Фрагмент для ознакомления
2
Внутри площади расположена лыжня для учителя. Здесь он демонстрирует приемы, здесь он руководит занятиями. Лыжные трассы, особенно для базовой подготовки, должны быть ровными, узкими и обеспечивать хорошую опору для палок. Обучение и тренировка Склон – это место, где проходят занятия по обучению спуску, подъему, торможению и повороту. Уклонов должно быть несколько. При его выборе необходимо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие гребней, впадин и других препятствий. Склоны для следующих занятий выбираются в зависимости от задачи и готовности участников. Состояние снежного покрова также влияет на характер занятий. После обильного снегопада движение лыжника становится затруднительным [7, с. 283].
Невозможно изучать технику движений, если не подготовлено место для занятий. При умеренно низких температурах свежий снег обеспечивает хорошее скольжение, а свежий мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае все задачи можно решить в ходе занятия, а во втором лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость. Даже если вы примете все меры предосторожности для предотвращения травм, вы не сможете уменьшить образовательную ценность некоторых опасностей, связанных с высокоскоростными спусками и поворотами [4, с. 18].
Для предотвращения обморожений основными причинами являются низкие температуры, влажный воздух, ветер, чрезмерная утомляемость и недостаточная закаленность, недостаточные меры защиты от холода (мокрая одежда, обувь, носки, перчатки), неправильно подобранное снаряжение (тугие ремни, напряженные крепления, тесная обувь и т. д.) и несоблюдение личной гигиены и гигиены одежды. Во время занятий в сильный мороз или ветреную погоду преподаватели должны постоянно наблюдать и контролировать учащихся, организовывать взаимное наблюдение. При первых признаках обморожения немедленно потрите пораженный участок тела чистыми руками, но избегайте трения глаз, так как это может привести к повреждению кожи. Втирайте до тех пор, пока не почувствуете покраснение и тепло [5, с. 130].
Для начальных тренировок рекомендуется подготовить склон со свежевыпавшим снегом (5-10 см) на плотном снежном основании. Если это невозможно, вся группа должна подготовить склон, несколько раз поднявшись по «лестнице». При обучении спуску, подъему и поворотам очень важно правильно организовать группу и четко определить, где спускаться, а где подниматься. Для закрепления и совершенствования навыков передвижения и тактически правильного их использования в различных условиях рекомендуется устанавливать тренировочные лыжни длиной 1-3 км или 1-5 км в виде петли. Это позволит вам лучше использовать местность и чаще наблюдать и давать указания учащимся. Во время занятий преподаватель демонстрирует конкретные упражнения. Поэтому педагогам очень важно правильно выбрать место. Он должен иметь возможность видеть всех учеников, а они должны внимательно слушать данные ему объяснения и наблюдать за демонстрируемыми упражнениями [8, с. 149-156].
При обучении приемам восхождения преподаватель объясняет их у подножья горы и контролирует их выполнение после небольшого подъема на гору. При обучении торможению и повороту учитель выстраивает группу у подножия горы. Здесь студенты выполняют разминочные упражнения. Затем он поднимается немного вверх, чтобы посмотреть, как кружатся ученики. Во время занятий учителя должны следить за погодными условиями, такими как температура, ветер, влажность и снежный покров. В зависимости от этих условий и их влияния на организм лыжника должна корректироваться организация и метод занятий. Поэтому в дни резкого понижения температуры учащимся следует рекомендовать носить соответствующую одежду, сократить перерывы в занятиях и давать объяснения на месте.
1.2 Основы обучения в лыжной подготовке
Овладение различными техниками катания на лыжах, развитие умений использовать эти приемы в различных условиях и получение специальных знаний являются основными целями лыжной подготовки. Преподаватели должны не только обучать студентов технике катания на лыжах и развивать их физические способности, но и уделять внимание развитию всесторонне развитой личности [5, с. 130].
Методика обучения навыкам катания на лыжах ставит следующие цели: а) найти правильный путь овладения индивидуальными лыжными навыками, т. е. обучение учащихся тому или иному лыжному навыку как можно быстрее и лучше; б) установление наиболее подходящей последовательности обучения необходимому набору знаний, умений и навыков. Чтобы овладеть лыжной техникой, будь то бег или поворот, что необходимо делать лыжнику, какие требования предъявляются к выполнению конкретных элементов техники, какие конкретные упражнения предусматривают и основные механизмы их реализации и тактического применения. что это такое. Задача учителя – решить эти вопросы, а задача ученика – разобраться в них и активно участвовать в процессе обучения. Приобретение теоретических знаний имеет важное значение для развития правильных двигательных навыков и умений при катании на лыжах, а не для слепого подражания технике. Чем осознаннее вы развиваете навык, тем прочнее он закрепляется [6, с. 455].
Обучение знаниям о лыжном спорте и развитие навыков и умений осуществляется с использованием методов, принятых в современной спортивной педагогике. Выбор того или иного метода в некоторой степени зависит от подготовки преподавателя. Описание и анализ, обучение и оценка навыков во время и после практических занятий, лекций и дискуссий на теоретических занятиях являются методами и формами обучения. Полезна и самостоятельная работа студентов, изучающих теорию лыжного спорта и наблюдающих за техникой квалифицированных лыжников. На основе объяснений учителя учащиеся должны составить общее представление о движениях, понять, в чем заключается основа движения, которую необходимо освоить, и подметить наиболее важные моменты при выполнении движения [7, с. 283].
