Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
I. Историко-теоретические основы уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 5
1.1. История развития уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 5
1.2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 10
II. Уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 16
2.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 16
2.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 22
2.3 Квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 26
Заключение 32
Список источников и литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Первым источником, регламентирующим правила дорожного движения в постимператорской России, было Постановление Автомобильного совета Центральной автосекции ВСНХ от 10 июня 1918 г. «О пользовании автомобилями и мотоциклами и порядке дорожного движения по городу Москве и окрестностям». Этот документ имел комплексный характер, кроме ограничений и правил по движению данным актом регулировался также учет свидетельств на право вождения, регламентировалось членство работников автомобильного транспорта, предусматривалось административное наказание. Но этот акт обладал локальным характером и распространял свое действие на ограниченную территорию – только на Москву.
Последующее развитие происходит вследствие введения Постановления Московского Совета от 28 мая 1920 г. «Об урегулировании автомобильного движения по городу Москве». В этом акте уже более детально регламентировались правила движения.
Но низкий уровень автомобилизации государства – 6621 автомобилей и 1421 мотоциклов – соответственно, низкий уровень дорожно-транспортных происшествий не обуславливали необходимость охраны безопасности дорожного движения в уголовном праве.
Уголовная ответственность существовала только за нарушение правил движения на водном и железнодорожном транспорте, так как эти виды транспорта уже развиты в нашем государстве и активно были использованы.
Между тем, ни Уголовный кодекс 1922 года , ни Уголовный кодекс 1926 года не включал в себя положения, даже отдаленно напоминающей положение статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации .
Лишь в 1960 году по причине введения нового Уголовного кодекса, объективная потребность которого вызвана масштабными обновлениями в общественной жизни того времени в целом и законодательства, в частности, возник прообраз статьи 264 УК РФ; статьи 211-213 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года .
Статья 213 Уголовного кодекса РСФСР устанавливала ответственность за нарушение транспортных правил, но никоим образом не дифференцировалась с учетом разновидности транспорта. Из формулировки статьи нельзя прийти к выводу об использовании этой статьи лишь к автомобильному транспорту либо ко всем разновидностям транспорта в целом. Нельзя определить и круг предметов этого преступного деяния.
В последующем эти составы претерпели существенные изменения и к моменту последней действующей редакции УК РСФСР 1960 года были объединены в единый состав – статья 211 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами».
Сама статья устанавливала три самостоятельных состава. Критерием отграничения выступала степень общественно опасных последствий.
К примеру, первый состав квалифицировался при нанесении потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения, определявшееся как повреждение, не опасное для жизни и не нанесшее последствий в виде потери слуха, зрения либо определенного органа или утерю органом его функций, душевную болезнь либо другое расстройство здоровья, но приведшее к длительному расстройству здоровья либо существенной стойкой утере трудоспособности меньше чем на одну треть. Этот вред здоровью аналогичен вреду здоровья, предусмотренному статьей 112 УК РФ – вред здоровью средней степени тяжести.
Следовательно, законодательство советского периода нанесенный вред признавало более опасным для общества, нежели уголовное право современного периода, и устанавливало при наступлении последствий в виде «менее тяжкого повреждения» уголовную ответственность. В России ответственность за такие действия предусмотрена положениями административного права – статьей 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Второй состав устанавливал ответственность за наступление последствий в виде нанесения тяжкого вреда либо причинения смерти потерпевшему.
Законодатель не проводил дифференциацию ответственности с учетом нанесенного вреда: за нанесение тяжкого вреда и за нанесение смерти наказание было назначено в границах одной санкции, соответственно, трудно вести речь о соразмерности наказания за совершенные деяния.
Третий состав устанавливал ответственность в случае гибели нескольких лиц из-за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации средств транспорта. Этот состав похож на часть 5 статьи 264 УК РФ, но обладает немного иной формулировкой: «гибель нескольких лиц» вместо «смерть двух либо более лиц».
