Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе в целом, и в нашей стране, в частности, социально-экономические трансформации, ставят перед обществом вопросы предоставления качества подготовки специалистов «помогающих», социально ориентированных, социономических профессий, предполагающих помощь и поддержку другого или значимое влияние на личность и социум посредством устранения внешних и внутренних противоречий между ними (педагоги, психологи, социальные педагоги, специалисты в сфере социального взаимодействия, юристы и др.).
Эффективному специалисту во все времена и в современных условиях особенно, необходимо быть не только профессионально, но и личностно устойчивым, эффективным, придерживаться этических принципов в современном обществе, которое транслирует ценности гуманизма и требует устойчивости, адаптивности, т.н. «толерантности к неопределенности» и т.д.
Профессиональная и личностная готовность специалиста социальной сферы предполагает наличие высоких требований к личности и профессиональной деятельности, одной из важнейших составляющих которой, обеспечивающей профессиональную и личность успешность, является адаптивность. Выбирая профессию «человек – человек» и «человек-группа», будущий специалист должен понимать, что здесь имеют значение моральные принципы, понимание высокой социальной и культурной миссии. А также, высокую значимость имеет гибкость специалиста, способность включиться в новые, меняющиеся условия и т.д.
Особую значимость проблема адаптации приобретает на этапе перехода молодого специалиста от обучения к рынку труда.
Состояние научной разработанности проблемы.
К анализу концепта «адаптация» и адаптация в профессиональной деятельности» обращалась многие авторы. Среди них и отечественные (А. А. Реан, А.Р.Кудашев, А. А. Баранов, Д.А. Леонтьев, В.П. Зинченко, Т.В. Корнилова, А.Г. Асмолов, Е.Т. Соколова, Е.М. Павлова, М.В.Злобина, С. А. Шапкин, А. Г. Дикая и др.) и зарубежные исследователи (Д. МакЛейн, Н. Карлтон, К. Бур, М. Дагас, М. Зволенски, К.Стойчева, М. Лауриола, П.Бойлен и др.).
Понятия толерантности и интолерантности к неопределенности, близкие к понятию адаптивности рассматриваются как в контексте социальной психологии (Т.В.Корнилова, Д.А. Леонтьев, Д. МакЛейн, Х. Сюй, Т. Трейси и д.), так и в контексте сугубо социального взаимодействия ( Е.И.Холостова, Н.Б.Шмелева и др.). Интолерантность к неопределенности как один из факторов уязвимости, рассматривается в науке как потенциальная склонность к тревожности (А. Шварц, Н. Карлтон, К. Бур, М. Дагас, П. МакЭвой, Р.Миранда, К. Юк, Р. Миранда и др.).
В исследованиях типов реагирования на трудности и конфликты значительная роль отводится работам Г.Селье. Он является родоначальником исследований феномена стресса. В отечественной психологии вопросы поведения в ситуации стресса разрабатывали: А.В.Алексеев, Л.П. Гримак, Л.B. Куликов, А.О. Прохоров, М.С. Яницкий и др. Работы Мартина Е.П. Селигмана, И.С. Коростылева, В.С. Ротенберг. привнесли в изучение связи адаптации и стресса, способов реагирования на меняющиеся условия, данные о феномене приобретенной/выученной беспомощности. Последняя обусловливает такой тип реагирования на меняющиеся условия, при котором личность «опускает руки», «замирает», убегает/уходит (употребление алкоголя, прерывание контакта «не хочу об этом думать, говорить» (избегание), эскапизм и др.).
Объект исследования: адаптация специалиста социальной сферы к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: адаптация специалиста социальной сферы на этапе перехода от образования к рынку труда.
Цель исследования: выявить особенности адаптация специалистов социальной сферы при переходе от образования к рынку труда
В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования адаптации специалиста при переходе от обучения к профессиональной деятельности.
2. Рассмотреть трудности адаптации к профессии специалиста социальной сферы.
3. Провести эмпирическое исследование адаптации специалистов социальной сферы при переходе от образования к рынку труда.
4. Подготовить выводы по теме исследования.
Гипотеза исследования: адаптация специалиста социальной сферы будет более успешна, если повысить уровень их правовой информированности и разработать практические рекомендации для начинающих специалистов по организации адаптации к профессиональной деятельности.
Методы исследования – анализ научной литературы, синтез, тестирование, методы статистической обработки данных.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Непосредственно понятие «адаптация» происходит от латинского слова «adaptatio» – приспособление. Изначально термин появился в биологии и науках, смежных, связанных с ней и уже в дальнейшем был перенесен в социальные науки, психологию, педагогику, медицину и ряд других наук. На сегодняшний день, понятие адаптации является универсальным для широкого спектра наук. В то же время, нужно сказать, что указанная дефиниция формировалась с определенными трудностями, вызывает сложность именно задача выделения единого, универсального понятия адаптации [18]. Так, Т.В. Середа, в своем исследовании адаптации, выделяет сорок два определения этой категории. При этом автор говорит о том, что некоторые из них противоречат одно другому, в других акцент устанавливается на самых разных компонентах, на разных сторонах явления адаптации. Тем не менее, можно утверждать, что адаптация взаимосвязана с двумя взаимодействующими категориями – это среда и индивид, где в широком смысле рассматривается и первое и второе[22]. Н.Н. Мельникова в частности говорит о том, что во всех определениях адаптации мы находим некоторые компоненты и характеристики, единые для всех. Но в контексте нашего исследования остановимся лишь на некоторых[18].
