Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В условиях современности вопросы, касающиеся договора транспортной экспедиции в российском праве, становятся все более значимыми, несмотря на его достаточную изученность в научной среде. Это обусловлено рядом факторов, включая удачное географическое положение и размеры нашей страны. Данный договор представляет собой оптимальную правовую конструкцию, которая обеспечивает эффективные грузоперевозки как для клиентов, будь то предприниматели или участники гражданского оборота, так и для исполнителей - экспедиторов.
На сегодняшний день около 80% перевозок в мире осуществляют экспедиторские компании. В 2003 году в России произошла официальная законодательная легализация договора транспортной экспедиции. 30 июня 2003 года был принят специальный нормативный акт, регулирующий деятельность в данной сфере - федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» .
Некоторые проблемы, возникающие в процессе реализации договора транспортной экспедиции и в связанных отношениях, исследовались на уровне монографий: Ребриков А.В. «Договор транспортной экспедиции», Андреева Н.А. «Правовое регулирование договора транспортной экспедиции», Динека А.В. «Особенности гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции». Иные аспекты правового регулирования в транспортной экспедиции также изучались различными учеными. Однако до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, касающиеся определения договора транспортной экспедиции, его места в системе договорных обязательств и его соотношения с другими видами договоров. Все это подчеркивает актуальность исследования данного договора, его истории, опыта правового регулирования в других странах, а также соответствие норм текущего российского законодательства реальным потребностям правоприменительной практики.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе оказания транспортно-экспедиторских услуг.
Предмет исследования включает в себя юридические нормы, касающиеся договора транспортной экспедиции, и материалы судебной практики.
Цель исследования состоит в изучении особенностей гражданско-правовой конструкции договора транспортной экспедиции в условиях современной действительности. Для достижения этой цели предприняты следующие задачи:
изучить историю возникновения договора транспортной экспедиции;
рассмотреть понятие, юридическую природу и содержание договора транспортной экспедиции;
раскрыть существенные условия договора транспортной экспедиции;
охарактеризовать содержание договора транспортной экспедиции;
выявить проблемы законодательного регулирования договора транспортной экспедиции и пути их решения.
Методологической основой исследования служат как общие, так и специальные научные методы познания: диалектический, формально-логический, метод классификации, системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический.
Структура работы сформирована в соответствии с целями и задачами исследования и включает введение, две главы, содержащие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Договор транспортной экспедиции является сравнительно новой идеей для нашей страны. Возникновение этого договора восходит к XV веку, когда транспортно-экспедиционные услуги стали востребованы в процессе развития торговли в таких странах, как Голландия, Италия, Англия и Германия. Значимое развитие этой сферы началось в начале XIX века, когда предприятия по организации перевозок стали широко использоваться отправителями и получателями грузов.
В дореволюционной России тоже существовала профессия экспедиторов, которых называли «частными экспедиторами», и их основная деятельность сосредотачивалась на таможенной очистке товаров. Система транспортно-экспедиторских услуг в России получила официальное признание 17 ноября 1922 года с образованием Первого акционерного транспортного общества «ТРАНСПОРТ», ставшего одним из крупнейших с обширной сетью в России и за рубежом.
Первое официальное включение договора транспортной экспедиции в гражданское законодательство произошло 31 мая 1991 года, когда в Основах гражданского законодательства Союза ССР появилась статья 105, регулирующая этот договор. В 1994 году Гражданский кодекс РФ официально закрепил за договором транспортной экспедиции статус самостоятельной договорной формы, регулируемой отдельной главой.
С 1 марта 2005 года была введена в действие вторая часть ГК РФ , где главе 41 отведено место для договора транспортной экспедиции, включая шесть статей (ст.ст. 801-806), посвящённых его положениям и требованиям. 11 июня 2003 года Государственная дума утвердила, а Президент Российской Федерации 30 июня 2003 года подписал Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Этот Федеральный закон устанавливает процедуры оказания транспортно-экспедиционных услуг, включая организацию перевозок любыми видами транспорта и оформление всех необходимых документов, именуемых экспедиционными услугами. Закон впервые характеризует экспедитора как организатора грузоперевозок, что укрепляет его правовой статус как ключевого участника в цепочке доставки товара от производителя к потребителю.
Однако следует отметить, что данный закон не в полной мере отражал правосубъектность сторон договора, что снижало его эффективность в регулировании отношений в области транспортной экспедиции. Это обстоятельство привело к созданию правил транспортно-экспедиционной деятельности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 , которые детализируют требования к оказанию таких услуг.
Стоит обратить внимание также на то, что обязательным элементом для заключения договора транспортной экспедиции и предоставления услуг по нему являются экспедиторские документы, порядок и правила оформления которых были утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 23 .
Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определённых договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции занимает важное место в системе экономико-правовых отношений. И.З. Аюшеева отмечает, что перевозка грузов часто сопровождается необходимостью выполнения множества дополнительных процедур, касающихся отправки и получения товаров. Когда объем этих задач значителен, отправители и получатели не могут самостоятельно справиться с возложенными на них обязательствами по транспортировке и прибегают к помощи специализированных компаний и экспертов. Эти специалисты берут на себя задачи по отправке, сопровождению и доставке груза получателю. На территории Российской Федерации вопросы, возникающие при оказании транспортно-экспедиционных услуг между сторонами, имеют особое нормативное значение и регулируются Гражданским кодексом РФ, который включает отдельную главу 41, посвященную транспортной экспедиции и описывающую взаимодействие участников .
Законодатель предлагает следующее определение транспортного экспедиционного договора: согласно этому соглашению, одна из сторон (экспедитор) обязуется за установленное вознаграждение и на средства другой стороны (клиента, отправителя или получателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с транспортировкой груза, как оговорено в договоре экспедиции (статья 801 ГК РФ).
Поскольку данное определение выделено в ГК Российской Федерации в отдельной главе 41, это свидетельствует о его самостоятельности. Несмотря на присутствие элементов посреднических соглашений, благодаря своей конечной цели, договор транспортной экспедиции остается независимым и отдельным видом договорных обязательств, отличным от посреднических услуг.
Тем не менее, в системе гражданского права транспортно-экспедиционный договор рассматривается как вспомогательное соглашение, связанное с перевозкой грузов. В.Ю. Абрамов отнес его к категории дополнительных договоров в области транспортных услуг. По мнению Абрамова, это определяет сферу его применения и роли сторон – экспедитора и клиента. Договор используется в процессе транспортировки грузов, чтобы сделать отправку и получение менее обременительными для сторон, предоставляя профессиональное сопровождение в непривычных для них операциях. Основная задача экспедитора состоит в выполнении поручений клиента по транспортировке и оказании соответствующих вспомогательных услуг.
С экономической точки зрения, транспортно-экспедиционный договор представляет собой простое обязательство, т.е. обязательство, выполняемое единовременно. В противоположность этому, сложное обязательство включает основное и несколько дополнительных обязательств. Хотя договор транспортной экспедиции охватывает разнообразные услуги, все они подчинены единой цели: освободить отправителя или получателя от задач, связанных с процессом перевозки груза .
Вопрос о природе транспортно-экспедиционного договора остаётся актуальным: имеет ли он смешанный или комплексный характер? Гражданские исследователи относят такие договоры как к смешанным гражданско-правовым соглашениям, так и к комплексным. Смысл смешанного договора заключается в том, что он может стать основой для гражданско-правового обязательства или объединять несколько видов известных законодателю обязательств, либо содержать новые типы обязательств наряду с уже существующими.
Комплексный договор включает условия, которые базируются на нормах и институтах различных областей права, таких как гражданское, административное или трудовое право. Такой договор влечёт за собой возникновение двух или более обязательств, объединённых одной целью вокруг основного обязательства. Главное отличие между смешанными и комплексными договорами в том, что смешанный договор включает элементы различных договоров, тогда как комплексный аккумулирует несколько самостоятельных обязательств в одном акте. Разграничение этих видов договоров важно на практике, так как отношения по смешанным договорам регулируются условиями тех договоров, из которых они состоят, если стороны не договорились иначе. В комплексных договорах применяются отраслевые нормы, так как они создают многообязательные отношения с многоотраслевым характером и единой целью.
Из вышеизложенного следует, что договор транспортной экспедиции является комплексным. Как отмечает А.В. Ребриков, «смешанный договор – необходимая и промежуточная стадия в формировании новых договоров, включая транспортную экспедицию». До появления самостоятельного законодательного регулирования новых обязательственных отношений, к договорам с новым содержанием применяется законодательство известных видов, чьи элементы создают уникальную будку нового договора. Договоры, которые уже закреплены законом, нельзя считать смешанными, поскольку они больше не связаны с исходными договорами, элементы которых включали. Это касается и договора транспортной экспедиции.
Согласно ст. 801 ГК РФ, договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным, что подтверждено судебной практикой. Его консенсуальность проявляется в том, что он считается заключённым при достижении согласия сторон, а действия по сдаче, передаче и приёму груза, а также оплате проводятся в рамках существующих обязательств. В.В. Витрянский указывает, что экспедитор обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны выполнять или обеспечивать выполнение услуг, связанных с транспортировкой груза. Обязательства вступают в силу с момента подписания соглашения, а не передачи груза, что отличает его от реальных договоров.
