Фрагмент для ознакомления
2
организации
В настоящее время финансовое планирование получило совершенно другое содержание. В организации финансового планирования выделяют множество проблем на его различных этапах: возникает завышение требований при определении финансового плана; очень медленный процесс его составления; в большинстве случаев отсутствуют четкие стандарты и цели при формировании разделов плана. Очень большая проблема заключается в том, что финансовое планирование не представляет собой единое целое, так как нет взаимоувязанного и взаимообусловленного стратегического и текущего планирования. И как результат вышеописанного это низкий процент выполнения финансовых планов.
Финансовая работа, по мнению Ермолаевича Л.Л., – деятельность, целью которой является своевременное обеспечение предприятия ресурсами для удовлетворения ее воспроизводственных нужд, активной инвестиционной активности и выполнение денежных обязательств перед государством, другими финансовыми учреждениями и работниками [1, с. 78].
Основными направлениями финансовой работы являются: оформление платежных документов и расчетов; организация расчетов между бюджетами, расчетами, банками и предприятиями; максимизация прибыли; оптимизация стоимости капитала и структуры; разработка механизма по управлению финансовыми ресурсами с учетом стратегических целей деятельности предприятия; достижение максимальной финансовой открытости для инвесторов.
В современном мире финансовая работа приобретает новое содержание, которое связано со становлением предприятий организационно-правовых форм, с изменением отношений собственности, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов. Основные направления определяют содержание финансовой работы. Сюда входит: разработка программы по управлению финансовыми потоками предприятия, обеспечивающая высокий уровень дохода и защиту от рисков; определение основных направлений использования финансовых ресурсов на определенный период; осуществление действий, направленных на достижение конкретных целей.
Роль финансовой работы заключается в том, что она затрагивает все стороны деятельности предприятия. Ее эффективное использование приводит к достижению наилучшего результата с использованием наименьших затрат. Главная особенность – в комплексном использовании инструментов. Финансовый анализ – важнейших инструмент, с помощью которого принимаются объективные решения, оцениваются финансовые ресурсы на период, вырабатываются прогнозы на ближайшее время [5, с. 44].
Финансовая работа оказывает влияние на финансовую службу путем определения задач, целей и функций на предприятии. На финансовые отделы возлагается большая ответственность – это разработка финансовых показателей, увеличение финансовых ресурсов, также это оценка проектов перспективного плана и составление годовых финансовых отчетов предприятия.
Финансовая служба, как субъект выполнения финансовой работы, – структурное подразделение, которое выполняет определенные функции, в составе которых лежит обеспечение эффективного развития и предоставление информации, в системе управления предприятием. Одним из таких подразделений выступает финансовый отдел, структура и численность которых зависит от хозяйственной деятельности, организационно-правовых форм, а также численностью работников и объемом продаж [3, с. 89].
Для каждого предприятия составляется своя схема управления финансово-экономической службы за счет концепции финансовой деятельности предприятия.
Помимо вышеперечисленных отделов, существуют финансовый отдел, юридический отдел, отдел заработной платы, отдел труда, планово- экономический отдел и др.
Для управления финансовым отделом и финансами на предприятии необходимы финансовые менеджеры со специальной подготовкой в области финансового бизнеса, под руководством которых лежат следующее:
1) управление финансовыми ресурсами;
2) финансовое планирование;
3) инвестиционная деятельность;
4) управление структурой капитала;
5) контроль и анализ результатов.
При формировании финансовой службы требуется соблюдать следующие принципы:
1) принцип экономической эффективности. Система по управлению финансами должна быть целесообразной, ибо прямые расходы должны быть оправданы прямыми или косвенными доходами;
2) принцип финансового контроля. Деятельность предприятия, работники и подразделения должны периодически проверяться. На основе этого существует аудиторская деятельность, задачей которой являются проверка бухгалтерской отчетности, денежной декларации и других финансовых обязательств;
3) принцип финансового стимулирования. Сущность принципа состоит в разработке механизма по повышению эффективности труда работников и подразделений;
4) принцип материальной ответственности. Заключается в том, что лица, имеющее отношение к управлению материальными ценностями, несут ответственность рублем за неоправданные результаты своей деятельности [4, с. 71].