Великое искусство учителя – найти в упражнении самое важное, объяснить и показать его ученикам. Точность, лаконичность, чуткость и ясность – основные требования к объяснениям при обучении технике катания на лыжах. Наглядные пособия часто включают в себя демонстрацию упражнений, изучаемых преподавателем или хорошо подготовленным лыжником. Просмотр видеороликов, обучающих фильмов и других наглядных пособий также очень полезен. Практическая практика необходима для формирования и совершенствования двигательных навыков, умений и физических качеств. Умение учащихся контролировать собственные движения и сравнивать их с моделью играет очень важную роль в правильном формировании технических навыков и навыков катания на лыжах. Успех обучения во многом зависит от умения педагогов рационально использовать методические приемы. То есть демонстрация упражнения или его элементов на месте, выполнение упражнений поэлементно и т. д. [9, с. 112-117].
Техника катания на лыжах изучается с использованием целостных или разрозненных методов обучения, в зависимости от их сложности. Преимущество целостного изучения двигательных навыков состоит в том, что оно не нарушает биомеханическую связь между отдельными этапами движения. Для овладения навыком сложных лыжных движений, состоящих из комплекса разнообразных движений, в определенной последовательности используются вся двигательная система и отдельные методические приемы. В частности, разминка хотя и более проста, но имеет существенное сходство с движениями или их частями, которые в основном изучаются (ходьба без палок, катание на коньках, ходьба без шагов с попеременным движением рук и т. д.). Эти упражнения помогут вам быстрее освоить навыки [10, с. 111].
При обучении и совершенствовании своего мастерства следует учитывать, что стандартных условий для лыжных тренировок и соревнований не существует. Поэтому навыки вовлеченных людей должны быть максимально гибкими и мобильными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, С. Г. Физическая культура и спорт : Сборник лекций Учебно-методическое пособие / С. Г. Александров, Д. В. Белинский. Том Часть II. – Краснодар : Краснодарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2020. – 207 с.
2. Аристова, К. К. Методика обучения детей технике передвижения на лыжах / К. К. Аристова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов высших и средних учебных заведений с международным участием. В 3-х томах, Казань, 05 апреля 2024 года. – Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2024. – С. 4-6.
3. Бекирова, С. И. Развитие выносливости у младших школьников на уроках физической культуры / С. И. Бекирова, А. С. Гемеджи // Традиции и инновации в педагогике начальной школы : Сборник научных трудов. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 49-60.
4. Гортинская, О. И. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников / О. И. Гортинская // Психотехнологии в бизнесе и образовании : сборник трудов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 04 марта 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Мир науки», 2022. – С. 18.
5. Дюкина, Л. А. Методические и организационные основы обучения технике передвижения на лыжах : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 (022300) - Физическая культура и спорт / Л. А. Дюкина ; Л. А. Дюкина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева». – Чебоксары : Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2008. – 130 с.
6. Зайцева, И. П. Физическая культура и спорт : Учебник / И. П. Зайцева. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 455 с.
7. Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры : Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 49.03.01 Физическая культура и 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура», а также для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Физическая культура» / А. И. Замогильнов ; Рецензенты: А.С. Махов, О.В. Кулигин. – Шуя : Ивановский государственный университет, 2017. – 283 с.
8. Крылова, З. Р. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста / З. Р. Крылова, Е. В. Тулкубаева, В. С. Кругликова // Доминанты психолого-педагогической мысли в области физической культуры и спорта : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 30 октября 2020 года. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2020. – С. 149-156
9. Лежанкова, Н. А. Обучение детей 5-7 лет ходьбе на лыжах в ДОУ / Н. А. Лежанкова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию факультета физической культуры и спорта БГПУ, Благовещенск, 31 октября 2013 года / редактор О.В. Юречко. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. – С. 112-117.
10. Лыжный спорт. Лыжная подготовка : учебно-методическое пособие / Л. А. Шаренкова, М. Н. Репицкая, Т. В. Аношина, Н. Г. Колодий. – Архангельск : Издательство Северного государственного медицинского университета, 2024. – 111 с.
11. Миляева, В. А. Специфика условий обучения передвижению на лыжах детей младшего школьного возраста / В. А. Миляева, Л. В. Пигалова // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : Материалы Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, Челябинск, 22 апреля 2022 года. – Челябинск, 2022. – С. 185-186.
12. Начальная подготовка юных лыжников : Методические рекомендации / Н. Б. Новикова, И. Г. Иванова, А. Н. Белева, Н. Б. Котелевская. – Санкт-Петербург : Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», 2022. – 48 с.
13. Рогожникова, С. Б. Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста / С. Б. Рогожникова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 15(49). – С. 60-62.
14. Рябинцев, Ф. П. Проведение уроков физической культуры и внеклассных форм работы с оздоровительной направленностью в начальных классах / Ф. П. Рябинцев // Вестник Московского государственного областного социально-гуманитарного института. – 2014. – № 1(16). – С. 105-113.
15. Усаков, В. И. Первые шаги к физическому совершенству : книга для воспитателей, гувернеров, родителей / В. И. Усаков. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 139 с.
16. Шохирев, В. В. Методика обучения способам передвижения на лыжах : Учебно-методическое пособие / В. В. Шохирев, В. А. Бомин, А. Ф. Каклимов ; Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского. – Иркутск : ООО «Мегапринт», 2014. – 157 с.