Таким образом, договор транспортной экспедиции считается заключённым с момента соглашения по всем существенным условиям, что подтверждает его консенсуальный характер. Это значит, что экспедитор не может отказаться от исполнения обязательств из-за отсутствия передачи груза. Договор является двусторонним и взаимообязывающим, так как предусматривает права и обязанности для обеих сторон: у экспедитора есть право на вознаграждение и обязанность предоставления транспортных услуг, а у клиента – право на получение услуг и обязанность оплаты.
Закон требует, чтобы договор транспортной экспедиции был оплачиваемым, и экспедитор получал вознаграждение. Если в договоре поставки не предусматривается оплата таких услуг, его нельзя признать транспортной экспедицией. В деле ООО «Тамерлан» против ООО «НИКО-ОЙЛ ДВ» о возмещении убытков суд отказал в иске из-за отсутствия доказательств оплаты услуг, и отношения сторон не были признаны транспортной экспедицией, так как истец не занимался оформлением, сопровождением груза и не выполнял экспедиторские функции .
При заключении договора транспортной экспедиции необходимо чётко определить его отличительные черты, которые выделяют его среди других видов гражданско-правовых соглашений об оказании услуг, акцентируя внимание на его специфических особенностях. Участниками такого договора являются экспедитор и клиент.
Главное в таком договоре – присутствие экспедитора, выполняющего предусмотренные договором действия. Экспедитором считается лицо, которое осуществляет либо обеспечивает выполнение транспортно-экспедиционных услуг, указанных в договоре. В этой роли могут выступать юридические лица, занимающиеся бизнесом, а также индивидуальные предприниматели.
Клиентом может являться любое лицо, подписавшее договор транспортной экспедиции с экспедитором и согласившееся оплатить предусмотренные услуги. Это могут быть как бизнес-субъекты, так и учреждения или граждане, пользующиеся услугами экспедитора для личных целей.
По Гражданскому кодексу РФ, экспедитор обязуется за вознаграждение и от имени другой стороны (будь то клиент, отправитель или получатель) исполнить или организовать выполнение предусмотренных услуг, связанных с транспортировкой. Это предполагает оказание услуг, включающих как юридические, так и фактические действия. Например, это может включать переговоры по перевозке, предоставление транспортных средств, обеспечение безопасности грузов, оформление документации и проведение расчетов. Практика судебных решений показывает, что предмет договора включает различные виды деятельности экспедитора, которые можно разделить на основные и дополнительные услуги .
Таким образом, договор может считаться публичным, если он удовлетворяет установленным ГК РФ условиям, но на договор транспортной экспедиции это не распространяется. Несмотря на то, что один из участников может быть предпринимателем, а другой – потребителем, перечень услуг, оказываемых экспедитором, не ограничен, что позволяет предоставлять любую услугу, связанную с перевозкой или организацией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст.410.
3. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87–ФЗ «О транспортно–экспедиционной деятельности» (ред. от 18.03.2020) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Официальный интернет–портал правовой информации (www.consultant.ru).
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // Официальный интернет–портал правовой информации (www.consultant.ru).
6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2019 года по делу № А40-38065/2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/41649324/ (дата обращения: 14.03.2022).
7. Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 № 11239) // Официальный интернет–портал правовой информации (www.consultant.ru).
8. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 октября 2020 года по делу № А63-5238/2020: [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/AItpt9wqZCHQ.
9. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть : учебник для вузов / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 435 с.
10. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / В. А. Белов. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 451 с.
11. Белов, В. А. Гражданское право в 4 т. Том I. Общая часть. Введение в гражданское право : учебник для вузов / В. А. Белов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 622 с.
12. Гражданское право. Особенная часть (части iii–IV ГК РФ) : учебник для вузов / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 242 с.
13. Гражданское право. Особенная часть. Обязательства : учебник для вузов / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 376 с.
14. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики в 2 т. Том 1 / В. А. Белов [и др.] ; ответственный редактор В. А. Белов. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 484 с.
15. Гражданское право. Схемы, таблицы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Величко, А. И. Зинченко, Е. А. Зинченко, И. В. Свечникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 443 с.
16. Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для вузов / И. А. Зенин. – 20-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 526 с.
17. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. М. Михайленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 390 с.
18. Николюкин, С. В. Гражданское право. Особенная часть. Практикум : учебное пособие для вузов / С. В. Николюкин. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 329 с.
19. Свечникова, И. В. Гражданское право. Практикум : учебное пособие для вузов / И. В. Свечникова, Т. В. Величко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 399 с.
20. Шаблова, Е. Г. Гражданское право : учебное пособие для вузов / Е. Г. Шаблова, О. В. Жевняк ; под общей редакцией Е. Г. Шабловой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 131 с.