Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что, начиная с 70-х годов XX века, имя Фриды Кало стало культовым в мировой культуре. Ее образ воспевается не только критиками и исследователями ее творчества, но и в массовой культуре. Ее лицо можно увидеть на рекламных плакатах, в тематических изданиях для оппозиционной молодежи. При этом в Мексике Кало давно стала национальным героем, а ее творчество – основой мексиканской культуры и идеологии.
После выхода в 2002 году фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли, получившем не одну премию «Оскар» и адаптированную на многие языки мира, интерес к личности художницы только повысился.
Личность Фриды Кало представляет интерес для российской истории не только в связи с ее творчеством. Историки утверждают факт ее любовных отношений со Львом Троцким, после чего на него было совершено покушение, а, учитывая, революционную направленность идеологии самой Кало и ее известного мужа, не исключена связь между этими событиями, тем более, что любовная история закончилась разоблачением любовником и срочным отъездом Троцкого на Родину.
Несмотря на то, что основным жанром творчества Фриды Кало все периоды ее художественной деятельности были автопортреты, природа занимала важное место в концептосфере ее творчества. Она могла быть самостоятельным образом, который появляется на холсте как герой книги, а могла выступать в качестве эмоционального фона для того, чтобы передать настроение и чувства художника, которые актуальны на данный момент или в определенный жизненный период.
Степень изученности и историография исследования. Творчеству Фриды Кало посвящено достаточно много различных исследований, которые с разных сторон характеризуют ее личность и художественную манеру.
В книге Маргарет Линдауэр «Поглощение Фриды. История творчества и популярности Фриды Кало», которая вышла в 1999 году, показан сложный взгляд на личность и творчество художницы. Автор высказывает мнение о том, что «культовость» Фриды Кало связана не столько с ее творчеством, сколько с особенностями биографии и характера. Фактически в книге говорится о том, что даже если бы Кало не создавала великих картин, ее все равно бы помнили потомки за ее неудержимую энергию, чрезвычайную силу, способность преодолевать различные обстоятельства, которые обычный человек не мог бы даже пережить .
В 2008 году в свет выходит книга Кристины Буррус, которая имеет название «Viva la Фрида» и написана на английском языке. В книге показывается полная биография Фриды Кало, используется авторский подход К. Буррус к пониманию творческой манеры художницы и тех обстоятельств, которые повлияли на ее неповторимый стиль и формирование жанра автопортрета .
Книга Андреа Кеттенманн «Фрида Кало. Страсть и боль» была выпущена в 2010 году и более подробно раскрывает особенности творчества и мотивы художественного самовыражения художницы. Автор книги обращает внимание на то, как с помощью автопортрета Кало обращалась к миру, к своим близким, пыталась передать всю боль, которая находилась глубоко внутри нее, но словами не была высказана, а спрятана за бурной, эпатажной жизнью выдающейся и сильной женщины .
Интерес также представляет издание американского историка Хейден Эрреры, которая называется «Фрида Кало» и вышло в 2011 году. Автор книги восхищается личностью Кало, считает ее законодательницей нравов демократической молодежи всего мира, однако мало затрагивает тему творчества художницы, делая акцент именно на ее личности, которая вызывает уважение и любовь даже более чем через полвека после ее смерти .
В своей книге «Художницы, музы, меценатки» (2024) Ирина Опимах посвящает Кало главу, которая называется «Фрида Кало, или Как стать легендой», где она подробно описывает характер и жизнь художницы, снабжая повествование иллюстрациями в виде картин Кало. Однако в тексте главы недостаточное внимание уделяется именно творческой манере художницы, акцент делается на том, как сильный характер женщины смог привести ее к славе, несмотря на все ужасные обстоятельства ее жизни .
Цель курсовой работы – провести анализ семантики мексиканской природы в творчестве Фриды Кало.
Объект курсовой работы – творчество Фриды Кало.
Предмет курсовой работы – семантика мексиканской природы в творчестве Фриды Кало.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать историко-культурный контекст творчества Фриды Кало.
2. Описать особенности личности Фриды Кало.
3. Рассмотреть вопрос о стиле творчества Фриды Кало.
4. Исследовать природу как самостоятельный образ в произведениях Фриды Кало.
5. Выявить фоновое значение природы в произведениях Фриды Кало.
6. Проанализировать взаимодействие природы и человека в картинах Фриды Кало.
