Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в том, что успешная реализация государственной политики в области развития регионов в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, государственной власти. Реализация государственной политики в области развития субъекта в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.
В целом, рост развития региона является положительным признаком расширения производства и постепенного улучшения качества товаров и услуг, производительных сил в различных сферах жизни общества.
Степень изученности темы: тема социально-экономического регионального развития сегодня достаточно хорошо изучена в современных трудах ученых. Для раскрытия темы были использованы монографии И.И. Лукинова, В.Н. Свободина, Д.А. Черникова, О.В. Козловой, Л.С. Сосненко, Л.Ш. Лозовского, А.А. Костылева.
Потенциал региона следует понимать как способность региона производить различные типы благ для населения, применяя имеющиеся в распоряжении материальные, финансовые трудовые ресурсы.
Развитие региона можно оценить, использования систему различных показателей, характеризующих:
- финансовый потенциал,
- производственный потенциал,
- имущественный потенциал,
- трудовой потенциал,
- научно-технический потенциал.
Объект работы – развитие региона.
Предмет – развитие Алтайского края.
Цель работы – рассмотреть сущность развития потенциала региона и произвести анализ развития Алтайского края.
Цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность развития региона,
- проанализировать тенденции развития Алтайского края
- предложить меры по развитию потенциала области.
Методы исследования: анализ, синтез, прогнозирование.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
1.1.Основные понятия стратегического развития территории
Стабильное состояние любой территории зависит от ее стратегического развития.
Территория – это географическое пространство, находящееся под административным управлением правительства, в пределах которого обеспечивается свободное передвижение граждан, товаров и капиталов.
Представим в таблице 1.1 основные подходы к пониманию и определению потенциала территории.
Таблица 1.1 - Понятие потенциала территории [12, c.18]
Определение
Автор
Потенциал любой территории рассматривается как совокупность различных ресурсов, которыми обладает данный субъект
И.И. Лукинов
Потенциал территорий определяется как способность субъекта производить различные виды благ с использованием совокупности ресурсов
В.Н. Свободин
Потенциал территории – это система ресурсов, которые не имеют четкой взаимосвязи в производственном процессе
Д.А. Черников
Потенциал территории выступает совокупностью экономических возможностей страны, которая располагает определенными материальными и трудовыми ресурсами для осуществления процесса производства
О.В. Козлова
Потенциал территорий выражает максимальную степень производственных возможностей субъекта при условии использования минимального количества задействованных ресурсов
Л.С. Сосненко
Продолжение таблицы 1.1
Потенциал территории – это способность экономики выпускать необходимую продукцию и удовлетворять тем самым потребности населения
Л.Ш. Лозовский
Потенциал территории – это способность субъекта реализовывать хозяйственную деятельность в условиях ограниченности ресурсов
А.А. Костылев
Таким образом, рассматривая различные подходы к определению потенциала территории, следует отметить общую позицию: потенциал территории следует понимать как ее способность производить различные типы благ для населения, применяя имеющиеся в распоряжении материальные, финансовые трудовые ресурсы.
Рисунок 1.1 - Факторы устойчивого развития территорий [8]
Каждая территория нуждается в комплексном развитии. Стратегическое развитие территории – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества. При этом развитие общественного сектора (доходы, занятость и т.д.) характеризует его социальный аспект.
Стратегическое развитие территорий — многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.
Стратегическое развитие территорий подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ. Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её.
Процесс данного развития имеет следующие задачи:
1.Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
2.Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
3.Защита экономической свободы граждан.
Таким образом, основные показатели развития территории характеризуют состояние его экономической системы (динамика ВВП, бюджетного дефицита) и уровня общественного развития (качество жизни, доходы населения).
Таким образом, за регулирование экономических процессов в стране отвечает множество государственных органов, специализируемых на разных направлениях развития общества, но основывающихся в своей деятельности на одной нормативной базе.
