Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных целей художественно-творческого образования дошкольников является всестороннее развитие личности ребенка и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Развитие творческих навыков – сложный и длительный процесс.
Дошкольный возраст является важной ступенью развития личности. Именно в этот период закладываются инициативность, любознательность, самостоятельность, творческое самовыражение, произвольность и др. качества, которые являются фундаментом для последующего развития.
Дети получают свои первые впечатления от искусства, изучая различные художественные средства. Разнообразие глубоких и непрерывных знаний, умений и навыков, устойчивые познавательные интересы, заинтересованность, инициативность, максимальная решительность в решении задач – все это творческие условия, которые можно постепенно изменять с помощью изобразительного искусства.
Такие занятия, как рисование, лепка, аппликации, конструирование, помогают развивать мелкую моторику рук ребенка, что, несомненно, важно для обучения письму в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) обеспечивает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении реализуются различные виды продуктивной деятельности, в том числе, – бумагопластика, т.к. бумага является одним из самых доступных материалов в детском учреждении, достаточно проста в использовании и безгранична в возможностях своего преобразования в художественный образ.
В ходе аппликации дошкольники могут показать важные особенности предметов, найти связи между предметами и явлениями и показать их в форме образного употребления. В этом виде творчества самостоятельно, независимо от взрослых вырабатываются обобщенные методы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления для поиска путей решения творческих задач и планирования своей деятельности.
Сегодня теоретики и практики отмечают, что особое значение в творческом процессе имеет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта. Занятия аппликацией является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая художественный образ из жизни, памяти или рисунка, дети изучают форму и фактуру, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев, что способствует развитию речи. Дети учатся внимательно рассматривать предмет, что развивает их наблюдательность. Изготавливая аппликацию, ребенок знакомится с объемной формой предмета, соединением его частей, у него развиваются навыки работы двумя руками, умение координировать движения рук, мелкая моторика пальцев и глаз. Чем чаще ребенок занимается аппликацией, чем разнообразнее материал, из которого он творит, тем активнее он развивается. Тем самым в практике работы в ДОО все большее внимание уделяется нетрадиционным средствам аппликации.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития навыков аппликации у детей старшего дошкольного возраста в технике коллаж.
Объект исследования – использование аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использования техники коллаж как средства развития навыков аппликации у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие об аппликации и ее видах;
2. Описать особенности развития навыков работы с аппликацией в старшем дошкольном возрасте;
3. Рассмотреть методику обучения аппликации в старшей группе;
4. Представить методические рекомендации по развитию навыков аппликации у детей старшего дошкольного возраста посредством технике коллаж.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что описанные методы организации работы по аппликации в технике коллаж с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития навыков аппликации у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие об аппликации, виды аппликации в ДОУ
Развитие художественного творчества детей в детском саду осуществляется как в непосредственной учебной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Л.А. Парамонова дала следующее определение бумагопластики – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги [8, с.37].
В практике работы ДОО существует несколько видов работы с бумагой:
- Обрывная аппликация (Рисунок 1). Данная аппликация выполняется с помощью рваной бумаги. Такие подделки получаются пушистыми. Старшие дошкольники могут обрывать кусочки бумаги, придавая им нужную форму.
- Накладная аппликация (Рисунок 2). Такие аппликации позволяют развивать у детей логическое мышление. Суть аппликации состоит в том, чтобы накладывать друг на друга изображения размером от большего к меньшему. Такие аппликации выпуклыми и объемными.
- Модульная аппликация (мозаика) (Рисунок 3).
При такой технике образ будущей картины получается путем наклеивания множества одинаковых форм. Важное значение при этом отводится правильному расположению элементом отдельных цветов, чтобы был виден рисунок мозаики.
- Симметричная аппликация (Рисунок 4). Для симметричных изображений заготовку –квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
- Ленточная аппликация (Рисунок 5). Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Силуэтная аппликация (Рисунок 6). Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру. Такой вид аппликации является самым легким среди перечисленных. Так как вырезанные заготовки наклеиваются на бумагу. При этом необходимо выдерживать композицию будущей подделки.
- Аппликация из салфеток. Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Для выполнения аппликации нужны обычные салфетки и клей.
- Скрапбукинг – это вид рукодельного искусства, которое заключающийся в изготовлении и оформлении открыток, альбомов, фотоальбомов, фоторамок определенной тематики, украшенных декоративными предметами [14]. Скрапбукинг является увлекательной техникой бумагопластики.
- Коллаж - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.) [9].
В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, перчаток, вееров шляп и др.) [3].
Смысл аппликации – приклеивание кусочков предметов на лист бумаги. В результате этой работы получается силуэт предмета, его плоское изображение. Создание таких силуэтных изображений требует от ребенка большого размышления и воображения, поскольку в силуэте нет деталей, поддерживающих основные черты предмета. Делая аппликацию, дети учатся подбирать цвета и сопоставлять детали по цвету, форме и размеру. Аппликация развивает чувство ритма и пропорций предметов, что способствует развитию художественного вкуса [9].
Особенность аппликации в том, что в процессе создания изображения дошкольникам не нужно раскрашивать или раскрашивать предмет, поскольку воспитатель дает им разные цветные бумажки [8]. Многие приемы изобразительного искусства недоступны детям из-за своей сложности или условности. Реализм изображений, изображаемых детьми дошкольного возраста, будет заключаться в определенных особенностях, позволяющих узнавать предметы. Большое значение в реалистическом воспроизведении картин имеет метод изображения. Дети узнают о форме предмета, соотношении его частей, расположении предметов в пространстве, цвете и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгер, Л.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2013. - - 335 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1968.
3. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 24.11.2024).
4. Ильмиева, С.Р. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации / С. Р. Ильмиева // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89526/ (дата обращения: 01.12.2024).
5. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985.
6. Кучутова, М.А. Развитие творческих способностей у дошкольников посредством аппликации / М.А. Кучутова, С.С. Яковлева// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov-posredstvom-applikatsii (дата обращения: 01.12.2024).
7. Лошкарева, О.Н. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: Курс лекций: учебное пособие / О. Н. Лошкарева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - 119с.
8. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова – М.: Просвещение, 1996. – 78 с.
9. Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду: учебное пособие помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - Москва, Академия Холдинг, 2007. – 134 с.
10. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. - 2015. - № 3 (83). - С. 808-813
11. Насурлаева, Н.А. Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации / Н.А. Насурлаева // Научный поиск. - 2014. - №. 2.8. - С. 32-49
12. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред.проф. Образования / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.
13. Погодина С.В. Теория и методика детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
14. Рузанова Е.С. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2018; № 3: 37 - 39.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 04.12.2023).
16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
17. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2019. – 272 с.
18. Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка /Е. В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67–70.