Фрагмент для ознакомления
2
Изучение отличий в человеческом поведении имеет длительную историю. Еще в древности Гиппократ, классифицируя людей как сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов, связывал их поступки с доминированием одного из «жизненных соков» в организме: крови, лимфы, желтой или черной желчи.
В психологии термин «поведение» обозначает уровень и тип активности человека, который включает в себя деятельность, познание и общение. Поначалу поведение понималось как любые наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), согласно модели «стимул - реакция». С течением времени и накоплением эмпирических данных, понимание человеческого поведения стало более сложным.[17]
Современные представления о поведении выходят за рамки простых реакций на внешний стимул. В психологическом словаре оно определяется как взаимодействие живого существа с окружающей средой, посредством его внешней и внутренней активности. Внешняя активность включает проявления такие как движения и высказывания, в то время как внутренняя включает мотивацию, целеполагание, когнитивные процессы, эмоции и саморегуляцию.
За рубежом психология девиантного поведения выделилась в самостоятельную научную дисциплину, тогда как в России она еще развивается. При этом нельзя выделить единого подхода к определению девиантного поведения. Одни исследователи относят к нему любые отклонения от принятых в обществе норм, другие акцентируют внимание на правонарушениях или социальной патологии.
Девиантное поведение связано с несоответствием действий общепринятым нормам, правилам или ценностям. По мнению А. Коэна, оно противоречит институционализированным ожиданиям общества. В словаре под девиантным поведением понимаются действия, не соответствующие моральным и правовым нормам общества, которые могут привести к наказанию или исправлению.
Змановская Е.В. выделяет ключевые черты девиантного поведения, которые помогают выделить его среди других явлений и определить динамику его проявления у конкретного индивида.
Отклоняющееся поведение индивида представляет собой действия, которые не согласуются с устоявшимися или официальными нормами общества. Оно не следует законам, правилам, обычаям или культурным установкам. Поскольку социальные нормы подвержены изменениям, отклоняющееся поведение имеет историческую изменчивость. Например, отношение к курению отличается в разных странах и в разные эпохи. Девиантное поведение связано с нарушением актуальных социальных норм для данного общества.[16]
Люди с девиантным поведением обычно сталкиваются с негативной оценкой окружающих, которая может сопровождаться общественным осуждением или социальными санкциями, и, в некоторых случаях, уголовным преследованием. Санкции призваны предотвращать нежелательное поведение, но могут приводить к стигматизации и наложению негативных ярлыков на личность.
Особенность отклоняющегося поведения заключается в том, что оно наносит ущерб как личности, так и окружающим. Вред может выражаться в дестабилизации уклада, физическом или моральном насилии, нанесении материального ущерба или угрозе жизни и здоровью.
О девиантном поведении стоит говорить, когда оно проявляется систематически. Исключением являются суицидальные попытки, где даже единичный случай может свидетельствовать об отклонении.
Чтобы квалифицировать поведение как отклоняющееся, оно должно соответствовать общей направленности личности и не быть следствием атипичной ситуации (например, посттравматического синдрома), кризисной ситуации (например, горе после потери близкого в первые месяцы) или самообороны при реальной угрозе.[20]
Отклоняющееся поведение находится в пределах медицинской нормы и не тождественно психическим заболеваниям. Патологическое поведение, связанное с психическими расстройствами, отклоняется от медицинских норм и требует медицинского вмешательства.
Отклоняющееся поведение связано с социальной дезадаптацией, которая усиливает данное состояние. Хотя оно не обязательно ведет к болезни или смерти, такое поведение сопряжено с проблемой информационной интеграции в обществе.[15]
Внешне девиантное поведение связано с существованием личности в обществе, но его внутренние мотивы разнообразны. Разные возрастные группы проявляют такие поведения по-разному.
Причины девиантного поведения включают социальные, психологические, биологические и педагогические факторы. Биологические могут включать низкий уровень интеллекта, травмы мозга или физические отклонения. Социальные факторы охватывают семейные проблемы, например, напряжённую атмосферу. Педагогические ошибки в воспитании или образовании также играют роль. Психологические факторы предполагают эмоциональные проблемы или проблемы с самооценкой.
Социальные факторы, влияющие на подростковую преступность, включают экономический статус, культурные изменения и семейную обстановку. Распад семьи часто способствует этому, хотя не всегда полные семьи являются более благоприятной средой. Родительский контроль и поддержка могут снизить риск противоправного поведения, особенно для мальчиков, контакт с отцом может быть важнее.
В подростковом возрасте частым примером для подражания становятся «отрицательные» герои, особенно те, кто имеют криминальное прошлое. Максимализм, характерный этому возрасту, побуждает молодёжь не только копировать их поведение, но и стараться превзойти в негативных поступках. В этом периоде собственные нравственные ориентиры у подростков чаще всего ещё не сформированы. Их мнения в значительной мере зависят от родителей, а при их отсутствии — от тех, кого они уважают. Они пока не понимают, что представляют собой преступление, закон и наказание, и не осознают социальные последствия своих действий. В компании с асоциальными лидерами они могут совершать поступки под влиянием группы.[2]
Побеги из дома рассматриваются психологами как защитная реакция на воспринимаемые катастрофически обстоятельства. Первая попытка часто происходит после серьёзной ссоры или травмы, и эта реакция может закрепиться, став ответом на любые трудности. Побег может быть формой протеста против невнимательности или чрезмерных требований со стороны родителей и навязывания им своих жизненных стереотипов.
