Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Особенности использования игровых упражнений на уроках русского языка
Учитель 21 века – это творческая, креативная личность. Он всегда ищет что-то новое и оригинальное. Творчество, креативность, изобретательность, риск, проба – все это его профессиональное мастерство. Творческим подходом и креативностью учитель углубляет свои знания и приобретает опыт. На современном этапе творчество как личностная ценность в образовательном процессе является основным обязательным компонентом профессиональной деятельности учителя. Активное участие учащихся в образовательном процессе лежит в основе принципа личностно-деятельностного подхода.
При личностно-деятельностном подходе в образовательном процессе используются различные личностно-ориентированные технологии, приемы и методы, проводятся нетрадиционные уроки (реклама урока, игра урока, портрет урока, аукцион урока, спор урока, дебаты урока, презентация урока и т. д.).
Многолетний опыт работы учителей, в том числе и российских специалистов, подчеркивает, что использование игровых технологий в образовании развивает умственные способности и коммуникативную активность учащихся, активизирует творческую активность, креативность, самостоятельность и мобильность учащихся, повышает их успеваемость. Великий педагог Ушинский говорил: «Ребенок живет в игре, и следы этой жизни остаются в нем глубже, чем следы реальной жизни, в которую он еще не смог войти из-за сложности ее явлений и интересов». В игре ребенок, уже зрелый человек, пробует себя и самостоятельно управляет своими творениями» [1].
Целевая направленность использования игровых технологий — знакомство со знаниями, формирование определенных компетенций, воспитание самостоятельности, развитие инициативы, развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, искать аналогии, воображение, развитие креативности, умения находить правильные решения, развитие мотивирующей коммуникативной деятельности. В образовательном процессе игровые технологии выполняют следующие функции: вызывают интерес, развивают общение, преодолевают трудности, выявляют нарушения, вносят коррективы, вовлекают в коллектив и другие.
Классифицируют игры в педагогике, методике обучения, психологии по-разному, т. е. четко определенной общепринятой классификации не существует. В педагогическом эксперименте на уроках русского языка мы использовали следующие виды игровых технологий, которые мы условно разделили на следующие виды:
1. Сюжетно-ролевые игры на уроках русского языка.
2. Классный конкурс, соревнование класса, классная поездка, классный КВН на уроках русского языка.
3. Игры с грамматическими заданиями: нахождение орфограмм, синтаксический разбор и т. д.
4. Сценические игры, например, начало урока, конец урока; закрепление нового материала.
5. Внеклассные игры, например, кружки, литературные вечера, конкурсы чтецов и т. д.
Все виды игр действуют независимо друг от друга, а также дополняют друг друга.
В ходе эксперимента мы использовали следующие виды игр:
1. Обучающие игры. Мы считаем, что такие игры способствуют совершенствованию коммуникативных навыков учащихся, закреплению коммуникативных навыков и развитию умения применять их в новых условиях. Это, например, игры-викторины, диспуты, дебаты и т. д.
2. Игры-повторения. («Урожай», «Аукцион», «Кто аутсайдер», «Я волшебник» и другие). Эти игры способствовали закреплению учебного материала. Используя такие игры, учащиеся проявляют креативность, коммуникативную активность, творчество и креативность. Учащиеся сочиняют рассказы, сочинения, рисуют рисунки и проводят дискуссии на определенные темы.
3. Соревновательные игры. Эти игры помогают учащимся быть активными, повышают уверенность в себе, смекалку и чувство командной работы.
Проблема повышения интереса учащихся к урокам русского языка является одной из самых актуальных проблем современной методики. Освоение этого предмета имеет свою специфику. Язык всегда доступен учащимся, потому что мы постоянно им пользуемся. Сочетание теории и практики является отличительной чертой нашего предмета изучения. Необходимо обратить внимание детей, прежде всего, на мир слов, которые они используют каждый день [1].
Очень часто рутинная система класс-урок-школа оказывается однообразной и монотонной. Это приводит к снижению интереса учащихся к предмету и снижению мотивации. Для повышения мотивации к изучению предмета, развития речевых и умственных способностей ученика, тренировки его памяти и мышления в современных педагогических технологиях, на наш взгляд, целесообразно включать в уроки различные развивающие игры. В игре ученик размышляет над своими идеями, более глубоко их перерабатывает, через игру возникает потребность в новых знаниях: в ходе игры у учеников часто возникают различные вопросы, которые они задают учителю.