Методы исследования:
– анализ научной литературы и произведения изобразительного искусства;
– искусствоведческий анализ;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– историографический;
– хронологический;
– биографический;
– исторический;
– моделирование;
– контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения творчества Фриды Кало как дискуссионное стилевое пространство. Собранный материал необходим для расширения исследований, посвященных данному вопросу.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением семантического анализа изображения природы в творчестве Фриды Кало, который необходим для того, чтобы понять сущность феномена взаимодействия природы и человека в картинах Фриды Кало, выделения природы как самостоятельного образа или фона для изображения человека в его переживаниях, волнениях и т.д.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы, списка иллюстраций и приложений в виде иллюстраций.
В первой главе, «Творчество Фриды Кало как дискуссионное стилевое пространство», охарактеризован историко-культурный контекст творчества Фриды Кало, описаны особенности личности Фриды Кало, а также рассмотрен вопрос о стиле творчества Фриды Кало.
Во второй главе, «Семантический анализ изображения природы в творчестве Фриды Кало», исследована природа как самостоятельный образ в произведениях Фриды Кало, выявлено фоновое значение природы в произведениях Фриды Кало, а также проанализировано взаимодействие природы и человека в картинах Фриды Кало.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ФРИДЫ КАЛО КАК ДИСКУССИОННОЕ СТИЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО
1.1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ФРИДЫ КАЛО
Историко-культурный контекст творчества Фриды Кало представляет собой те социальные, политические и культурные факторы, которые были характерны для Мексики первой половины XX века. Если учитывать тот факт, что художница родилась в 1907 году, то воспринимать действительность как полноценный член общества она начала примерно к 20-м годам XX века, а заниматься творчеством начала в 1925 году. Это означает, что в рамках изучения историко-культурного контекста ее творчества, нужно рассматривать 1920–1950-е годы и все то, что происходило в Мексике в этот исторический период.
История Мексики в XX столетии началась с ряда природных катастроф, которые принесли большой ущерб крупным городам страны и, соответственно, негативно повлияли на государственную экономику. В 1909 году землетрясение и ураган фактически разрушили такие крупные мексиканские города как Акапулько и Тампико. После этих событий в стране появилось множество недовольных, хотя революционные настроения представителей различных профессий назревали еще до 1909 года. Людям не нравилось, как власти справляются с последствиями катастроф, выяснилось, что у страны не хватает ресурсов, чтобы поддерживать различные экономические отрасли. Все это привело к началу в 1910 году Гражданской войны, которая продлилась до 1917 года .
Параллельно с активно протекающей в стране Гражданской войной, в 10-е годы XX столетия происходили постоянные военные столкновения с США, а в 1914 году Мексика объявила нейтралитет в Первой мировой войне и через некоторое время в стране агрессивным путем сменилась власть. После этого, в течение 3-х лет Мексика была под гнетом внутренних военных противоречий, пока наконец в 1917 году не было сформировано новое правительство, которое приняло Конституцию, что стало началом существования новой мексиканской политической системы .
В 1918 году в стране происходило множество существенных политических событий, которые были связаны с трансформацией законодательства, формированием новых политических партий. В 1919 году была создана Коммунистическая партия Мексики, к которой впоследствии примкнула Фрида Кало вместе со своим супругом .
В течение 3-х лет, начиная с 1920 года, Мексика оказалась в заложниках разрыва дипломатических отношений с США, что существенно повлияло на все, что происходило в стране. Учитывая, что США всегда были главным торгово-экономическим партнером Мексики, этот период оказался для страны очень сложным, а потому новой власти пришлось идти на уступки, и тогда международные отношения были восстановлены .
На протяжении 20-х годов XX века в Мексике постоянно происходили конфликты между промышленным сектором и властью, которая хотела получать большую прибыль с освоения природных ресурсов, что было крайне невыгодно коммерческим структурам. Это стало социально-экономической проблемой, поскольку уровень жизни в Мексике в этот период был очень низким .
Серьезной проблемой для мексиканского общества стало появление в 1926 году некоего движения «кристерос», суть которого заключалась в том, что верующие крестьяне массово убивали представителей власти, а также осуществляли поджоги школ, которые функционировали в соответствии с нецерковной системой обучения. Данное движение существовало до 1929 года и было очень разрушительным для и так слабого мексиканского общества .
