Фрагмент для ознакомления
2
Формирование потребности и способности к самостоятельному обучению, непрерывному образованию и самовоспитанию у школьников является важной стратегической задачей современной российской школы. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования определяет основные цели образования, одна из которых направлена на формирование личности учащегося, творческих способностей, интереса к учебе, стремления и умения учиться. Невозможно решить эту проблему, не вызвав у обучающихся постоянного любопытства и желания узнавать что-то новое. От этого зависит будущая успешность школьников не только в школьные годы, но и в дальнейшем.
В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности привлекает внимание как исследователей, так и педагогов-практиков, занимающихся поиском эффективных методов и мероприятий развивающего обучения.
В современном образовательном процессе важным аспектом является учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В этом контексте Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) представляет собой основу для реализации дифференцированного подхода, который способствует не только развитию познавательных мотивов, но и творческого потенциала учащихся.
Современный образовательный процесс рассчитан на среднестатистического школьника и закреплен государственным образовательным стандартом. Индивидуальное время, затрачиваемое учащимися на изучение этого объема знаний, не совпадает со средним показателем, указанным в официальной учебной программе. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии дифференцированного обучения.
Основным преимуществом дифференцированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темп учебной деятельности ребенка к его особенностям.
Изучение вопросов дифференциации/индивидуализации образовательного процесса занимались И. Э. Унт, А. А. Кирсанов, Г.К. Селевко, Е. С. Рабунский, Т.Е. Крыжановская и др. Таким образом, данная область знания максимально исследована. Однако остаётся ряд нерешенных вопросов в области дифференциации процесса на уроках математики.
В образовательной процессе важен не только процесс содержания обучения, но и процесс оценки качества усвоения знаний обучающимися. В основе дифференциации заложена не только разделение учебного материала по определенным критериям, но и дифференциация контрольно-оценочных средств, ориентированных на каждого школьника.
Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучении необходимы для того чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьными предметами.
Проблема: педагогические условия, обеспечивающие применение дифференцированного подхода и формирование познавательного интереса учащихся при обучении математике.
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предметом исследования выступают использование дифференцированного подхода и формирование познавательного интереса к математике.
Цель исследования: выявить педагогические условия, обеспечивающие применение дифференцированного подхода и формирование познавательного интереса учащихся при обучении математике.
Определение объекта, предмета и цели позволили сформулировать следующие задачи:
1. Провести анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования
2. Рассмотреть понятие, виды и психолого-педагогические основы дифференцированного подхода в обучении;
3. Определить сущность и специфику формирования познавательного интереса и роль учителя в его формировании;
4. Выявить уровни познавательного интереса к математике у учащихся 4 класса и особенности в подборе средств стимулирования познавательных интересов у групп учащихся, имеющих различный уровень интереса;
5. Разработать конспекты уроков по математике с учетом дифференцированного подхода к учащимся 4 класса.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Дифференцированный подход в воспитании и обучении подразумевает адаптацию образовательного процесса к социально-психологическим особенностям групп воспитания. Это может быть, как формальное объединение (класс), так и неформальные группы, складывающиеся на основе общих интересов или личностных качеств. Такой подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой с классом и индивидуальной работой с каждым ребенком, что делает его особенно ценным в условиях больших классов.
Рассмотрим определения понятию о дифференцированном обучении.
С. E. Покровская определяет дифференциацию следующим образом: «организация и выбор особых условий для обучения учащихся с целью эффективного развития их индивидуальных и личностных качеств» [14, с.123].
И.Э. Унт интерпретирует определение дифференциации следующим образом: «дифференциация заключается в учете индивидуальных характеристик учащихся таким образом, чтобы учащиеся были сгруппированы на основе каких-либо характеристик для индивидуального обучения; в этом случае обычно обучение происходит по нескольким различным учебным программам» [16, с.57].
Той же точки зрения придерживается и Е.С. Рабунский. По его словам, «дифференциация образования заключается в разделении учебных программ и программ в классах старших классов, которые выполняются на факультативах» [15, с. 179].
Исходя из этого, Э.С. Рабунский продолжает по этому поводу «... образовательный процесс, характеризующийся учетом типичных индивидуальных различий учащихся, часто называют дифференциацией, а обучение в этом процессе называется дифференцированным обучением» [15, с. 66].
Дифференцированное обучение, по мнению Н.К. Гончарова, как «гибкое средство, которое при строгом соблюдении одинакового объема знаний по основным учебным предметам позволяет обогащать учебную работу школы, выявлять и развивать интересы учащихся, их склонности и способности, которые способствуют подготовке молодежи к выбору специальности по окончании образования» [6, c. 85].
