Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях постоянно меняющейся экономической и рыночной конъюнктуры происходит значительный рост конкуренция между предприятиями розничной торговли. В связи с этим сегодня существует объективная необходимость применения современных эффективных методов продажи и реализации товаров, а также организации сервисного обслуживания клиентов компаний на основе грамотного мерчандайзинга.
Мерчандайзинг связан с увеличением продаж путем правильной расстановки товаров. Мерчандайзинг - неотъемлемая часть маркетинга розничной торговли.
Целью данной работы является комплексный анализ основ организации процесса продажи товаров и инфраструктуры сервисного обслуживания покупателей.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
вывить основные особенности организации инфраструктуры сервисного обслуживания покупателей и мерчандайзинга в организации
исследовать особенности организации процесса продажи товаров и инфраструктуры сервисного обслуживания покупателей
проанализировать основы мерчандайзинга в организации
дать основные направления его совершенствования.
Объектом работы является розничная торговля и мерчандайзинг, предметом исследования являются особенности продажи товаров и сервисного обслуживания.
При написании работы была использована учебная литература (Бланка И.А., Бобровой Ю.Г.), изученная документация компании (учредительные документы, годовые отчеты, статистическая отчетность) и специализированные источники Интернет.
1.Мерчандайзинг в розничной торговле
1.1.Понятие, цели, задачи, инструменты мерчандайзинга
Мерчандайзинг изучает процессы расположения товаров на полках магазина для того, чтобы их купили покупатели. Он связан с техниками выкладок товара с учетом современных знаний по психологии, маркетингу, торговле.
Мерчандайзинг связан с увеличением продаж путем правильной расстановки товаров. Мерчандайзинг - неотъемлемая часть маркетинга розничной торговли [14, c.44].
На рисунке 1 показаны основные элементы мерчандайзинга.
Рисунок 1 – Элементы мерчандайзинга
В фирмах мерчандайзинг касается основных моментов продвижения товаров, с учетом эффективных аспектов ценообразования, формированием специальных предложений для покупателей, демонстрации продукции, чтобы повлиять на решение о покупке.
Мерчандайзинг основан на том, чтобы выгодно представить нужный товар покупателю, используя разные техники и инструменты его продвижения. Все это приводит к максимизации продаж.
Основные функции мерчандайзинга организации включают [4, c.94]:
• пополнение полок товарами;
• выделение приоритетных товаров;
• использование торгового пространства в нужных целях;
• проверка цены товаров;
• соблюдение правил верной презентации товаров, их оформления в аптеке;
• использование эффективных мест для продажи товара;
• оформление.
Задачи мерчандайзинга:
• выкладка товара на полке, витрине, стенде, чтобы обеспечить максимальные продажи;
• предоставление покупателям всей необходимой информации о товарах;
• контроль выкладки продукции;
• стимуляция продаж;
• обновление выкладки товаров на полках и рекламных материалов.
Глобальные цели мерчандайзинга касаются в целом разработки маркетинговой стратегии компании, развития подачи рекламирующих товар материалов, обеспечения доступа покупателей к товарам и помощь в их выборе, создание доброжелательной и комфортной, приятной атмосферы.
Поскольку мерчендайзинг напрямую касается продаж, то конечной выгодой от организации эффективного мерчандайзинга является рост продаж и прибыли.
Фирмы, которые создают налаженный опыт продаж товаров и эффективно направляют потребителей к полке, пользуются несколькими основными преимуществами:
- Рост прибыли
- Рост числа покупателей
- Закрепление клиентов
- Рост оборота запасов
- Рост лояльности к бренду
- Рост узнаваемости бренда.
Направления мерчандайзинга указаны ниже.
Рисунок 2 – Направления мерчандайзинга
Правила мерчандайзинга всегда касались тех насущных вопросов, как правильно расположить товар, чтобы он привлекал покупателей и рекламировал организацию и бренд.
Сегодня мерчандайзинг заметно усовершенствовался и стал отдельным направлением в торговле. Это стало происходить из-за роста рыночной конкуренции.
Современный мерчандайзинг проводится в разных точках, но, в отличие от западных схем, он не централизован и не имеет общей стратегии и принципов. В нем преимущественно преобладают рекламные технологии продвижения товаров, тогда как многие компании фокусируются на технологиях размещения и выкладки товаров.
Сегодня, несмотря на активное развитие разных маркетинговых действий, которые направлены на постепенный рост продаж, мерчандайзинг имеет и ряд недостатков, например, в связи с несогласованностью работы отдела маркетинга и отдела сбыта, нестабильностью имеющегося ассортимента.
Основные цели мерчандайзинга показаны ниже.
Рисунок 3 – Цели мерчандайзинга
Основные правила мерчандайзинга включают:
- ориентация на потребителей
- совершенствование
- рост продаж.