В 30-е годы XX столетия в Мексике также произошло несколько важных политических событий. Прежде всего, в 1930 году Мексика вступила в конфронтацию с СССР и разорвала с ним все возможные отношения, при этом в конце 1931 году вступила в Лигу наций, которая определила проамериканскую политику нового правительства. В стране происходили заговоры, постоянно менялись отношения власти и промышленности, формировались новые партии, которые выдвигали собственные идеи .
40-е годы XX века были очень разнообразными для Мексики с точки зрения политических событий. Уже в 1940 году произошло событие, которое непосредственно связано с личностью Фриды Кало и ее мужа – представитель испанской коммунистической партии убил Льва Троцкого. Причиной этого могло стать два фактора: 1) мексиканские коммунисты были не согласны с советским представлением о революции; 2) убийство стало расплатой за порочную связь с Фридой Кало .
В начале 40-х годов Мексика неожиданно объявила о военном конфликте с Италией, Германией и Японией, однако в этот период все больше укреплялись отношения с США и Китаем. К концу десятилетия Мексика стала активно участвовать во всех политических событиях и организациях своего континента. А в 1949 году на территории стали формироваться различные профессиональные союза и крестьянские организации, деятельность которых была направлена на защиту прав работников .
Культура Мексики в первой половине XX столетия заметно преобразилась в сравнении XIX веком. Основной темой многих видов искусства стали национальные традиции, народный фольклор, при этом деятели культуры стали активно применять те возможности и технологии, которые были разработаны в мировом искусстве. Таким образом, искусство Мексики в данный период имело смешанный характер .
Изобразительное искусство Мексики в начале XX века отличались многообразием жанров и техник, причем вводились новые техники, стало популярным обращение к графике и литографии. Очень активно развивался социальный реализм, в рамках которых рассматривается творчество супруга Фриды Кало Диего Риверы. Ведущими живописцами этого исторического периода в Мексике были монументалисты, которые получали задания от Коммунистической партии .
Мексиканская архитектура вошла в эпоху функционализма, музыка обрела свой новый национальный стиль, в литературе появились «эстридентисты» (кубисты или футуристы, имеющие политические мотивы творчества и соответствующую символику) и группа, которая развивала мексиканскую словесность и называлась «Контемпоранеос» .
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ФРИДЫ КАЛО
Исследование творчества Фриды Кало невозможно без анализа ее личности и тех условий, в которых она развивалась как художник. Необходимо сразу же отметить, что становление ее характера было драматичным, поскольку жизнь постоянно преподносила ей крайне неприятные сюрпризы.
Условия ее воспитания были достаточно сложными, поскольку у нее складывались очень неоднозначные отношения с матерью, а родители вовсе не любили друг друга, в семье было много детей, но все чувствовали себя одинокими .
Первым переломным моментом ее жизни стала тяжелая болезнь, которая навсегда оставила след на ее здоровье и психики – в 6 лет будущая художница заболела полимиелитом, который сделал ее хромой. Это стало основой для десоциализации Кало – сверстники смеялись над ней, она была одинокой и запуганной, что не могло не сказаться на ее характере. Однако в этот момент ее очень поддержал отец, который как никто понимал ее, поскольку сам страдал эпилепсией и был изгоем в обществе. Отец стал учить маленькую Фриду всему, что знал сам, при этом он постепенно приобщал ее к искусству, поскольку был достаточно талантливым фотографом и имел неплохой художественный вкус .
После преодоления всех трудностей у Кало возникло стойкое желание стать врачом и спасать людей от страшных последствий болезней и травм, что привело ее в элитную школу, где Кало изучала естественные науки. Но здесь ее интересы в некоторой степени сместились и она, вместе со своими одноклассниками, создавал некое революционное общество, которое называлось «Качучас». Подростки продвигали идеи бунтарства, отрицали все традиционное, верили в успех революции .
Здесь, в неформальном молодежном обществе Кало даже нагла свою первую любовь, однако родители были категорически против таких отношений, и возлюбленным приходилось общаться только письмами. Этот факт биографии Фриды Кало существенно повлиял на ее психику – она стала еще более замкнутой, отрешенной и одинокой, что впоследствии отразится в ее творчестве, сделав его мрачным и депрессивным.
