Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возрастает внимание государства к процессу обучения. В образовательной системе произошли серьезные трансформации – на смену знаниевой парадигмы пришла компетентностная модель обучения. Все это сказывается на процессе обучения. Современный школьник должен не только обладать знаниями и навыки, но и уметь их использовать при решении практических задач. Подобная ситуация конкретизирует выбор таких средств оценки образовательных результатов обучающихся, которые максимально адаптированы под современные цели и результаты обучения.
Современные требования к образовательным результатам школьников отражены в Федеральном государственном стандарте основного общения образования (далее ФГОС ООО) и в примерных образовательных программах.
Проблема оценивания учебных достижений учащихся в разных своих аспектах привлекала и привлекает внимание многих ученых (Я. А. Коменский, Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. М. Полонский, Б. Г. Ананьев, Е. И. Перовский, А. Б. Воронцов, Ф. В. Костылев, М. А. Пинская и др.).
Современные средства оценки образовательных результатов должны реализовывать оценку триады результатов – предметные, метапредметные и личностные. Такой подход подразумевает комплексную оценку образовательных результатов обучающихся и выбора средств оценки [32].
В связи с принятием новых государственных образовательных стандартов система оценивания должна отвечать следующим критериям:
1) Процесс оценивания должен быть постоянен и естественно интегрирован в учебную деятельность. Оценивание не ограничивается итоговой оценкой в конце четверти или года, а осуществляется на каждом уроке;
2) Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям;
3) Учитель и ученик заранее знают критерии оценивания и алгоритмы выставления оценок, а также могут разработать их совместно.
4) Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке [29], [30].
Все это сказывается на адаптации средств оценки образовательных результатов согласно учебному предмету.
Проблема исследования: какие особенности оценивания учебной деятельности младших школьников?
Цель исследования – рассмотреть основные проблемы оценивания учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования – процесс оценки образовательных результатов обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – проблемы оценивания учебной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
2. Выделить современные требования к образовательным результатам обучающихся;
3. Охарактеризовать процесс оценивания с точки зрения педагогики;
4. Выделить недостатки существующей системы оценки образовательных результатов обучающихся;
5. Рассмотреть современные методы оценки образовательных результатов младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения системно-деятельного подхода, согласно которому контроль образовательных результатов должен осуществляться на протяжение всего процессе обучения в рамках каждого урока и каждой темы; положения личностно-ориентированного подхода, согласно которому методы оценки образовательных результатов обучающихся должен обеспечивать развитие личности обучающегося; положения индивидуального подхода, согласно которому выбор содержания заданий в оценке образовательных результатов обучающихся должен опираться на имеющийся опыт каждого обучающегося.
В настоящем исследовании были использованы следующие методы: анализ нормативной, методической и педагогической литературы по теме исследования, позволивший конкретизировать образовательные результаты обучающихся и рассмотреть методы их оценки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценивания учебной деятельности младших школьников
1.1 Психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста
Возрастными особенностями младшего школьного возраста принято считать возраст в 6-10 лет. Такие рамки определяются моментом зачисления ребенка в школу [11].
Младший школьный возраст – переломный момент, когда ребенок уже не ощущает себя маленьким, но еще не способен к самостоятельному решению многих проблем.
Поступление ребенка в школу отражается на качестве общественных связей ребенка. Из узкого круга семьи ребенок переходит в школьный круг, где проводит много времени.
В этом случае ключевым является отражение связи «ребенок-взрослый- задача», т.е. ребенок должен осознавать статус взрослого, в частности, учителя, понимать и принимать его указания. Знакомство в первым учителем оказывает влияние на все последующее обучение ребенка в школе. Именно чуткость, внимательность и любовь необходимы первому учителя для привития у ребенка мотивации к обучению [14].
К началу младшего школьного возраста ребенок уже сформирован как личность. Это значит, что у него есть свои цели, мотивы и желания. Младший школьник уже имеет представления о себе, способен анализировать свои поступки и поступки других. Осознание себя как личности позволяет ребенку ориентироваться в межличностных отношениях. Все это позволяет каждому ученику определить свое место в классном коллективе [5].
На данном этапе у ребенка стремительно совершенствуется нервная система. На смену процессам возбуждения, которые свойственны более младшему возрасту, у ребенка превалируют процессы торможения. Не смотря на все это у детей выявляется сильная эмоциональность, импульсивность реакций.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в этом возрасте у детей развиваются навыки самосознания. Ребенок уже способен заблаговременно определить, как на его поступок отреагируют окружающие, поэтому стараются не расстраивать родителей и учителя. В том случае, если ребенок целенаправленно причиняет боль и вредит, можно говорить о наличии у ребенка определенных трудностей.