Дромомания, или склонность к бродяжничеству, расценивается как нарушение контроля над побуждениями. Отдельные случаи возникают на фоне таких заболеваний, как шизофрения или эпилепсия. Побеги могут происходить без видимых причин, по причине изменений в настроении.[10]
Аддиктивное поведение — это стремление изменить своё психическое состояние путём приёма веществ или зацикливания на определённой активности. Это поведение характерно для подростков, плохо адаптирующихся к изменению обстоятельств и стремящихся к быстрому комфорту. Аддикция становится способом избежать реальности, выполняя роль защитного механизма. Они могут использовать «мышление по желанию», игнорируя логичные связи, что приводит к отчуждению от общества.
Различные вещества и действия могут стать средствами аддикции: наркотики, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, или чрезмерное увлечение определённой деятельностью. Формирование аддиктивного поведения связано с интенсивными эмоциональными изменениями, вызванными употреблением веществ или действиями, которые дарят ощущение восторга и радости. Подростки склонны считать, что химические вещества улучшают их настроение и снижают тревожность, что зачастую является результатом самовнушения.
Широкую популярность среди подростков получают кайфы от вдыхания паров различных химических веществ, хотя, со временем, то, что называют «кайфом», становится лишь привычкой без прежних ощущений. Получившими кайф подростками часто движет желание ощущать привилегии и делать то, на что ранее они бы не решились.
Согласно выводам А.В. Ковалевской, девиантные подростки нередко демонстрируют задержки в психическом развитии и педагогической запущенности, склонны к различным девиациям и не признают авторитеты, а также не умеют планировать будущее. Е.Б. Усова обращает внимание на такие эмоционально-волевые черты, как импульсивность, раздражительность, вспыльчивость и агрессивность, указывая на трудности в межличностном общении.
Подростки с отклоняющимся поведением проявляют агрессию открыто и менее доброжелательны к окружающим, чему способствует акцент на внешние ограничения.
Е.Б. Усова выделяет несколько категорий агрессивно-девиантных подростков: ситуационные нарушители, субкультурные нарушители, невротические, «органические» и психотические нарушители, а также подростки с антисоциальными личностными характеристиками. А.А. Реан подчеркивает, что уровень агрессии у подростков с девиантным поведением связан с их самооценкой, причем увеличение самооценки ведет к усилению агрессии. Л.М. Семенюк подразделяет девиантных подростков на группы в зависимости от агрессивного поведения и личностных особенностей.
Первая группа демонстрирует аморальные и эгоистичные установки, вторая группа - жажду свободы и индивидуализма, третья группа сталкивается с внутренними конфликтами и апатией, а четвертая отличается ограниченной социальной активностью и негативизмом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З.И. Психологические аспекты формирования личности подростка: теория и практика: монография / З.И. Агранович. — Москва: Академия, 2020. — 320 с.
2. Белоусов, А.В. Современные методики работы с подростками: учебное пособие / А.В. Белоусов. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 240 с.
3. Воронова, Н.Ю. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков: уч. пособ. / Н.Ю. Воронова, Е.А. Смирнова. — Казань: Казанский университет, 2019. — 280 с.
4. Гаврилова, Л.А. Социально-психологическая профилактика девиантного поведения молодежи / Л.А. Гаврилова. — Самара: Самарский университет, 2022. — 350 с.
5. Данилов, И.П. Методы интеграции детей в систему дополнительного образования через фото-кружки / И.П. Данилов. — Новосибирск: НГУ, 2020. — 200 с.
6. Евсеев, С.В. Девиантное поведение в подростковой среде: причины и профилактика / С.В. Евсеев. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2023. — 305 с.
7. Жуков, М.А. Психология девиантного поведения: монография / М.А. Жуков, Н.В. Кравцова. — Москва: МГУ, 2021. — 340 с.
8. Захарова, Т.Н. Развитие творческого потенциала подростков в фото-кружках / Т.Н. Захарова. — Екатеринбург: Уральский университет, 2022. — 275 с.
9. Иванов, И. П. Педагогические методы профилактики девиантного поведения / И. П. Иванов. — М.: Просвещение, 2022. — 250 с.
10. Иванов, И.П. Методические подходы к организации фотокружков: практическое пособие / И.П. Иванов. – Москва: Изд-во НИЦ, 2023. – 320 с.
11. Иванов, Р.Т. Проблемы и перспективы профилактики девиантного поведения подростков / Р.Т. Иванов. — Красноярск: СФУ, 2019. — 230 с.
12. Иванова, Л.В. Современные методы профилактики девиантного поведения подростков / Л.В. Иванова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2023. – 245 с.