В 18 лет Кало перенесла множество серьезных операций в связи с тем, что попала в серьезную аварию, и ее инвалидность стала еще больше выраженной. Целый год она не могла вставать, пережила новое ощущение своего одиночества, но именно это обстоятельство привело ее к изобразительному искусству – еще лежа в кровати с тройным переломом позвоночника, Кало поняла, что хочет писать картины. Тогда случился ее первый опыт работы с кистью и краской, который продлился всю ее недолгую жизнь .
Для того, чтобы Кало могла полноценно заниматься творчеством в обездвиженном состоянии, родные придумали целую технологию, которая помогала ей видеть себя и направлять движения рук так, как было нужно художнице. В этот период определился жанр изобразительного творчества Фриды Кало, формирование которого было обусловлено эгоцентризмом, ставшим последствием того, что ей все время приходилось быть в центре внимания, а также необходимости в уходе. Кроме себя и собственных переживаний, Кало фактически не замечала ничего и никого вокруг, что сделало ее искусным мастером автопортрета .
На рисунке 1.1 представлен реальный фотопортрет Фриды Кало без художественных прикрас, свойственных ее автопортретам.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Книги и диссертации на русском языке
1. Опимах И. Художницы, музы, меценатки. М.: Ломоносовъ, 2024. – 248 с.
2. Паркс Г. История Мексики. М.: Издательство иностранной литературы, 1949. – 374 с.
3. Терера С. Мексика. Полная история страны / Пер. с исп. М.: АСТ, 2022. – 352 с.
4. Хейфец В.Л. Коминтерн и эволюция левого движения Мексики. Дисс. на соиск. уч. ст. д. истор. н. СПб., 2010. – 783 с.
II. Статьи на русском языке
5. Громова Е.М., Муссауи-Ульянищева Е.В., Басманова А.А. Образ смерти в живописи Фриды Кало // Культура и цивилизация. 2019. Т 9. № 5А. – С. 12–22.
6. Кутейщикова В. «Эпоха высшего напряжения» (Заметки о мексиканском искусстве XX века) // Вопросы литературы. 1967. №11. – C. 170–190.
7. Павлова Е.С. Анализ художественного языка картин и дневниковых рисунков Фриды Кало // Цифровизация. 2023. Т. 4. № 1. – С. 41–49.
III. Электронные ресурсы на русском языке
8. Баскакова А., Моисеева В. Культурный код: в чем феномен Фриды Кало // The girl. 2023. URL: https://thegirl.ru/articles/kulturnyi-khod-v-chem-fenomen-fridy-kalo/ (дата обращения: 08.12.2024).
9. Галинская И.Л. А. Шаталов. Фрида Кало // Вестник культурологи. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-shatalov-frida-kalo?ysclid=m4gk8temi653006747 (дата обращения: 08.12.2024).
10. Гудкова В. Разбитая звезда. Мужчины сломали ей жизнь, но она остается примером для многих // Lenta.ru. Раздел «Ценности». 2018. URL: https://lenta.ru/articles/2018/06/22/frida_style/ (дата обращения: 08.12.2024).
11. Котляр Е.Р., Салата Д.В. Фрида Кало. Сюрреализм глазами сильной женщины // Гуманитарная парадигма. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frida-kalo-syurrealizm-glazami-silnoy-zhenschiny?ysclid=m4go7uegvz787922690 (дата обращения: 08.12.2024).
12. Лозинская А. Цветы против зла: настоящий стиль Фриды Кало. 110 лет со дня рождения Фриды Кало // Газета.ру. 2017. URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2017/07/a_10775900.shtml?ysclid=m4gopi7wzx329860133 (дата обращения: 08.21.2024).
13. Манухин А.А. Революционные события в Мексике глазами русских наблюдателей (1910–1914 годы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Всеобщая история». 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsionnye-sobytiya-v-meksike-glazami-russkih-nablyudateley-1910-1914-gg?ysclid=m4gsm4gmvo704083801 (дата обращения: 08.12.2024).
14. Парфенова Е.И. Искусство Фриды // Аспект. Научно-издательский центр. Официальный сайт. 2023. URL: https://na-journal.ru/3-2021-kultura-iskusstvo/3229-iskusstvo-fridy (дата обращения: 08.12.2024).
15. Родионов А.В. Тема Фриды. Фрида Кало как символ мексиканской национальной идентичности (размышления после спектакля) // Ибероамериканские тетради. 2023. Т. 11. № 4. URL: https://www.iberpapers.org/jour/article/view/578 (дата обращения: 08.12.2024).
