конца XIX века теории миграции отличаются фрагментарностью, описывая лишь некоторые аспекты. Наибольший интерес представляют подходы американских ученых. Это объясняется тем, что они практически первыми стали изучать проблемы миграции, поскольку формирование американской государственности проходило под воздействием колоссальных миграционных потоков. Среди американских ученых наиболее известны С. Стауффер, Дж. Зипф, Э. Ли, В. Зелински, Дж.Массей, К. Бреттел, Дж. Холлифилд. Одним из первых ученых, который предпринял попытку концептуализировать миграционные процессы, был Э. Равенштейн.
В 1885 году он в своем труде «Законы миграции» сформулировал одиннадцать миграционных законов (правил): больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния; чем крупнее территориальный центр, тем привлекательнее он для мигрантов; каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток; рост крупных городов в наибольшей степени обусловлен иммиграцией, нежели естественным приростом населения в них; масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли, особенно с развитием транспорта и средств коммуникаций; экономические причины миграции являются определяющими; горожане менее способны к миграции, чем уроженцы сельской местности; миграция осуществляется шаг за шагом; женщины более предрасположены к миграции, чем мужчины; большинство мигрантов — взрослые люди.
Семьи редко переезжают за пределы страны, в которой появились; миграции в основном направлены из сельскохозяйственных районов в центры промышленности и торговли. На базе теории Э. Равенштейна возникло множество теорий миграции, в том числе теория факторов притяжения и выталкивания. Законы Э. Равенштейна являются крайне важными, поскольку он был первым, кто выявил системную закономерность в миграционных процессах, обобщив ее посредством формулирования основных миграционных правил.
Следует согласиться с мнением о том, что миграционная политика представляет собой комплекс мероприятий, которые относятся к сфере государственного управления и включают процесс принятия решений, урегулированный правовыми нормами, контролируемый представительной властью и направленный на упорядочение миграционных процессов [12, С. 103]. Государственная миграционная политика – это система концептуально объединенных средств, с помощью которых государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, стремятся к достижению целей, которые должны соответствовать и современному, и будущему этапу развития данного общества.
Обобщая вышеперечисленные научные определения, можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.
Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища. Необходимо подчеркнуть, что миграционная политика является совокупной частью направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, правовой и иной деятельности государства.
Существует несколько индексов миграционной политики, и еще больше индексов находятся в стадии разработки. Доступные данные значительно различаются в зависимости от конкретного аспекта измеряемой миграции, количества включенных стран и количества охваченных лет.
Общие подходы и принципы миграции, применительно к условиям государства, сложившиеся в этой сфере, установлены конституционно- правовыми нормами, которые определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; право на убежище и круг лиц, имеющих это право; перечень органов, принимающих решения в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы. Институциональной основой служат субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные организации и физические лица.
За последнее десятилетие стало доступно больше данных о миграционной политике, в основном через исследовательские институты и международные организации. Индексы миграционной политики охватывают широкий спектр соответствующих областей, различные временные периоды и страны. Однако существуют определенные ограничения: индексы миграционной политики недоступны для многих стран, особенно для стран с низким уровнем дохода и стран происхождения; различные индексы также используют разные определения миграционной политики и применяют разные методы, такие как разные шкалы, агрегации, кодирование и охватывают разные годы; большинство индексов основаны на экспертной оценке правовых положений конкретной страны; многие индексы не могут быть легко воспроизведены и не являются общедоступными; индексы миграционной политики обычно не измеряют реализацию политики или ее соответствующие результаты. Например, индекс иммиграционной политики может описывать законы, регулирующие нелегальную миграцию в определенную страну; однако он не сообщает, применяется ли политика или сколько нелегальных мигрантов въезжает или проживает в стране.
Фрагмент для ознакомления
3
Научная литература
1. Войтоловская А.Р. Последствия миграционного кризиса в США для президентских выборов 2024 г. / А. Р. Войтловская // Сравнительная политика. – 2024. - № 15(1). – С. 115-143.
2. Иванов, А. С. Эволюция миграционной политики США: от прошлого к будущему / А. С. Иванов // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 478-479.
3. Нгуен, Линь Ньи. Тенденции внешнеэкономической деятельности в странах и регионах мира в условиях глобализации / Линь Ньи Нгуен // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 112-114.