Таким образом, мерчандайзинг должен быть эффективен для аптеки, нагляден для покупателей.
Инструменты мерчандайзинга представлены ниже.
Рисунок 4 – Инструменты мерчандайзинга
Успех современной розничной торговли зиждется на трех китах:
-правильно подобранном ассортименте качественных и надежных продуктов, брендах,
-мерчандайзинге и презентации продукции,
-атмосфере и обслуживании.
Эффективная система управления запасами поможет с выбором и контролем ассортимента и продуктов на полке, можно говорить о целях, правилах и принципах мерчандайзинга.
Мерчандайзинг - это комплекс мер и мероприятий, направленных на продвижение товаров и услуг в аптеке без непосредственного участия сотрудников. Другими словами, это необходимо для того, чтобы максимально заинтересовать покупателей и побудить их к покупке.
Целью и показателем успеха мерчандайзинговой деятельности является увеличение продаж, завоевание клиентов, привлечение внимания покупателей к нужным товарам, активное продвижение ассортимента или отдельных позиций. В качестве бонуса успешного мерчандайзинга в аптеке увеличивается время, которое клиент проводит в аптеке, укрепляется бренд и улучшается сервис.
Таким образом, мерчандазинг включает в себя множество техник и правил для эффективной выкладки продаваемых товаров. Но нужно это делать так, чтобы это было удобно как продавцу, так и покупателю.
1.2.Поведение потребителя как компонент технологий мерчандайзинга
Мерчендайзинг ориентируется на знаниях по психологии.
Когда покупатели заходят в магазин, они хотят максимально легко удовлетворить свою покупательскую потребность, покупая нужный товар для этого. Но в ходе удовлетворения своей потребности многие клиенты сталкиваются с тем моментом, что они не знают, чего они хотят на самом деле. Это приводит к тому, что они не могут полностью удовлетворить свои. Задача мерчандайзинга заключается в том, чтобы напомнить покупателю о том, что ему нужно.
Для увеличения продаж применяются разные инструменты мерчандайзинга.
Мерчандайзинг располагает набором коммуникативных практик, которые преследуют (кроме продаж), цели по информированию покупателей и улучшению имидж конкретного товара. На «имидж» влияют и рекламные материалы (постеры, шелф-токеры, стикеры, воблеры), упаковка, способ выкладки товара на полке.
В фирме мерчандайзинг выступает как средство для создания настроения у покупателей для совершения импульсивных покупок. Если рекламная информация обращается к покупателю и убеждает его («Без ГМО», «самая низкая цена»), то имиджевая, или визуальная, информация формирует образы для принятия решения о покупке.
В фирме для этих целей указывается подробное расположение полок и витрин, на которые потом выкладываются товары. Исходя из этого, подбирается торговое помещение.
В мерчандайзине существует ряд законов и правил учета поведения покупателей при покупке:
1 Чем ближе срок реализации товара, тем более рекламируемым становится товар
Это важно, чтобы избежать списания товаров из-за вышедшего срока реализации.
2 Товары выкладываются блоками.
Все позиции на полке нужно выкладывать блоками, чтобы покупатели смогли быстро сориентироваться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. – М.: Экономика, 2022. – 522 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 782 с
3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Инфра-М, 2019. – 601 с.
4. Бобров Ю.Г. Розничная торговля. – М.: Лаборатория книги, 2021. – 226 с.
5. Голиков Е.А. Оптовая торговля. – М.: Экзамен, 2019. – 382 с.
6. Громова А.Ю. Оптовая и розничная торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2022. – 480 с.
7. Даненбург В. Основы оптовой торговли. – М.: Сирин, 2020. – 477 с.
8. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий в торговле. – М.: Дашков и К, 2022. – 456 с.
9. Днянова С.Н. Оптовая торговля: организация и управление оптовой деятельностью. – М.: Инфра – М, 2019. – 228 с.
10. Иванов Г.Г. Основы торговли. – М.: Инфра - М, 2022 . – 377 с.
11. Каплина С.К. Технология оптовой и розничной торговли. – СПб.: Герда, 2024. – 402 с.
12. Памбухчианц О.В. Организация торговли. – М.: Дашков и К, 2021. – 294 с.
13. Патров В.В. Оптовая торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2019. – 381 с.
14. Тугускина Г.Н. Торговый менеджмент. – Ростов на Дону: Феникс, 2022. – 220 с.
15. Удальцова М.В. Сервисология. – М.: Омега-А, 2024. – 294 с.
16. Фадеева Ю.Л. Оптовая и розничная торговля. – М.: Инфра – М, 2022. – 337 с.
17. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли. – СПб.: Экономика, 2019. – 394 с.
18. Шеленг Н.С. Экономика торговли. – Вышейская школа, 2021. – 560 с.
19. Шредер Н.Г. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Экономика, 2019. – 188 с.
20. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2023. – 686 с