Фрагмент для ознакомления
2
Прибыль является целью, результатом, стимулом и фактором экономической безопасности деятельности предприятия. Рентабельность предприятия непосредственно связана с получением прибыли и указывает на эффективность деятельности предприятий различных форм собственности и характеризует интенсивность их работы.
Прибыль является одной из главных движущих сил экономики, ключевым мотивом деятельности предпринимателей, определенным гарантом прогресса социально-экономической системы. Считается, что прибыль является суммирующим показателем деятельности предприятия. В условиях рыночных отношений владельцы и сотрудники должны осуществить все возможные мероприятия, способствующие формированию прибыли в том объеме, который требуется для дальнейшего функционирования и развития предприятия. Финансовым результатом хозяйственной деятельности какого-либо предприятия выступает его рентабельность, которая выражается абсолютными и относительными показателями [2, с.83].
На современном этапе развития экономической науки выделяется множество взглядов в отношении экономической сущности прибыли. В классическом понимании под прибылью понимается разница между выручкой предприятия от реализации продукции (товаров, услуг, работ) и себестоимостью, т.е. затратами на ее производство.
В первую очередь на этапе создания предприятия владельцев волнует, прежде всего, вопрос его доходности, т.е. то, насколько расходы организации покрываются прибылью. Ведь чем больше прибыль, тем эффективнее развивается предприятие, а также возникают потенциальные возможности расширения производственной деятельности предприятия. Рентабельность напрямую связана с получением прибыли. Тем не менее, данный показатель никоим образом не отождествляется с абсолютной суммой прибыли, которая была получена. Ведь рентабельность является относительным показателем, измеряющимся в коэффициентах или процентах. Показателям рентабельности, в отличии от абсолютных показателей прибыли, свойственны следующие преимущества: широкие возможности сравнения и влияние на данные показатели инфляционных процессов в меньшей степени. Рентабельность деятельности экономических субъектов в большей мере вызвана их финансовой стратегией].
В научных трудах дефиниция рентабельности определяется по-разному. Например, одно из определений гласит: «рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование денежных, трудовых и материальных ресурсов».
А.Д. Шеремет считает рентабельность основным показателем, который характеризует эффективность хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности можно рассчитать в виде относительных показателей финансовых результатов, которые получены за отчетный период предприятием. На основе определения А. Д. Шеремета экономическая сущность коэффициентов рентабельности заключается в определении уровня прибыльности деятельности предприятия [16, с.91].
Г.В. Савицкая отмечает, что «рентабельность является относительным показателем, который определяет доходность бизнеса». По мнению автора, на основе показателей рентабельности можно охарактеризовать эффективность деятельности предприятия, уровень доходности производственной, инвестиционной, коммерческой и других видов деятельности, а также в более полном объеме получить информацию об окончательных результатах хозяйствования, так как их величина демонстрирует соотношение эффекта от наличных или потребленных ресурсов.
Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Следует отметить, что чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем выше его финансовая устойчивость.
Ф.Т. Комшу настаивает на минимизации себестоимости с целью максимизации рентабельности предприятия. Д.Г. Савельева отмечает необходимость роста продаж для повышения уровня рентабельности предприятия. Исследователь Л.М. Стахеева считает, что для наращивания уровня рентабельности предприятия целесообразно расширять объемы деятельности, что возможно реализовать с помощью заемных средств. Э.Д. Акчурина дает определение рентабельности следующим образом: «под рентабельностью следует понимать отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, что является важнейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предприятия» [12, с.78].
Также существует мнение, что «рентабельность – показатель, который отражает отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям или сумме имущества предприятия, используемого для своей деятельности» [5, с.103].
В наиболее широком смысле понятие рентабельности определяет прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным в случае покрытия издержек производства результатами от реализации продукции, а также в случае формирования суммы прибыли, которая будет достаточной для стабильной работы предприятия.
Таким образом, приведенные определения четко различают показатели прибыли и прибыльности, т.е. при одинаковом размере прибыли, организации могут иметь различный уровень прибыльности (рентабельности).
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующее определение рентабельности. Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия, эффективность его деятельности в целом, рациональность инвестиций и т.д.
По уровню рентабельности проводится оценка долгосрочного благополучия предприятия, то есть способности предприятия к получению достаточной прибыли от вложенных инвестиционных ресурсов. По отношению к долгосрочным кредиторам - инвесторам, которые осуществляют вложение денежных средств в собственный капитал предприятия, показатели рентабельности являются надежными индикаторами, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости, которые определяются на основе соотношения статей баланса [6, с.89].
