Фрагмент для ознакомления
2
Януш Корчак в своё время описал идеал воспитания человека. Можно с уверенностью говорить о том, что его идеал воспитания детей и сегодня остаётся актуальным, поскольку проблемы гуманистического воспитания и всестороннего развития личности каждого ребёнка продолжают оставаться актуальными и востребованными. Это несомненно находит применение в современных воспитательных и образовательных моделях.
В последние годы все его идеи в образовательной среде особо востребованы, поскольку к процессам воспитания обращены все аспекты современного образовательного процесса [8]. Учёные и специалисты в области педагогики утверждают, что процессы воспитания и развитие личности обучающегося зависят от его успешности обучения, что говорит о необходимости реализации триединой образовательной цели целостного педагогического процесса, когда гарантированно обеспечивается обучение, воспитание и развитие субъекта.
Сегодня особенно важно развитие индивидуального потенциала каждого человека и идеи Я. Корчака оказались подходящими для современной концепции воспитания и развития каждого субъекта [20]. К основным идеям воспитательной концепции Я. Корчака можно отнести:
-самоценность детства ребёнка как полного, а не как предварительного этапа жизни;
-право ребёнка на уважение;
-равноценность ребёнка и взрослого,
-признание ребёнка главным звеном среди всех субъектов – участников воспитания;
-нравственное развитие личности, формировании у личности уважения добра, красоты, свободы и др.
Индивидуальный подход к нравственному и любому иному воспитанию ребёнка, создание вокруг него атмосферы доверия, любви, уважения сегодня являются ведущими в любой воспитательной системе. К примеру, проблема формирования нравственных качеств личности была актуальной во все времена. Воспитание детей всегда было важной и наиболее сложной задачей для каждого педагога. Учитель должен быть всегда способен направлять свою деятельность на нравственное воспитание каждого ребёнка [15].
Этически и нравственно воспитанным является человек, который владеет нравственными знаниями, навыками и соответствующими умениями. Человек всегда и везде будет себя вести в соответствии с этими установками. Эти мотивы и установки побуждают его к определённому поведению в социуме.
Под воспитанием понимают систематическое и целенаправленное воздействие на поведение, сознание и чувства воспитанников с целью формирования соответствующих личностных качеств, в том числе, морально – этических, которые должны соответствовать требованиям общественной морали [9].
В основе современных педагогических технологий лежат такие ключевые понятия как ситуационное воспитание и развитие, воспитывающее обучение, развивающее обучение, гуманное образование и др. Воспитатель и педагог сегодня не просто транслируют знания и умения, в том числе, в области воспитания, а используют актуальные педагогические технологии, которые позволяют, обучая – воспитывать, а воспитывая – обучать. Прежде всего, в данном случае речь идёт о формировании личностно значимых качеств воспитанника, наличие которых позволит говорить о воспитанности и соответствующем развитии каждого субъекта образования.
К такого рода технологиям относят игровые, проектные, исследовательские и др., технологии и методики, в процессе которых можно провести диагностику не только обученности субъекта, но и его воспитанности. Все эти процессы позволяют говорить об успешном использовании личностно ориентированного и деятельностного подходов в современной образовательной среде, которая регламентирована соответствующим ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, где процесс воспитания юношей и девушек также находится в приоритете.
Этически и нравственно воспитанным является человек, который усвоил многие нравственные знания и навыки. Он ведет себя в соответствии с ними в любых ситуациях. Соответствующие мотивы побуждают его к определённому поведению в обществе. Духовно – нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, который направлен на формирование гармонично развитой личности. Также речь идёт о развитии ценностно – смысловой сферы субъекта, посредством сообщения ей духовно-нравственных и иных ценностей [28].
Любая педагогическая технология, которая может быть рассмотрена как аспект воспитательной системы сегодня подразумевает реализацию следующих принципов:
1. Ориентация на социально-ценностные отношения. Педагог предъявляет детям объекты мира с точки зрения значимости их для жизни человека. Добро, Истина, Красота раскрываются для воспитанника в обыденной жизни, в самых обычных вещах и формах.
2. Принцип субъектности. Под ним понимают непрерывное содействие педагога развитию способности каждого ребенка быть субъектом собственного поведения.
3. Принятие ребёнка как данность. Это означает признание права ребенка на уважение его личности.
Все эти принципы не противоречат идеям Я. Корчака, что позволяет говорить о развивающей среде современного образования, в котором подходы в воспитании детей перекликаются со следующими принципами:
-аксиологический принцип;
-принцип ориентации на идеал;
-принцип персонификации;
-принцип следования нравственному примеру;
-принцип продуктивного диалогического общения;
-принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Существуют отдельные развивающие технологии, которые оказывают большое воспитательное воздействие на субъект. В основе воспитательных технологий чаще всего лежат игровые методы и приёмы [23].