Обобщив, получим, что дифференциация обучения - это условие индивидуализации всего педагогического процесса.
Преимущества дифференцированного подхода:
1. Учет индивидуальных особенностей: Одним из главных преимуществ является возможность учитывать уникальные способности и интересы каждого ученика. Это позволяет развивать их сильные стороны и минимизировать влияние слабых.
2. Создание разнообразных форм работы: Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и форм работы, таких как игры, соревнования и временные творческие коллективы. Это не только делает обучение более увлекательным, но и способствует развитию социальных навыков.
3. Обогащение познавательной деятельности: В рамках дифференцированного подхода учащиеся могут взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми, что обогащает их опыт и расширяет горизонты познания.
4. Изучение межличностных отношений: Эффективность дифференцированного подхода во многом зависит от понимания и анализа межличностных отношений в группе. Это позволяет педагогам корректировать свои действия и выбирать наиболее эффективные методы взаимодействия.
Для успешной реализации дифференцированного подхода необходимо создать творческую атмосферу сотрудничества в образовательной организации. Это включает в себя:
- Создание условий для демократического управления: Важно, чтобы все участники образовательного процесса — как педагоги, так и ученики — чувствовали свою значимость и могли вносить предложения по улучшению учебного процесса.
- Организация специальных педагогических ситуаций: Это могут быть как учебные проекты, так и творческие задания, которые помогут раскрыть способности каждого ребенка и создать условия для их самовыражения.
- Регулярный мониторинг и анализ результатов: Педагоги должны постоянно отслеживать успехи и трудности учащихся, чтобы своевременно корректировать подходы и методы работы.
Дифференцированный подход в воспитании и обучении — это не просто метод, а философия, ориентированная на развитие каждого ребенка как личности. Он позволяет создать образовательную среду, в которой каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал, развить творческие способности и научиться взаимодействовать с окружающими. Важно помнить, что успех такого подхода зависит от совместных усилий педагогов, родителей и самих учащихся, и только в атмосфере доверия и сотрудничества можно достичь максимальных результатов.
Селевко Г.К. выделил следующие типы и виды дифференциации: по индивидуально-психологическим особенностям и по организационному уровню.
Индивидуально-психологические виды дифференцированного обучения основаны на приоритете учета особенностей обучающихся (Рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. No 287. – Текст: электронный // Гарант : информационно-правовой портал. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ – (дата обращения: 18.11.2024).
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – Москва : Просвещение, 2014. – 176 с. – Текст : непосредственный.
3. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – Москва, 2018. – 75 с. – Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2020. – 127с. – Текст : непосредственный.
5. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения : Учеб. пособие / А.Ю. Дейкина; М-во образование Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. - 47. – Текст : непосредственный.
6. Гончаров, Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях / Н. К. Гончаров. - Москва : [б. и.], 1971. - 24 с. – Текст : непосредственный.
7. Жукова, Н.В. О реализации принципов индивидуализированного и дифференцированного обучения/ Н.В. Жукова, Е.Г. Садомская. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2018. - №1. - С. 34-39.
8. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – Москва : Педагогика, 2012. – 174 с. – Текст : непосредственный.
9. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костарева. – Москва : КАРО,2018. –118 с. – Текст : непосредственный.
10. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учебное пособие / Г.Ю. Ксензова – Москва : Педагогическое общество России, 2015. – 213 c. – Текст : непосредственный.
11. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт-Петербург, 2018.– С.55. – Текст : непосредственный.
12. Максимов, Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Л.К. Максимов. – Текст : непосредственный // Мотивация учения. – Волгоград, 2018.
13. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный. – Текст : непосредственный // Профильная шк. : учебно-методический и научно-практический журнал - 2007. - №6. - С. 3-11.
14. Покровская, С. Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах: пособие для учителей и руководителей школ, практических школьных психологов / С.Е. Покровская. – Минск: Бел. наука, 2002. – 124 с. – Текст : непосредственный.
15. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. – Москва : Педагогика, 1975. – 321 с. – Текст : непосредственный.
16. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – Москва : Педагогика, 1990. – 145 с. – Текст : непосредственный.
17. Шахмаев, Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. Методические рекомендации / Н.М. Шахмаев. - Москва : 1989. – 214 с. – Текст : непосредственный.
18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва : Просвещение, 2019. – 214 с. – Текст : непосредственный.