4. Осадчий, Д. И. Анализ внешнеполитических приоритетов США в эпоху глобализации: проблемы и перспективы / Д. И. Осадчий // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 270-271.
5. Радченко, Н. С. Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране / Н. С. Радченко // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 207-209.
6. Капицын, В. М. Миграционная политика: опыт России и зарубежных стран : учебник / В.М. Капицын. - Москва : ИНФРЛ-М, 2024. - 418 с.
7. Малахов, В. С. Политика различий : культурный плюрализм и идентичность / Владимир Малахов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2023. – 284 с.
8. Миграционная политика в России и США: практика, проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции, 13 марта 2018 года / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал, Университет Западного Иллинойса, США ; [отв. ред.: А. Е. Илларионов, В. А. Сергевнин]. - Владимир : Владимирский фил. РАНХиГС, 2019. - 167 с.
9. Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития / Российская академия наук, Институт социально-политических исследований, Центр социальной демографии, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России, Кафедра демографической и миграционной политики ; под ред. С. В. Рязанцева [и др.]. - Москва : Экон-информ, 2019. - 435 с.
10. Мировое развитие / Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук ; Институт США и Канады Российской академии наук ; Институт Европы Российской академии наук. - Москва : ИМЭМО РАН. - 2021. - 224 с.
11. Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы : сборник матер. международной науч.-практич. конференции / под общ. ред. А. В. Шарковой, О. Н. Васильевой, г. Феодосия (Крым) — 4-6 мая 2016. — Москва : Научный консультант, 2024. - 336 с.
12. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбаковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с.
13. Тонконогов, А. В. Миграционные войны в современном мире / А. В. Тонконогов. - Москва : Тонконогов А. В., 2023. - 40 с.
14. Cornejo Villavicencio, K. The undocumented Americans / Karla Cornejo Villavicencio. - New York : One world, 2021. - XVII, 185 с.
15. Хотивришвили, А. А. Миграционная политика Европейского союза : подходы стран Вишеградской группы (2004-2020 гг.) / А. А. Хотивришвили. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2023. - 199 с.
16. Лауэлл, Л., Финдлей, А. (2008). «Тенденции миграции специалистов из развивающихся стран в развитые», Journal of Migration Studies.
17. Соловьева, М. И. (2010). «Миграционные процессы и их влияние на экономику США», Мировая экономика.
18. Ковалев, А.В. (2012). «Миграция как фактор социально-экономического развития США», Миграционные исследования.
19. С.Стауффер, Дж.Зипф, Э.Ли и др. (2007). Теория миграции: основные постулаты и подходы. Вестник социологии и миграции.
Электронные ресурсы
20. U.S. Immigration Policy Program [Электронный ресурс]. – URL: https://www.migrationpolicy.org/programs/us-immigration-policy-program (дата обращения 27.11.24).
21. How the United States Immigration System Works [Электронный ресурс]. – URL: https://www.americanimmigrationcouncil.org/research/how-united-states-immigration-system-works (дата обращения 27.11.24).
22. With New Strategies At and Beyond the U.S. Border, Migrant Encounters Plunge [Электронный ресурс]. – URL: https://www.migrationpolicy.org/news/fy2024-us-border-encounters-plunge (дата обращения 27.11.24).
23. Trump vs. Harris on immigration: Future policy proposals [Электронный ресурс]. – URL: https://www.piie.com/blogs/realtime-economics/2024/trump-vs-harris-immigration-future-policy-proposals (дата обращения 27.11.24).
24. What the data says about immigrants in the U.S. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pewresearch.org/short-reads/2024/09/27/key-findings-about-us-immigrants/ (дата обращения 27.11.24).
25. The U.S. benefits from immigration but policy reforms needed to maximize gains [Электронный ресурс]. – URL: https://www.epi.org/publication/u-s-benefits-from-immigration/ (дата обращения 27.11.24).
26. Immigration and Nationality Act (INA), U.S. Citizenship and Immigration Services (USCIS)
27. Immigration Act of 1990, GovTrack
28. Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act (IIRIRA), U.S. Congress
29. Refugee Act of 1980, Refugee Council
30. U.S. Census Bureau Reports
31. Congressional Reports on Immigration