Финансовой работе на предприятии в условии рыночных отношений следует уделять огромное внимание, так как за счет нее можно поднять эффективность экономики.
Финансовое планирование на предприятие обычно включает в себя ряд определенных процедур. Прежде всего, начинается эта работа с финансового анализа, далее следует финансовое планирование и бюджетирование. Одними из основных звеньев также является управление финансовыми отношениями на исследуемом предприятии, управление его денежными фондами и денежными потоками, управление реализацией готовой продукции. Также в состав финансового планирования на предприятии входит управление стимулированием экономического развития, организация внутренних финансовых отношений финансовых отношений с поставщиками. И в завершении процесса финансового планирования на предприятии происходит определение и реализация политики долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений [8, с. 21].
Значительную роль в финансовом планировании на предприятии занимает ценовая политика, которая напрямую способствует максимизации рентабельности продаж, увеличению скорости продвижения и реализации готовой продукции предприятия на рынке, максимизацию чистого собственного капитала, обеспечивает стабильность рыночных позиций и расширение сегмента рынка [7, с. 89].
Оперативная деятельность должна обеспечить устойчивое финансовое положение на рынке, получение средств за продукцию, выполнение работ и предоставленные услуги. Также она должна включать расчеты между поставщиками и покупателями, вести операции, соблюдать контроль за совершением ранее принятых решений.
Одним из важнейших финансовых инструментов является финансовая математика, дающая возможность решать многопараметрические финансовые задачи. Наравне с оперативной работой является финансовое планирование, объект которого распределительный процесс, и контрольно- аналитическая работа. Финансовый план – задание на изменение финансовых показателей распределительных процессов [2, с. 41].
Реализация принципа планомерности базируется на использовании основных категорий: гипотеза, прогноз, план. Соотношение указанных категорий формирует механизм постоянного планирования в рыночных условиях (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Категории планомерности в перспективном планировании
Финансовые прогнозы предшествуют составлению финансовых планов. План должен быть сбалансирован. Даже если имеет место быть дефициту на предприятии, то должны быть источники покрытия этого дефицита.
В процессе финансового планирования можно выявить три главных метода: метод коэффициентов, нормативный и балансовые методы [6, с. 78].
Таким образом, содержание финансовой работы многогранно, включающая в себя разработку концепции управления финансами. Многие проблемы в финансовой работе связаны с отсутствием финансового планирования. Организация финансовой работы может быть более успешна, если: происходит объединение интересов финансовых служб при составлении плана; составленные в ходе финансовой работы планы балансируются между собой; действует система мотивации работников; контроль за разработкой, выполнение и реализации плана; разработка системы документооборота; взаимосвязь между действующими планами. Только при реализации данных путей решений возможно благоприятное существование финансовой работы на предприятии.
1.2. Бюджетирование в текущем финансовом планировании организации
Бюджетирование как инструмент управления бизнесом основано на наборе взаимосвязанных бюджетов на уровне финансовой структуры и позволяет обеспечить прозрачность, четкие цели и координацию в работе всех центров финансовой ответственности и всего предприятия, выявлять риски и повышать гибкость хозяйствующих субъектов к негативным внешним и внутренним явлениям. Бюджетная работа разрабатывает взаимосвязанные планы производственной и финансовой деятельности различных подразделений и всего предприятия на основе текущих и стратегических целей, отслеживает и анализирует их выполнение, а также влияние руководства на корректировку процессов.