Понимание игры как деятельности, в которой ученики размышляют об окружающей их жизни, делает игру средством образования именно потому, что в ней учитель имеет возможность обратить внимание учащихся на явления, содержание которых познавательно ценно.
По мнению Л.С. Выготского, существует тесная связь между развитием детей и игровой деятельностью. Ученый отмечает, что на всех этапах развития ребенка его игровые переживания связаны с проблемами личности — с моментами их проявления и развития; игра создает «зону ближайшего развития», в которой ребенок как бы стоит на голову выше самого себя.
По своей природе игра — это деятельность, имеющая большое социальное, нравственное, психологическое, духовное и эстетическое значение, которая является наиболее естественной и любимой деятельностью детей. Любая игра имеет огромный воспитательный потенциал. Известный ученый и педагог профессор Шталь Анатольевич Шмаков писал: «Благодаря играм дети учатся доверять себе и всем людям, осознавать, что следует принимать и что следует отвергать в окружающем мире» [2, с. 8].
В «Малом толковом словаре русского языка» мы находим следующее определение игры: «Игра... деятельность, служащая для развлечения, отдыха, соревнования, совокупность предметов для такой деятельности». Спортивное соревнование между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам... действия, преследующие тайную цель, интригу». По мнению Е.И. Удальцовой: «Игра — незаменимое средство развития правильных взаимоотношений между людьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать товарищу, помогать в беде и т.п. Поэтому игра — прекрасное средство воспитания команды» [14, с. 10].
«Психологический словарь» так объясняет термин «игра»: «Игра — один из видов деятельности человека и животных — детская игра, исторически сложившийся вид деятельности, заключающийся в подражании детьми действиям взрослых и отношениям между ними, с целью познания окружающей действительности» [2, с.7].
Можно отметить, что игра — наиболее свободная форма проявления детской активности, потребностей психики, интеллекта и биологического фонда растущего ребенка. Она формирует волю и самостоятельность, направляет энергию подростка на созидание, что очень важно для нормального развития личности в современном обществе.
Следует отметить, что любая игра как средство обучения русскому языку находится в тесном взаимодействии с другими средствами обучения и используется в целостной дидактической системе [3].
Необходимо помнить, что на уроках русского языка игра должна использоваться в первую очередь не как средство развлечения, а как средство и форма обучения. С одной стороны, игра — это развлечение, свободная деятельность, осуществляемая из интереса, поэтому игра должна быть занимательной. С другой стороны, игра — это деятельность, дающая новые знания, поэтому она должна быть образовательной. Следовательно, задача учителя — минимизировать развлекательный аспект игры и сделать ее максимально образовательной.
Использование на уроках русского языка разных видов и типов игр в различных сочетаниях помогает учителю бороться с шаблонностью в своей работе и делать уроки более разнообразными. Образовательное назначение игр реализуется на основе их систематики, которая составляется в соответствии с ролью и местом игры в процессе обучения.
В зависимости от типа педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:
1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д.
Также можно выделить группы игр по типу самой игровой методики:
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
Отметим, что содержание игровых технологий во многом определяется игровой средой. Исходя из особенностей игровой среды, можно выделить игры с предметами и без предметов, настольные, в помещении, на улице, на полу, на компьютере и с ТСО, а также с различными транспортными средствами [7].
Классификация игр по их роли в процессе обучения русскому языку в средней школе возможна только при условии выявления основной цели каждой игры. Поскольку основная цель меняется в зависимости от потребностей образовательного процесса, сама игровая система должна быть мобильной и динамичной. К такому же выводу приводит нас тот факт, что один и тот же тип игры может использоваться для обучения разным аспектам языковых навыков и развития разных видов навыков [1].
Начинать использовать игры на уроках русского языка целесообразнее тогда, когда необходимо вводить новые формы работы для активизации речевой деятельности и поддержания интереса учащихся к изучению русского языка. В этой связи особенностью обучающих игр на уроках русского языка является то, что они постепенно формируют и развивают навык связной речи при аудировании, чтении, говорении и письме. Кроме того, игровые действия базируются на комплексе внутренних операций по выбору языковых средств, а также принятию решений не только языкового, но и поведенческого характера, что облегчает учащимся сложный процесс анализа окружающего мира и закрепления отдельных явлений этого мира в языке.
Использование различных игровых технологий на уроках русского языка повышает уровень познавательной активности и мотивации учащихся, развивает мышление, воображение и творческие способности, формирует у учащихся самооценку, самоконтроль своей учебной деятельности, способствует развитию культуры общения, воспитывает активную личность, умеющую выявлять, ставить и решать нестандартные проблемы.