Существенное отражение перевеса в сторону учебной деятельности в младшем школьном возрасте является переориентация мотивации деятельности ребенка с «Я хочу» на «Я должен». Присутствие данного явления в младшем школьном возрасте можно считать как следствие сформированной учебной мотивации [5].
Также отражение на деятельности ребенка младшего школьного возраста находит и развитие психической стороны личности. Младшему школьнику характерна произвольность и опосредованность внимания и мышления. Все это помогает ребенку ориентироваться в различных видах деятельности, даже если они не вызывают у ребенка интереса [9].
Можно отметить, что первоначально обучение ребенка в школе многим детям приносит удовольствие. Новые друзья, новые увлечения вызывают интерес у детей. Все это сказывается и на методах обучения – в начальной школе превалируют методы игрового взаимодействия. Однако с течением времени каждый ребенок осознает свои возможности и начинается спад учебной мотивации. В этот момент у ребенка превалирует социальное общение – он приходит в школу, чтобы общаться, а не получать знания. Подобные изменения проходят через весь этап школьного обучения. В связи с этим педагогам необходимо применять методы повышения учебной мотивации младших школьников [10].
В целом можно предположить, что младшие школьники восприимчивы к учебным материалам. В этом есть как преимущества, так и недостатки: с одной стороны, дети реагируют на то, что видят или слышат, и не вникают глубоко в смысл каждого слова, с другой стороны, они не могут проводить логические связи, характерные для более старших школьников.
1.2 Современные требования к образовательным результатам обучающихся в контексте современных стандартов обучения
В настоящее время в образовательной практике возросла роль процесса оценивания образовательных достижений на всех этапах обучения. Разрабатываются и внедряются новые методы и средства оценки.
Важность контроля усвоения обучающимися учебного материала подчеркивается в ФГОС. Компетентностная модель оценивания образовательных достижений определяется необходимостью организации практико-ориентированного подхода к процессу оценивания [29].
Компетенции представляют собой уровни знаний обучающихся и возможность их применения в различных видах деятельности.
Оценивание – это процесс определения уровня сформированности знаний. В Стандарте основного общего обучения отмечается, что оценивание должно осуществляться с трех сторон: предметной, метапредметной и личностной. Данные стороны отражают три ветви образовательных результатов [33].
Предметные образовательные результаты показатели успешного усвоения школьником предметной линии, основных понятий и взаимосвязей в рамках конкретного учебного предмета. Поэтому предметные образовательные результаты определяют непосредственный уровень знаний по данному предмету.
Метапредметные результаты - показатели междисциплинарной связи нескольких предметов, позволяющих обучающемуся применять предметные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баимбетова Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование. - 2017. - №10. - С. 4-9.
2. Бартасевич И.Г. Измерение уровня знаний основного показателя качества обучения // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-urovnya-znaniy-osnovnogo-pokazatelya-kachestva-obucheniya (дата обращения: 15.03.2024).
3. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - С. 74-76. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 17.03.2024).
4. Глазкова О. В., А.В. Коротин, М.О. Люлькина Модульная технология как основа продуктивной деятельности школьников при обучении химии // Огарёв-Online. 2017. №9 (98). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modulnaya-tehnologiya-kak-osnova-produktivnoy-deyatelnosti-shkolnikov-pri-obuchenii-himii (дата обращения: 17.04.2024).
5. Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. № 28. С. 779-782.
6. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
7. Иванова Т.В. Основные тенденции разработки требований в государственных образовательных стандартах к уровню подготовки выпускников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 5. - С. 3-14.
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2014. – 39 с.
9. Курышева С.Н. Начальная школа - оцени, но не навреди! / С.Н. Курышева // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 30-32.
10. Минекаева И.И. Современные методы оценивания в школе // Вестник науки и образования. 2019. №22-1 (76). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-otsenivaniya-v-shkole (дата обращения: 17.03.2024).
11. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1999. – С.184.
12. Перевозный А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11.
13. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2012. – № 1643.
14. Самойленко Т. Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе: Опыт педагогического исследования / Т. Г. Самойленко. – Пермь: Изд – во ПОиПКРО, –2005. – С.132.
15. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
16. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении // Начальная школа.- 1996, №11.- С. 54-58.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. 129 с.
18. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
19. Шаталов М.А. Об образовательных результатах процесса обучения в контексте требований нового федерального государственного образовательного стандарта // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 4-1. - С. 271-274.
20. Шаталов М.А. Оценивание образовательных результатов учащихся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС ОО // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИ-РО. - 2015. - № 3. - С. 59-68.
21. Шейхмамбетов С.Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый, 2015. № 11. С. 1516-1519.
22. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.