16. Художественный фронт: революция и монументальная живопись в Мексике начала XX века // Научный корреспондент. 2024. URL: https://nauchkor.ru/media/hudozhestvennyy-front-revolyutsiya-i-monumentalnaya-zhivopis-v-meksike-nachala-xx-veka-5725b1c85f1be73062b350b3?ysclid=m4h47p7tw2236314451 (дата обращения: 08.12.2024).
17. Шувалов А. Терновый венец Фриды Кало. Диагноз гениальной женщине // Наша психология. 2022. URL: https://www.psyh.ru/ternovyj-venets-fridy-kalo/?ysclid=m4gorl3qbd715478283 (дата обращения: 08.12.2024).
IV. Книги на иностранном языке
18. Burrus K. Viva la Frida. L.: Thames and Hudson, 2008. – 366 р.
19. Bustamante, С.М. de Continuación del cuadro histórico de la revolución Mexicana. Mexico: Biblioteca Nacional de México, 1953. – 262 р.
20. Conde T. del Vida de Frida Kahlo. Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976. – 246 р.
21. Herrera J. Frida Kahlo. NY: ABC, 2001. – 390 р.
22. Kettenmann A. Frida Kahlo. Leidenschaft und Schmerz. Hamburg, 2010. – 460 S.
23. Krauze Е. Mexico : biography of power : a history of modern Mexico, 1810–1996. NY: HarperCollinsPublishers, 1997. – 854 р.
24. Lindauer M.A. Devouring Frida: The Art History and Popular Celebrity of Frida Kahlo. Middletown: Wesleyan University Press, 1999. – 520 р.
25. Ramos S. Еl perfil del hombre y la cultura en México. México: Сolección Austral, 2001. – 146 p.
26. The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait. NY: Abrams, 1995. – 296 p.
27. Ulloa B. Historia de la Revolución Mexicana, período 1914-1917: la encrucijada de 1915. Mexico: El Colegio de Mexico, 1976. Vol. 5. – 267 р.
VI. Статьи на иностранном языке
28. Brachmann A., Redies C. Computational and experimental approaches to visual aesthetics // Front. Comput. Neurosci. 2017. No 11. Р. 102–110.
29. Budrys V. Neurological deficits in the life and works of Frida Kahlo // Eur Neurol. 2006. No 55. Р. 4–10.
30. Esparza J.J. La Colonia Mexicana: A History of Mexican Americans in Houston // Houston History. 2022. Vol. 9. No. 1. Р. 2–8.
31. Gonzales O. Los orígenes del populismo latinoamericano. Una mirada diferente // Cuadernos del Cendes. 2007. Vol. 24. Núm. 66. P. 75–104.
VII. Электронные ресурсы на иностранном языке
32. Carr B. Mexico: Radicals, Revolutionaries and Exiles: Mexico City in the 1920s // UC Berkeley. 2010. URL: https://clacs.berkeley.edu/mexico-radicals-revolutionaries-and-exiles-mexico-city-1920s (date of access: 08.12.2024).
33. Imaginario A. Frida Kahlo: biografía, pinturas y características de las obras de la artista Mexicana // Cultura Genial. 2023. URL: https://www.culturagenial.com/es/frida-kahlo/ (fecha de acceso: 08.12.2024).
34. Regil A. de The Case of Mexico I: Neo-Colonialism and Truncated Revolution // The neo-capitalist assault. 2001. URL: https://www.researchgate.net/publication/246044320_The_Case_of_Mexico_I_Neo-Colonialism_and_Truncated_Revolution (date of access: 08.12.2024).
35. Sloan J. Carnivalizing the Cold War: Mexico, the Mexican Revolution, and the Events of 1968 // European journal of American studies. 2009. No 4 (1). URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/ejas-7527.pdf (date of access: 08.12.2024).
36. Turkheimer F., Liu J., Fagerholm E.D., Dazzan P., Loggia M.L., Bettelheim E. The art of pain: A quantitative color analysis of the self-portraits of Frida Kahlo // Frontiers in Human Neuroscience. 2022. URL: https://www.frontiersin.org/journals/human-neuroscience/articles/10.3389/fnhum.2022.1000656/full (date of access: 08.12.2024).