К основным территориальным органам, отвечающим за экономическое развитие, относят Территориальное управление Минэкономразвития РФ по конкретному району. Оно подчиняется Министерству и обеспечивает взаимодействие Министерства с органами власти субъектов РФ.
Представим основные нормативно-правовые акты, которые учитываются при разработке стратегии развития территорий страны:
1. Конституция РФ.
Устанавливает гарантии и основы местного самоуправления как самостоятельного института власти в РФ (ст.130-133).
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Определяет общие правовые, территориально-организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ.
3.Стратегия социально-экономического развития РФ.
Стратегический план социально-экономического развития территории позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно.
4.Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025
5.Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит в себе описание основ экономического развития конкретного региона РФ.
6. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 N 132 (ред. от 18.02.2022) "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации".
Таким образом, стратегия развития территорий представляет собой документ, в который входят различные аспекты развития территории в перспективе. Здесь идет речь об экономическом, социальном, экологическом и т.д. развитии, которые бы позволили сформировать общую концепцию стратегического планирования развития.
1.2.Содержание стратегии социально-экономического развития территории
Стратегия развития территории представляет собой разработанную государством стратегию, направленную на обеспечение основных факторов развития территории. К таким факторам относится экономика, политика, культура и т.д.
На федеральном уровне выделяют следующие блоки, входящие в состав стратегии развития страны [7, c.65]:
- экономика
- общество и социальная сфера
- инвестиции
- образование
- наука
- и т.д.
Блок экономика отвечает за развитие основных показателей, характеризующих экономическое развитие территории: ВВП, экономический рост, индекс промышленного производства и т.д.
За развитие данного блока отвечает Министерство экономического развития и торговли РФ и Территориальные управления Минэкономразвития по районам.
Блок общество и социальная сфера посвящен оценке развития социальной сферы: уровень жизни, доходов, уровень безработицы, обеспеченностью жильем и т.д.
За реализацию социальной стратегии развития территорий отвечает Министерство труда и социальной защиты и подчиненные ему структуры.
Блок инвестиции описывает основные инвестиционные процессы в стране: размер и основные направления осуществления инвестиций по отраслям и проектам с указанием цели и результатов инвестирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция РФ
Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2008 года №1662-р «О концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года
Стратегии экономического развития регионов РФ до 2030 года
Волков Ю.Г. Социология. — Ростов на/Д: Феникс, 2018. — 672 с.
Гафуров, И.Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов. Анализ методических подходов / И.Р. Гафуров, В.Л. Васильев, Р.Р. Кашбиева. - М.: Анкил, 2019. - 292 c.
Андросова Л.А. Качество жизни.- М.: Инфра-М, 2019. – 481 с.
Волков Ю.Г. Социология. — Ростов на/Д: Феникс, 2022. — 672 с.
Гулин К.А. Социально-экономическое развитие регионов. – ИСЭРТ РАН, 2019. – 509 с.
Дорин А.В. Экономическая социология. – Гродно: ГРГРУ, 2021. – 96 с.
Зарубина Н.Н. Экономическая социология. – М.: Юрайт, 2024 – 378 с.
Шараев Ю.В. Теории экономического роста. – М: Инфра-М, 2022. – 427 с.
Отчет о развитии Алтайского края. – URL: https://22.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%94%D0%9B%D0%AF%20%D0%A1%D0%90%D0%99%D0%A2%D0%90.pdf
Институциональные условия процесса формирования граждаского общества в Алтайском крае. – URL: file:///C:/Users/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80/Documents/Downloads/institutsionalnye-usloviya-protsessa-formirovaniya-grazhdanskogo-obschestva-v-altayskom-krae.pdf
Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ff2df63883cef734f344126c2294c79e/ak_2019.pdf?ysclid=lqtpa8f73q206254721
Официальный портал Правительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://altairegion22.ru/
портал статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.statdata.ru/
национальная социально-экономическая статистика [Электронный ресурс]. – URL: http://rosstatistika.ru/
Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
гос. статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statistika.ru/
Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/
проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru
Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/
Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/