В ходе любого учебно-воспитательного процесса педагоги обеспечивают воспитание субъекта в целом. Речь в данном случае может идти о трудовом воспитании, эстетическом, патриотическом, нравственном, экологическим и др. Как любой аспект воспитания, к примеру, нравственно – этическое воспитание педагоги обеспечивают в ходе целостного учебно – воспитательного процесса. Педагог в образовательном процессе всегда реализует триединую образовательную цель, воспитание, развитие и обучение субъекта.
Можно говорить о том, что в современной образовательной среде требования к образовательному результату изменились, и к процессу воспитания и развития воспитанника предъявляются такие же требования, как и к процессу обучения. Каждая образовательная организация сегодня имеет свою собственную программу воспитания. Любой образовательный результат реализуется на основе личностно ориентированного подхода, что означает, каждый субъект сегодня должен демонстрировать индивидуальные результаты, в том числе и в процессе воспитания [6].
Метапредметные результаты представлены в ФГОС на каждой образовательной ступени универсальными учебными действиями (УУД). Сами УУД, в свою очередь представлены регулятивными, познавательными и коммуникативными действиями. Каждый педагог знает, что обучить ребёнка проще, чем его воспитать, или развить, в какой-либо области. Любое воспитание связано с формированием личностно-значимых качеств каждого субъекта. Именно в процессе воспитания формируются личностно значимые свойства и качества каждого воспитанника. Все эти личностные качества могут быть сформированы через универсальные учебные действия воспитанника, к примеру, через коммуникативные, или регулятивные и др. Сегодня каждый педагог имеет возможность формировать личностные свойства и качества воспитанника, как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности [14].
Воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно – смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
В воспитательную систему входит:
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- воспитание морального сознания и нравственных убеждений;
- воспитание трудолюбия;
- формирование экологической культуры;
- формирование семейных и национальных ценностей;
- этическое и эстетическое воспитание и др.
Основные положения гуманистической педагогической концепции заключаются в следующем. Образ жизни – это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни. Человек имеет некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений. Что из себя представляет это новообразование и какова его структура. Как и благодаря чему происходит становление и дальнейшее развитие этого качества, и каковы функции и механизм формирования [10].
Процесс воспитания можно рассматривать как целенаправленное восхождение ребёнка к культурному обществу. Этот процесс регулирует современный компетентный педагог. Именно педагог через свою собственную воспитательную систему создаёт субъекту все те условия, которые в дальнейшем позволяют ребёнку стать воспитанной и самодостаточной личностью. Учитель обучает и воспитывает одновременно, и лишь в этом случае можно говорить об учителе – как о предъявителе культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2018. — 134 с.
2. Абачиев, С.К. Основы нравственных ценностей / С.К. Абачиев. – Москва. – 2010. – 472 c.
3. Андреев, В.Н. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития / В.Н. Андреев. – Казань, 2012. – 272 с.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
5. Ахмедьянов, А.Г. Экзистенциальные основы духовно-нравственного воспитания / А.Г. Ахмедьянов. – Москва, – 2012. –150 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений) / URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/02/Bern-E.-Igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.pdf (дата обращения 28.11.2024).
7. Богуславская, Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Н.Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – N 9. – С. 458–460.
8. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
9. Власова, О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность / О.В. Власова. – Саратов, 2011. – 54 с.
10. Володина, Е.Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. URL: https://ds232.centerstart.ru/sites/ds232.centerstart.ru/files/archive/Выготский%20Л.С.%20Психология%20развития%20ребенка.pdf (дата обращения 28.11.2024).
12. Джаджиева, О.Е. Проблема развития детского творчества школьников / О.Е. Джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
13. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
15. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
16. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
17. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 98 с.
118. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
19. Корчак, Я. Как любить ребёнка. URL: https://дошкольная-гимназия-митино.рф/ssl/u/a2/ca414802be11e78691eb626f98a340/-/Yanush_Korchak_-_Kak_lyubit_rebyonka.pdf (дата обращения 28.11.2024).
20. Корчак, Я. Любить ребёнка любым. Десять правил воспитания. URL: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/lyubit-rebyenka-lyubym-10-zolotykh-pravil-vospitaniya-ot-yanusha-korchaka/ (дата обращения 28.11.2024).
21. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
22. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
23. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2019. — 423 с.
24. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – N 6. – С. 31-32.
25. Поздеева, С.Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм / С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2018. – N 8. – С. 79 – 87.
26. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - СПб., 2012. - 192 с.
27. Парменов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников / Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПК и ПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
28. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
29.Титова В.Е. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания. URL: https://human.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2014/1/titovaev.pdf (дата обращения 28.11.2024).
30. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей. Теория и диагностика / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2011. – 144 с.
31. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013. - 415 с.
32. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности / Т.Ж. Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745 (дата обращения 28.11.2024).
33. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед общество, 2009. - 48 с.
34. Щуркова, Н.Е. Собрание пестрых дел: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.:Новая школа, 2010. - 56 с.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры.pdf (дата обращения 28.11.2024).
36. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с.
37. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.
38. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2011. – N 2. – С. 11–18.