13. Карпов, Н.Ю. Девиантология подростков: теоретические аспекты и практическое применение / Н.Ю. Карпов. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2023. – 190 с.
14. Ковалёв, Л.И. Дополнительное образование как средство социальной адаптации подростков / Л.И. Ковалёв. — Волгоград: ВолгГТУ, 2020. — 190 с.
15. Ковалев, П.А. Психолого-педагогические технологии работы с подростками в фотокружке / П.А. Ковалев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2022. – 275 с.
16. Курочкин, А. В. Девиантное поведение подростков: причины и профилактика / А. В. Курочкин. — СПб.: Питер, 2021. — 192 с.
17. Лапина, О.В. Фото-кружки как средство социализации подростков с девиантным поведением / О.В. Лапина. — Ярославль: ЯрГУ, 2021. — 245 с.
18. Макаренко, А. С. Основы воспитания детей / А. С. Макаренко. — М.: АСТ, 2007. — 320 с.
19. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. — М.: Современник, 1988. — 574 с.
20. Макаренко, А.С. О воспитании в коллективе: избранные произведения / А.С. Макаренко. – Москва: Просвещение, 2021. – 400 с.
21. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – Киев: Освита, 2020. – 356 с.
22. Марченко, Г.А. Формирование позитивного общения в подростковой среде через фототехнику / Г.А. Марченко. – Новосибирск: Наука, 2023. – 210 с.
23. Михайлов, П. Н. Влияние художественного творчества на поведение подростков / П. Н. Михайлов. — СПб.: Наука, 2020. — 210 с.
24. Морозов, Д.В. Особенности работы с подростками в системе дополнительного образования / Д.В. Морозов. — Челябинск: ЧелГУ, 2023. — 260 с.
25. Никифоров, В.И. Социокультурные аспекты фотоискусства как инструмента воспитания / В.И. Никифоров. – Москва: Социум, 2022. – 289 с.
26. Новиков, П.Н. Социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения / П.Н. Новиков. — Воронеж: ВГУ, 2019. — 285 с.
27. Орлов, И.В. Фототерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков / И.В. Орлов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2022. – 178 с.
28. Петров, В. К. Методологические подходы к изучению девиантного поведения / В. К. Петров. — Казань: Казанский университет, 2019. — 180 с.
29. Петров, Е.И. Методика организации работы с подростками в фото-кружках / Е.И. Петров. — Калуга: КГУ, 2022. — 215 с.
30. Петров, С.В. Организация и методика проведения фотокружков для подростков / С.В. Петров. – Москва: МЦДО, 2023. – 196 с.
31. Романов, С. И. Социальная профилактика девиантного поведения у молодежи / С. И. Романов. — М.: Инфра-М, 2021. — 167 с.
32. Сергеев, А.А. Превентивные меры по борьбе с девиантным поведением подростков / А.А. Сергеев. — Пермь: ПГНИУ, 2020. — 300 с.
33. Сидоров, А.К. Использование фотоискусства в образовательных учреждениях / А.К. Сидоров. – Самара: Изд-во самарского университета, 2022. – 310 с.
34. Смирнова, Л. А. Профилактика девиантного поведения и роль кружковой деятельности / Л. А. Смирнова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2022. — 195 с.
35. Сорокина, Н. В. Психолого-педагогическая работа с трудными подростками / Н. В. Сорокина. — СПб.: Питер, 2018. — 204 с.
36. Тихонов, И. Г. Кружковая работа как средство социализации подростков / И. Г. Тихонов. — М.: Академия, 2019. — 168 с.
37. Тихонов, Ю.В. Профилактика девиантного поведения через фотографию: отечественный и зарубежный опыт / Ю.В. Тихонов. – Владивосток: Восток, 2021. – 212 с.
38. Ушакова, Е. В. Фотографический кружок как инструмент социального воспитания / Е. В. Ушакова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 157 с.
39. Федоров, К.Д. Теория и практика работы с подростками в фотокружке / К.Д. Федоров. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. университета, 2023. – 220 с.
40. Федорова, М. В. Искусство фотографии и его влияние на подростков / М. В. Федорова. — Новосибирск: СибАк, 2020. — 159 с.
41. Хмелева, О. Л. Психология девиантного поведения подростков / О. Л. Хмелева. — М.: Кнорус, 2019. — 186 с.
42. Черников, Д. П. Роль художественного творчества в формировании личности подростка / Д. П. Черников. — Воронеж: Истоки, 2020. — 150 с.
43. Чернов, Л.П. Влияние фототехники на развитие подростков: психологический аспект / Л.П. Чернов. – Воронеж: Воронежский гос. университет, 2022. – 238 с.
44. Шаповалов, А. А. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях / А. А. Шаповалов. — СПб.: Лань, 2021. — 175 с.
45. Шаповалов, Е.М. Школьный фотокружок: стратегия и тактика организации / Е.М. Шаповалов. – Екатеринбург: Изд-во Педагогического университета, 2022. – 265 с.