Следует отметить важность показателей рентабельности для принятия решений по инвестированию, планированию, по составлению смет, координированию, по оценке и контролю работы предприятия и его результатов.
В результате исследования мнений различных ученых-экономистов мы пришли к тому, что экономическая сущность рентабельности характеризуется системой относительных показателей. При анализе рентабельности определяется уровень и динамика данных показателей, исследуется система факторов, детерминирующих их изменение, а также дается оценка факторным влияниям в количественном выражении.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия более точно характеризуются на основе показателей рентабельности. Они позволяют измерить уровень доходности различных направлений деятельности предприятия путем систематизации интересов участников всего экономического процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) [Электронный ресурс] от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ в ред. от 24.07.2023// СПС «КонсультантПлюс». – Электрон. дан. – М., 1997-2021. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022.-245 с.
3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. А.П. Гарнова. – М.: ИНФРА-М, 2022-204 с.
4. Бондаренко Т. Финансовый менеджмент: учебное пособие/Бондаренко Т., Г., Коокуева В., В., Церцеил Ю. С. - Москва : Русайнс, 2023. - 236 с.
5. Брусов П. Н. Финансовый менеджмент/ П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 318 с.
6. Герасимова Е. Б. Экономический анализ: учебник / Е.Б. Герасимова. - Москва: ИНФРА-М, 2022.- 245 с.
7. Гинзбург А.И. Экономический анализ: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2020.-291 с.
8. Гребенников П. И. Корпоративные финансы: учебник для вузов/ П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич.– 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 252 с.
9. Гренадерова М. В. Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит: учебное пособие / М. В. Гренадерова. - Ставрополь: Логос, 2021. - 225 с.
10. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для вузов/ И. В. Захаров, О. Н. Тарасова; под редакцией И. М. Дмитриевой.-2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 416 с.
11. Илышева Н. Н. Анализ финансовой отчетности: учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва: Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
12. Казакова Н.А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Н.А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
13. Казаков, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
14. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы: учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.] ; под. ред. В. И. Флегонтова. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2020. - 333 с.
15. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. / И. Я. Лукасевич. – 4-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 377 с.
16. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. / И. Я. Лукасевич.– 4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 304 с.
17. Морозко, Н. И., Современные концепции финансового менеджмента: учебник / Н. И. Морозко, Н. И. Морозко, В. Ю. Диденко. - Москва: КноРус, 2021. — 251 с.
18. Мизиковский Е. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ бизнес-процессов: учебное пособие / Е.А. Мизиковский, И.Е. Мизиковский. - Москва: Магистр : ИНФРА-М, 2020. - 216 c.
19. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник / Г.В. Савицкая. - 9-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 519 с.
20. Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов/ И. Ю. Евстафьева [и др.]; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко.-Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 337 с.
21. Шадрина Г. В. Экономический анализ: учебник для вузов/ Г. В. Шадрина.-3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 461 с.
22. Шадрина Г. В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для вузов/ Г. В. Шадрина.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 316 с.
23. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов /А.Д. Шеремет. -М.: Инфра-М, 2019. -366 с.
24. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов/ Н. В. Войтоловский [и др.]; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой-7-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 291 с.
25. Беликов Ю. К. Прибыль в жертву ликвидности / Ю. К. Беликов, М. В.Доронкин // БДМ. Банки и деловой мир. – 2020. – № 5. – С. 10-18.
26. Голова Е.Е., Гражданцев С.И. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов в коммерческих организациях/ Е.Е. Голова, С.И. Гражданцев//Актуальные вопросы современной экономики.- 2021.- № 2. -С. 144-154.
27. Доценко Е.Л. Методика анализа финансовых результатов/ СЕ.Л. Доценко//Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых Курск.-2022.-С.151-154.
28. Захарян А.В., Сивкова О.Р., Худояр О.С. Резервы повышения финансовых результатов/А.В. Захарян, О.Р. Сивкова, О.С. Худояр//Актуальные вопросы современной экономики. -2023.-№5. -С. 665-673.
29. Кыштымова Е.А. Развитие методик анализа финансовых результатов как фактора формирования собственного капитала/Е.А. Кыштымова//Вестник ОрелГИЭТ. -2020.-№1(51).- С. 216-224.
30. Саменкова О. Г. Проблемы и особенности анализа финансовых результатов коммерческой организации/О. Г. Саменкова// Сборник: Современные вопросы развития общества. Материалы II Национальной научно-практической конференции. В 2-х частях. Саранск,.-2023. -С. 150-154.