Фрагмент для ознакомления
2
Во времена правления Петра I лесное законодательство получило значительный импульс для своего дальнейшего развития. Петр I заложил основы системы лесоуправления, включив создание государственной лесной стражи для охраны корабельных лесов, учреждение Адмиралтейства как центрального органа по управлению лесами, а также введение службы вальдмейстеров, ответственных за соблюдение лесного законодательства. Кроме того, был издан первый государственный акт, регулирующий лесное хозяйство страны, — «Вальдмейстерская инструкция», которая ставила своей целью сохранение заповедных лесов.
Важным этапом в развитии лесного законодательства стало принятие в 1977 году Основ лесного законодательства Союза ССР, а также Лесного кодекса РСФСР, который вступил в силу 1 января 1979 года. Согласно этим документам, леса были признаны всенародным достоянием, что означало, что право на использование природных ресурсов принадлежало не отдельным гражданам или организациям, а всему народу. Это нововведение обеспечивало рациональное и справедливое распределение лесных ресурсов в интересах общества.
Советское государство, как единый собственник лесов, определяло порядок их использования, воспроизводства, охраны и защиты, не ограничиваясь правами частных лиц или организаций на эти природные богатства. Это положение было ключевым для обеспечения рационального использования лесных ресурсов и их сохранения.
Следующим этапом в развитии лесного законодательства стало принятие 6 марта 1993 года Основ лесного законодательства Российской Федерации (далее — Основы). В соответствии с данными Основами, лесной фонд был передан в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации, включая республики, автономные области, автономные округа, края, области, а также города Москвы и Санкт-Петербурга. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществлялись в интересах как местных народов, так и всех граждан Российской Федерации.
Основы стали основой для внедрения рыночных элементов в регулирование лесных отношений. Одним из значимых нововведений стало использование договора аренды как одного из способов пользования лесом. Данный акт отменил централизованный порядок распределения лесосечного фонда, что позволило предоставить участки лесного фонда на основе прямых переговоров, а также через лесные торги и конкурсы, как это предусмотрено статьей 28 Основ. Введение нового лицензионного порядка наряду с ранее действующим разрешительным порядком регулирования лесопользования стало важным шагом. Вдобавок, Основы закрепили антимонопольные требования, что стало новеллой в законодательной практике лесного хозяйства.
Исторический опыт свидетельствует о том, что в России доминирующей формой собственности на леса всегда была государственная собственность, которая обеспечивала эффективное использование лесных ресурсов. Важно учитывать, что опыт управления лесным хозяйством, существовавший до Революции, имеет значительное значение для современной практики. Отсутствие значительных изменений в каждой новой редакции Лесного устава нельзя считать его недостатком. Наоборот, длительное действие этих норм и отсутствие существенной реорганизации управления государственными лесами в Российской империи до 1917 года способствовали стабильному и устойчивому лесовому хозяйству, чего не хватало в последующие периоды, включая современный. Леса, требующие длительного времени для роста, нуждаются в устойчивом управлении и внимательном ведении хозяйства.
Как в дореволюционном, так и в советском законодательстве леса подразделялись на категории в зависимости от их целевого назначения, что позволяло более эффективно организовывать их использование и разрабатывать мероприятия для их защиты, охраны и воспроизводства.
1.2. Механизмы регулирования лесопользования - зарубежный опыт
Основными методами государственного регулирования экономического развития в условиях рыночной экономики являются институциональные, индикативные и административные методы.
Институциональные методы включают определение прав собственности, создание рынка прав пользования и конкуренции, налогообложение, кредитование, сертификацию, аудит, страхование, установление сервитутов, формирование общественного мнения и стимулирование ответственного экологического поведения. Индикативные методы государственного управления включают индикативное планирование, установление социальных стандартов и нормативов, разработку и утверждение критериев и индикаторов устойчивого управления лесами, а также их пороговых значений для анализа и оценки функционирования и развития объектов управления. Также к индикативным методам относится установление нормативов лесопользования и формирование государственного заказа. Через эти методы органы исполнительной власти формируют цели, критерии оценки эффективности управления и механизмы взаимодействия.
Государство, являясь экономически заинтересованным субъектом лесных отношений и владельцем государственной собственности на лесной фонд, должно осуществлять учет объектов государственной собственности, формировать рынок прав на лесопользование и регулировать ценовую политику, поддерживая баланс доходов и расходов в лесном хозяйстве в рамках консолидированного бюджета с целью увеличения стоимости собственности и повышения доходности. Таким образом, экономический механизм государственного управления лесным фондом включает: учет лесного фонда и лесных ресурсов, их экономическую оценку, виды пользования, платежи за пользование, формирование доходов от использования лесных ресурсов и финансирование расходов на их воспроизводство, охрану и защиту.
Рис.1.1. Схема экономического механизма государственного управления лесами
Административные методы государственного управления лесами включают такие механизмы, как стандартизация, наложение штрафов за нарушение норм и правил лесного законодательства, рассмотрение дел в судах, распоряжения, запреты, ограничения, а также выдачу разрешительных документов. Эффективное сочетание административных методов и рыночных механизмов должно быть направлено на оптимизацию использования и воспроизводства лесных ресурсов, что способствует стабильному развитию лесного сектора экономики.
Рассмотрим более детально институциональные методы государственного регулирования в управлении лесным хозяйством на примере аренды лесных участков. Развитие долгосрочной аренды лесных участков в качестве основного способа организации лесопользования в Якутии имеет значительное влияние на функционирование лесного сектора страны. В процессе институционализации лесоуправления решаются две важные задачи: первая — это создание институциональной среды для эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в условиях рыночной экономики; вторая — интеграция этой среды в систему международных институтов устойчивого управления лесами.
Институциональная среда долгосрочной аренды лесных участков в условиях социально ориентированной рыночной экономики и государственной собственности на лесной фонд должна обеспечивать баланс интересов государства, бизнеса и общества, способствуя устойчивому управлению лесами. Лесной кодекс Российской Федерации установил новые механизмы взаимодействия субъектов лесных отношений, продолжив процесс институциональных преобразований в систему лесоуправления, направленных на её децентрализацию. Установленные институты лесных отношений, регулируемые Лесным кодексом, направлены на либерализацию лесопользования, оптимизацию государственного участия в лесном хозяйстве и переход от административных методов к договорным, что создает условия для развития партнерства государства с частным бизнесом в сфере использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Договор, как инструмент правового регулирования лесных отношений, применяется отдельно от традиционных административных механизмов, таких как разрешительные документы (лесорубочный билет, ордер, лесной билет). Это делает договор самодостаточным механизмом в контексте регулирования лесопользования. На уровне субъектов Российской Федерации для управления лесами закреплены такие инструменты государственного управления, как лесной план субъекта РФ, лесохозяйственные регламенты для лесничеств и лесопарков, государственная экспертиза проектов освоения лесов, государственный лесной реестр, а также государственный лесной контроль и надзор.