Субъектом адаптации выступает индивид, который является осознанным носителем определенной деятельности, как указывает А.В.Брушлинский [31].
Анализ адаптации включает понимание её как процесса и как результата. И если первый, соотнося его с современными характеристиками адаптации – это движение, выделение количества этапов, протяжённости и особенности их протекания, то второй проще связать с критериями успешности адаптации, эффективности адаптации. Среди этих критериев результативности мы и находим определение в контексте соотношения адаптации-дезадаптации. В них могут выделяться мелкие описательные структуры раскрывающие соотношение адаптации-дезадаптации [18].
В контексте анализа социальной адаптации при переходе от обучения к рынку труда, отслеживается ориентация на адаптацию к обществу, социуму. Социальная адаптация предполагает выделение этапов приспособления к окружающим условиям.
Первый этап – подготовка. Это подготовка информации о том, что предстоит индивиду в отношении социального и предметного взаимодействия. Этап сбора информации о предстоящей, в данном случае, профессиональной деятельности, к работе специалиста социальной сферы, о тех условиях, в которых она будет проходить. Уже сама подготовка может быть активной или более пассивной, это зависит и от внешних факторов (географическое положение, материальное обеспечение, трансляция принципов профессиональной деятельности в той или иной общественной системе) и от внутренних особенностей индивидов (свойства личности, тип нервной системы, полученный опыт и др.).
Вторым этапом адаптации является этап первоначального психологического напряжения, который распространяется на биологические сферы, на эмоциональную сферу и связан с переживанием событий, с включением в новые условия.
Следующий этап – острых реакций при входе в систему, когда индивид уже включился в процесс поиска работы, либо в профессиональную деятельность специалиста социальной сферы и социальное взаимодействие, связанное с ним. Личность индивида реагирует на изменяющиеся условия «здесь и сейчас» на всех всевозможных уровнях психики (эмоции, поведение, познавательные процессы, вегетативные реакции и др.). Данный этап рассматривается как стрессовая ситуация, здесь происходит активизация всех возможностей организма и при эффективной благополучной адаптации, личность переходит на последний этап.
Этап завершения напряжения, выработки определенного ресурса, новых реакций, восстановления привычных режимов функционирования психики и организма, период возврата к привычным реакциям поведения, снижения уровня тревожности и т.д.
В контексте рассморения адаптации при переходе от образования к рынку труда, А.А.Реан, И.Н Симаева приводят следующие временные характеристики процесса адаптации 22; 23: на физиологическом уровне адаптация продолжается до двух месяцев. Первые недели отражают наиболее сложные характеристики указанного процесса, далее, происходит постепенное приспособление и трансформация. Для того чтобы адаптация проходила более эффективно, важно на биологическом уровне – соблюдение режима дня, сохранение достаточного количества сна, наличие прогулок, творческой деятельности, питания и др. В отношении социально-психологических компонентов, важна прозрачность и совпадение требований и ожиданий всех участников, принимающих участие в процессе адаптации.
Ф.Б. Березин говорит о том, что психический стресс, коим является процесс адаптации, связан с ощущением опасности, ростом тревоги. Он будет коррелировать с тревожностью, страхами, дезорганизацией, эмоциональной перегрузкой 1. Часть авторов настаивают на том, что тревога – это компонент адаптации организма в ситуации стресса. Когда она возникает осуществляется функция снятия эмоционального напряжения (О.Х. Маурер). Другие авторы, стоят на том, что тревога является деструктивным явлением, она тормозит деятельность, дезорганизует человека, транслирует такой инстинктивный компонент, как «замри», дезорганизует когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу, также у тревожных людей снижена адаптивность.
Учитывая, что адаптация категория многофакторная в своём содержании, целесообразно рассматривать её в системе, в динамике развития[22].
С понятием адаптивности в целом и адаптации к меняющимся условиям, как к ситуации стресса связаны такие категории, как устойчивость / стрессоустойчивость, сохранение благополучия, толерантность к неопределенности, способность к субъектной, авторской позиции жизни и т.д. (М. Аргайл, К. Рифф, В. Франкл, Л. В. Куликов, В. Э. Чудновский и др.). рассмотрим некоторые из данных категорий в контексте адаптации специалиста при переходе от обучения к профессиональной деятельности.
Указанные зарубежные и отечественные исследователи рассматривают осмысленность жизни в качестве фактора адаптивности и сохранения субъективного благополучия. По данным Д.А. Леонтьева, С.А. Богомаза, Т.Е.Левицкой и др. осмысленность жизни является понятием, наиболее близким жизнестойкости [19]. Как отмечает Д.А.Леонтьев, осмысленность жизни и жизнестойкость предполагают наличие у человека системы убеждений, дающих ему внутреннюю опору, позволяют противостоять стрессорам [15].
