Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы преподавания истории для обучающихся с ОВЗ 5
1.1. Характеристика понятий. Технологии, используемые для учащихся с ОВЗ в 5-9 классах 5
1.2. Особенности преподавания истории для классов с ОВЗ 10
1.3. Основные проблемы и пути решения 13
Глава 2. Практические основы преподавания 20
2.1. Характеристика учебно-методических пособий 20
2.2. Разработка технологической карты занятия 21
Технологическая карта урока. 22
Заключение 28
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Предмет «История» является обязательным для изучения в курсе основной общеобразовательной школы. Правильно организованная, планомерная, систематическая учебная работа по истории способствует формированию предметных и метапредметных компетенций учеников, в том числе, у школьников с ОВЗ. Разработка и использование разноуровневых упражнений и заданий, внедрение нетрадиционных форм занятий, введение элементов игры и занимательности – все это дает положительные результаты и значительно повышает интерес школьников к изучению истории.
Систематизация учебного материала осуществляются в процессе освоения программного содержания курса в течение всего учебного года. В рабочих программах и соответствующих им УМК уроки целенаправленного повторения в начале года всегда предусмотрены. На таких уроках учитель всегда может проверить уровень знаний и умений школьников. Если школьник с ОВЗ хорошо владеет пройденным учебным материалом, он легко узнаёт знакомые тексты, демонстрируя при этом активизацию долговременной памяти, внимание, мышление, логику и др. При работе в группе, школьники способны самостоятельно формулировать вопросы друг другу, на основе знакомых текстов [10].
Педагоги практики отмечают, что на уроках истории важно уметь работать с текстами, с историческим материалом, документами, хронологическими таблицами и др. Очевидно, что каждый школьник должен владеть критическим мышлением и учитель на уроке истории использует разнообразные педагогические технологии, в том числе, технологию критического мышления.
Прежде чем школьник сможет выйти на продуктивный и творческий уровень при работе с текстами, в его сознании должны уложиться десятки различного рода алгоритмов при работе с текстами. Лишь после этого речь может идти о продуктивных методах работы. Продуктивный метод включает в себя исследовательский и творческий методы. Эти методы можно использовать при работе со школьниками с ОВЗ у которых нет нарушений в интеллектуальном развитии. Учитель может при этом использовать проблемное изложение и частично - поисковый, или эвристический, методы.
Продуктивные методы частично-поискового и проблемного характера реализуются:
-при составлении плана текста;
-при анализе текста;
-при создании текста по определенному плану и др.
Многочисленные учебные задачи проблемного характера и, к примеру, анализ исторического текста тоже можно отнести к продуктивному методу. В подобного рода случаях, речь идёт о словесном творчестве школьников.
Перед учителем всегда стоит задача не просто дать школьникам сумму знаний, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом. Учитель на уроке учит детей анализировать, сравнивать, обобщать и др. Любая работа, которая проводится по предмету история, должна формировать предметные компетенции ученика. Желательно проводить регулярный мониторинг, или индивидуальную диагностику каждого ученика, чтобы иметь представление о динамике сформированности у него конкретной компетенции.
К примеру, определить уровень сформированности исторической компетенции можно на заранее изученном учебном материале. При подборе заданий на урок, можно использовать материалы проверочных работ различного уровня сложности, то есть, дифференцированные задания. Из них отбирают те задания, которые направлены на проверку сформированности исторической компетенции ученика [5].
Можно использовать такой вид проверки сформированности компетенции, как исторический диктант. После выполнения школьником задания, учитель всегда анализирует, с какими заданиями дети справляются лучше, а с какими хуже. Очень важно при этом учитывать возможности каждого ребёнка с ОВЗ, поскольку разница в подготовке по предмету может быть достаточно значимой. Наличие ошибок в работа свидетельствует о неумении учеников производить анализ текста, непонимание значения терминов, неумение подобрать способы учебной деятельности и др. [12].
Чтобы научить школьников работать с текстами, необходимо использовать:
- анализ текстов, письменных и устных позитивного и негативного характера;
-составление композиционной схемы, плана и рабочих материалов;
-установка на определенную ситуацию, уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания и др.;
-обсуждение вариантов устных и письменных высказываний и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Апарина, М.В. Адаптивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Апарина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/371/82954/ (дата обращения: 26.11.2024).
2. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва) / Сост. А.Я. Абкович, Н.В. Бабкина, Е.Л. Ворошилова, А.В. Закрепина, М.М. Либлинг, А.В. Мещерякова, Т.В. Николаева, Ю.А.Разенкова, Е.М. Алексапольская. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. — 484 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2019. -157 c.
4. Андреева, И.В. Формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей в системе работы с детьми с ОВЗ / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва). – С.71-77.
5. Горшкова, О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа // URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения: 26.11.2024).
6. Данилюк, Л.Е. К вопросу о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва). – С. 146-152.
7. Егорова, О.А. Проблемы речевого развития школьников / О.А. Егорова // Серия: дети с проблемами в развитии. - 2019. –N 8. - С. 25-29.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2002. - 512 с.
9. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 26.11.2024).
10. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей школьного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 26.11.2024).
11. Колотыгина, Е.А. Проблемы дистанционного обучения детей с интеллектуальными нарушениями / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва). – С.164-170.
12. Кныш, О.Р. Мотивация личности. Теория Маслоу / О.Р. Кныш. - М.: SelfPub. 2019. - 32 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл-Академия. 2005. - 352 с.
14. Максимова Л.А., Андросова М.И. Формирование учебной мотивации школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — Т. 26. — С. 1–5. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770097.htm. (дата обращения: 26.11.2024).
15. Максакова, Л.В. Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Л. П. Кочина, Р. Р. Баширова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61445/ (дата обращения: 26.11.2024).
16. Минеева, Ю.В. Проблемы и перспективы развития обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/01/10/statya-na-temu-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 26.11.2024).
17. Орешкина, А.В. Особенности учебной мотивации школьников с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Орешкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62378/ (дата обращения: 26.11.2024).
18. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.И. Пургина. - Педагогическое образование в России. — 2019. — № 2. – С. 8-12.
19. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 22-25. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 26.11.2024).
20. Сметанина, Н.А. Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях / Н.А. Сметанина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2016 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето. - 2020. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4418/ (дата обращения: 26.11.2024).
21. Федосеева, Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федосеева Е.С., Ярикова М.В.— Электрон. Текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2019.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33865.html. (дата обращения: 26.11.2024).
22. Федотова, Л.А. Игровые технологии как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва). – С.10-17.