Представление и понимание этого термина научным сообществом является общим и всеобъемлющим - нет никакой разницы в его конкретной ситуации с точки зрения новизны. В широком смысле бюджетирование - это «регулярная система управления экономикой, направленная на оптимизацию потоков капитала», «инструмент для организации учета и контроля финансовых ресурсов», «общая концепция методов финансового планирования» и «общий инструмент управления ресурсами и организациями». В некоторых публикациях понятие «бюджетирование» описывается как «процесс формирования и исполнения бюджета». Следует отметить, что в публикациях мнений различных авторов и аналитиков это наиболее точное определение этого понятия [4, с. 45].
Аргументация теоретических положений и аргументация выводов осуществляются на основе диалектики, анализа, абстракции, табличных, графических и других методов.
Бюджетирование как модель управления ресурсами организации специально создано для организации контроля и планирования деятельности компании и может быть использовано для всех отечественных и зарубежных предприятий. Первоначально бюджет использовался для защиты инвестиций акционеров и обеспечения того, чтобы высшее руководство контролировало расходы компании.
Составление бюджета, из-за сложности процесса, само по себе является очень длительным и дорогостоящим, поэтому его применение будет считаться эффективным только в том случае, если у компании есть надежный процесс контроля за выполнением бюджетного плана. Например, «Ford Motor Company» тратит в среднем около 1,2 миллиарда долларов США в год на процесс составления бюджета и контроль за его выполнением. Поэтому важно обеспечить соблюдение всех показателей доходов и расходов компании в течение планового периода. В то же время также важно контролировать сумму доходов или расходов, введенную менеджером по управлению в качестве показателя планирования. Если компания вводит строгие санкции за несоблюдение своего бюджета, то сотрудники, которые составляют план, могут намеренно преувеличивать расходы и занижать доходы. В этом случае вероятность невыполнения запланированных показателей будет ниже. Однако из-за такого составления бюджета компания понесла убытки. Если бы цель была оценена более точно, она действительно могла бы получить более высокую прибыль. Поэтому компания должна создать систему контроля за подготовкой и применением бюджетных планов, но в то же время она не должна налагать чрезмерно суровые санкции за невыполнение этих планов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипова А.М. Бизнес-план – залог успешной предпринимательской деятельности / А.М. Антипова, А.А. Ахматалиева, С.К. Демченко // Образование и наука в современных условиях: материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 189-190.
2. Афоничкин, А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология [Текст]: учебник и практикум для вузов / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко; под редакцией А. И. Афоничкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 217 с.
3. Балихина Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. [Текст] - М.: Юнити, 2019. - 256 c.
4. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2022. – 245 с.
5. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Л. Е. Басовский. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
6. Бережная, Е.В., Бережной, В.И., Бигдай, О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций) [Текст]: Учебное пособие. – Инфра-М, 2020. – 336с.
7. Богданова В.А. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента / В.А. Богданова, Е.А. Кыштымова // Современные концепции, учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». – 2022. – С. 79–83
8. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
9. Бодряков Р. Анализ оборотных средств и товарных ресурсов // Логистик & система. №3 март 2022. – 276 с.
10. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2022. – 123 с.
11. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции [Текст]: учебное пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Москва : «КноРус», 2022. – 300 с.
12. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Изд-во ПРИОР, 2019. – 227 с.
13. Быстров С. А. Организация гостиничного дела: Учебное пособие. – М.: Форум, 2019 – 432 с.
14. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М.: Инфра-М, 2019. – 340 с.
15. Ворожбит О. Ю., Титова Н. Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2024. — № 1. — С. 134–139.
16. Гайдук, В. И. Стратегическое планирование основного капитала на малых предприятиях[Текст] / В. И. Гайдук, И.В. Ариничев, Э. Е. Такахо // Труды КубГАУ, 2022. – №6(39). – С. 54-58.
17. Лихачева, О.Н., Щурова С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевич. – М.: Вузовский учебник, 2022. – 288 с.
18. Лопарева, А.М. Бизнес-планирование: учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. — М.: Форум, 2022. — 176 c.
19. Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2022. — 208 c.
20. Немети, Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2022. — 272 c.