Авторы отмечают, что потребность в самоактуализации является одной из значимых целей и потребностей личности при переходе к профессиональной деятельности после обучения профессии. Это позволяет говорить об актуальности проблемы авторства собственной жизни, которая реализуется в контексте воплощения своего творческого потенциала, возможности самоопределения и постановки целей и т.д. Ощущение авторства собственной жизни, помогает личности справляться с трудными жизненными ситуациями, стрессами и травмирующими событиями. Возможность самостоятельно определить для себя свой жизненный путь, смелость выдержать и сделать выбор, рефлексивность, способность понять собственные стремления и способность выдержать ситуацию неопределенности и двинуться в нее – вот те факторы, которые также помогают при выработке жизнестойкости [2; 14; 15].
Личность рассматривается, как достигающая (и достигшая) поставленных целей в процессе четко сознаваемой ею деятельности в социальной среде, которая, в свой черед, воздействует на активно проявляющую себя личность. Она развивает и обогащает ее дух и разум, позволяя ей выработать свой «кодекс» противодействия жизненным неурядицам за счет своих знаний, энергии, чувств и воли 4. Г.Н.Ванаковой было доказано, что личность с высоким уровнем жизнестойкости обладает такими качествами, как жизнерадостность, общительность, адаптивность и т.д. Они отличаются стрессоустойчивостью, сильной волей, адекватно оценивают себя и способны самостоятельно делать выбор. Люди с низким уровнем жизнестойкости, отличаются пессимистичностью, неуверенностью в себе, им присущи тревожность и неумение сделать, при необходимости, тот или иной выбор [4, с.61].
Таким образом, адаптивность определяется, вероятно, не глубиной и многообразием знаний в определенной области, но наличием личностных качеств, которые позволяют осмысленно существовать в социуме, ощущая авторство своей жизни и способность действовать 28.
К категориям, которые сходны с адаптивностью, но отличаются от нее, можно выделить: самоэффективность (А. Бандура), чувство связности (А. Антоновски), сопротивляемость (Ш. Ионеску), саморегуляцию (Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, Е.А. Сергиенко и др.) и т.д. Исследователи жизнестойкости и близких феноменов, так или иначе, акцентируют внимание на том, что адаптивность относится к сфере саморегуляции и совладания со стрессом (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин, Е.Е. Трубина и др.), а это напрямую связано с субъектом и его активностью. Исследователи субъекта Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, Е.И. Сергиенко, М.А. Холодная и др. выделяют именно регуляцию и контроль, как ключевые проявления субъектности (наряду с активностью)[13].
Адаптивность направлена на совладание с онтологической тревогой, которая порождается для человека, завершившего образование, выбором будущего, принятием решений. Ведь они ведут за пределы имеющегося опыта, и предполагают неопределенность – поиск работы, поиск своего профессионального «места». Но сам по себе «выбор будущего» - это функция активности субъекта и шире индивидуальности. Адаптивность призвана «встречать» онтологическую тревогу и активность индивидуальности – это непосредственный процесс выбора прошлого или будущего, выход за пределы существующего опыта или опора только на тот, который имеется. В данном смысле активность индивидуальности может выступать ресурсом адаптивности, позволяющим принимать решения и делать выбор.
Анализ результатов теоретических и эмпирических исследований, демонстрирует факт того, что осмысленность жизни, осознание смысла, сопровождающееся принятием ответственности, становится ресурсом личности для активного развития толерантности к неопределенности, снижает деструктивное влияние травмирующих ситуаций, позволяет сохранить психическое здоровье и желание жить. При этом авторы подчеркивают, что объяснить механизм действия данного комплексного влияния осмысленности жизни, субъективного ее контроля, достаточно трудно [8]. При высоком уровне осмысленности, ресурсные механизмы, восстановление в ситуации стресса, адаптитвность – растут и работают без сбоев, при этом и личности и исследователю трудно отследить их действие, в ситуации, когда все «работает само собой», отмечает Митрофанова Е.Н. [16]. Ситуация резко меняется, когда возникает кризисная ситуация – они становятся очевидны.
Таким образом, адаптация специалиста при переходе от образования к рынку труда – это адаптация активного субъекта деятельности. В контексте анализа социальной адаптации при переходе от обучения к рынку труда, отслеживается ориентация на адаптацию к обществу, социуму. С понятием адаптивности в целом и адаптации к меняющимся условиям, как к ситуации стресса связаны такие категории, как устойчивость / стрессоустойчивость, сохранение благополучия, толерантность к неопределенности, способность к субъектной, авторской позиции жизни и т.д. Таким образом, адаптивность определяется не глубиной и многообразием знаний в определенной области, но наличием личностных качеств, которые позволяют осмысленно существовать в социуме, ощущая авторство своей жизни и способность действовать (субъектность, жизнестойкость, толерантность к неопределенности и т.д.). Адаптивность направлена на совладание с онтологической тревогой, которая порождается для человека, завершившего образование, выбором будущего, принятием решений. Ведь они ведут за пределы имеющегося опыта, и предполагают неопределенность – поиск работы, поиск своего профессионального «места». Выбор будущего – это функция активности субъекта.