УК РСФСР не имел составов с таким квалифицирующим обстоятельством, как состояние опьянения.
По факту этот состав был прообразом действующего состава преступного деяния, установленного статьей 264 УК РФ .
После введения в действия Уголовного кодекса РФ 1996 года в статью 264 УК РФ внесли девять изменений.
Первое изменение внесли в 1998 году – такой признак, как материальный ущерб, был исключен. Законодатель признал несоразмерным нанесение материального вреда вследствие дорожно-транспортного происшествия последствиям судимости в рамках ответственности за этот состав.
Второе изменение случилось в 2003 году – такой признак, как нанесение вреда средней степени тяжести, декриминализировали, и ответственность за это деяние перешло в рамки административного права.
Третье изменение внесли в 2009 году – введено три состава с таким квалифицирующим обстоятельством, как состояние опьянения, ответственность за которые была существенно строже. Это изменение вызвано увеличением числа дорожно-транспортных происшествий с участием водителей в состоянии опьянения.
Четвертое изменение внесли в 2010 году, согласно нему была снижена верхняя граница срока ареста с пяти до трех лет.
Пятое изменение произошло в 2011 году. Изменения снова коснулись санкции статьи – было исключено указание на нижнюю границу срока ареста, по факту снизив ее до минимального – один месяц, вместо ранее предусмотренных трех месяцев.
Шестое изменение, которое было внесено в конце 2011 года, было связано с введением новой разновидности наказания – принудительные работы. Это преобразование определило общим изменением законодательства и введением этой разновидности наказания в действие. Между тем, даже спустя шесть лет это наказание по факту считается «мертвым» и в практической деятельности не применяется вследствие отсутствия условий для его исполнения.
Седьмое изменение было внесено в 2015 году. Это изменение связано с совершенствованием правовой техники. Из статьи было исключено наказание в виде «лишения права управлять средством транспорта» вследствие того, что в рамках ст. 44 этой разновидности наказания не существует, соответственно, оно незаконно. Теперь наказание подлежит применению в виде лишения права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенные должности, а уже в судебном приговоре конкретизируются, какого именно права лишается осужденный. Санкция ч. 6 ст. 264 УК РФ теперь предполагает безальтернативное наказание – лишение свободы. Изменения коснулись перечня предметом этого преступного деяния, и теперь согласно Примечанию 1 его расширили. Согласно Примечанию 2 регламентированы правила определения состояния опьянения лица, управляющего средством транспорта. Эти примечания подлежат распространению и на нововведенный состав статьи 264.1 УК РФ.
Восьмое изменение внесли в 2016 году, и коснулось примечания 2 – была изменена формулировка «состояние опьянения», приведенное в строгое соответствие со ст. 23 УК РФ.
Последнее девятое изменение вступило в действие 23.04.2019 года после обнародования Федерального закона № 65-ФЗ «О внесение изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» . Согласно этому Закону в частях 2, 4 и 6 как самостоятельного квалифицирующего обстоятельства законодатель выделил «оставление места совершения преступного деяния». Это изменение связано с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 года № 17-П , где отмечается, что примечание 2 статьи 264 УК РФ не соответствует положениям Конституции, а именно лица, управляющие транспортным средством и скрывшиеся с места дорожно-транспортного происшествия, и поэтому не прошедшие освидетельствование на состояние опьянения, находятся в преимущественном положении в отношении лиц, к которым факт употребления веществ, вызывающим алкогольное опьянение, достоверно установлено, или которые не исполнили правомерного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Соответственно, сокрытие с места преступного деяния может оказывать влияние на квалификацию преступного деяния на менее тяжкое, чем было совершено .
Следовательно, можно прийти к выводу, что уголовное законодательство в области охраны безопасности дорожного движения в нашем государстве развивалось симметрично развитию состояния и уровня безопасности дорожного движения в государстве. На данный период времени это положение не статично, и законодатель изменяет ее, принимая во внимание все изменения в жизни общества и динамику преступности в этом сегменте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2024) //Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
3. Федеральный закон от 23.04.2019 N 65-ФЗ О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Российская газета, N 92, 25.04.2019
4. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390) // Российская газета, N 60, 23.03.2016
Научная и учебная литература:
5. Агафонов А.В. Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Студенческий». - 2022. - № 24-3 (194). - С. 55-58.
6. Агрицкая А.И. Уголовная ответственность по ст. 264, 264.1 УК РФ // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник научных статей. - 2021. - С. 129-133.
7. Башилов В.В., Марков А.В. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, и проблемы отграничения их от административных правонарушений // Журнал «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов». - 2020. - С. 24-26
8. Безрукова О. В., Матюшин Н. М. Развитие института уголовной ответственности за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств в России // Журнал «Наука. Общество. Государство». – 2019. – С. 18-20
9. Бобыкин А.С., Швецов А.В. Сложность интерпретации статьи 264 УК РФ // Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски. Сборник научных статей. - 2020. - С. 44-46.
10. Глазков Д.А., Малахов Г.В. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ // Журнал «Дневник науки». - 2022. - № 12 (72). – С. 34
11. Дуюнов В. К. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.К. Дуюнова. — 6-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 780 с.
12. Ищенко Е.П. Смертельно опасная триада, или Всё о дорожной безопасности / Е.П. Ищенко. — М. : Проспект, 2017. — 368 с.
13. Карцева К.П. Субъект преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ // Журнал «Современные проблемы юридической науки». - 2021. - С. 57-59.
14. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 4. Особенная часть. / В. М. Лебедев [и др.] ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 276 с.
15. Коренная А.А., Агапушкин А.В. Понятие и признаки транспортного преступления // Журнал «Молодой ученый». -2019. -№ 49 (287). - С. 334-336.
16. Крапива И.И. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ // Журнал «International Law Journal». - 2023. - Т. 6. - № 7. - С. 29-35.
17. Курдияшко С.Д. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика. Сборник научных статей. - 2023. - С. 258-265.
18. Лотоцкий В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий // Журнал «Постулат». - 2019. - № 3 (41). - С. 75.
19. Новикова Т.Ю., Горбунов И.А. Уголовно-правовая характеристика состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2021. - № 34. - С. 1859-1865.
20. Писаревская Е.А., Дворжицкая М.А. Вопросы применения ст. 264.1 УК РФ // Евразийский юридический журнал. - 2023. - № 5 (180). - С. 317-319.
21. Попович Д.Н. Предмет преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Журнал «Academy». - 2019. - № 1 (40). - С. 71-74.
22. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. (вместе с Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.) // СУ РСФСР, 1922, N 15, ст. 153 (утратил силу)
23. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") // СУ РСФСР, 1926, N 80, ст. 600 (утратил силу)
24. Тагамлицкий А.С. Уголовная ответственность за преступления, нарушающие правила дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств // Журнал «Вестник науки и образования». - 2019. - № 2-2 (56). - С. 65-69
25. Травина И.Г., Боднарчук У.В. Проблемы квалификации состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ // Юриспруденция и политология: теория и практика. Сборник научных статей. – 2023. – С. 58-60.
26. Уголовное право России. Особенная часть: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 1189 с.
27. Уголовное право: учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.]; под общей редакцией В. В. Векленко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 512 с.
28. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960)(ред. от 30.07.1996) // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497 (утратил силу)
29. Штаб О. Н., Кравчук Т. Е. Становление уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, по уголовному законодательству СССР и Российской Федерации // Журнал «Алтайский вестник государственной и муниципальной службы». – 2020. – С. 71-73
Материалы правоприменительной практики:
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 N 17-П По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда // Российская газета, N 100, 11.05.2018
31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 25.06.2024) О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения // Российская газета, N 265, 26.12.2008
32. Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2020 года по делу № 44у-57/2020 // Документ официально опубликован не был, официальный сайт Челябинского областного суда - http://www.chel-oblsud.ru