Фрагмент для ознакомления
2
Традиционный подход к национальной безопасности, возникший в 20 веке, во многом определялся опасениями глобальных войн и ядерной угрозы. Поэтому основное внимание уделялось развитию военных сил, разведке и системам раннего предупреждения. Однако с течением времени стало ясно, что безопасность страны зависит не только от ее военной мощи, но и от способности защищать своих граждан от других угроз, таких как стихийные бедствия, терроризм и экономические кризисы.
По мере того, как мир становился все более взаимосвязанным и сложным, появлялись новые угрозы, которые требовали комплексного подхода к безопасности. Гражданская оборона, которая традиционно рассматривалась как часть военного планирования, стала играть все более важную роль в защите населения и инфраструктуры от невоенных угроз. Современная концепция национальной безопасности признает, что защита гражданского населения и экономики имеет жизненно важное значение для обеспечения безопасности страны. Это требует сотрудничества между различными ведомствами и организациями, а также участия граждан в усилиях по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям.
Трагические события последних лет, такие как стихийные бедствия, террористические атаки и вооруженные конфликты, продемонстрировали, что традиционные подходы к обеспечению безопасности человека больше неадекватны. Эти события показали, что даже в мирное время могут происходить крупномасштабные катастрофы, требующие привлечения всех ресурсов государства, включая гражданскую оборону. Гражданская оборона, которая традиционно рассматривалась как часть военного планирования, в настоящее время играет все более важную роль в защите населения и инфраструктуры от невоенных угроз. Современная гражданская оборона выходит за рамки традиционных мер, таких как бомбоубежища и эвакуация, и включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на повышение готовности к чрезвычайным ситуациям, реагирование на них и восстановление после них.
В современных условиях, характеризующихся появлением новых вооружений, обострением угроз локальных войн и терроризма, гражданская оборона становится все более важным инструментом для защиты населения и территорий. Заблаговременное выполнение организационных, нормативно-технических и других требований гражданской защиты позволяет значительно снизить людские и материальные потери не только в условиях военных действий, но и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах, массовых беспорядках и гражданских кризисах. Эффективная гражданская оборона требует сотрудничества между различными ведомствами и организациями, а также участия граждан в усилиях по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям. Это также требует инвестиций в обучение, оборудование и инфраструктуру, чтобы гарантировать, что страна будет готова реагировать на любые угрозы, с которыми она может столкнуться.
В последние годы наблюдается переосмысление природы и характера ЧС. Ранее ЧС рассматривались преимущественно как результат природных катастроф, таких как землетрясения, наводнения и ураганы. Однако в настоящее время признается, что ЧС могут быть вызваны и техногенными факторами, такими как промышленные аварии и террористические акты. По мере того как мир становится все более взаимосвязанным и сложным, ЧС становятся все более частыми. Это связано с такими факторами, как рост населения, урбанизация и изменение климата. В связи с этим управление рисками становится все более важной функцией обеспечения безопасности государства. Управление рисками включает в себя идентификацию, оценку и принятие мер по снижению рисков, связанных с ЧС. Это требует сотрудничества между различными ведомствами и организациями, а также участия граждан в усилиях по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям. В России ответственность за защиту населения и территорий в мирное время возложена на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). РСЧС представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС. В военное время эти функции берет на себя Гражданская оборона (ГО) РФ. ГО является составной частью системы обороны страны и предназначена для защиты населения и территорий от опасностей, возникающих в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций. В производственной сфере ответственность за предупреждение и ликвидацию аварий и катастроф возлагается на руководителей предприятий. Они также несут ответственность за защиту персонала и населения, проживающего вблизи опасных объектов. В этой работе участвуют также отраслевые министерства и ведомства, профсоюзы и органы государственного надзора и контроля.
Целью данной работы является изучение тактики проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварии на метрополитене.
Тактика проведения аварийно-спасательных работ является неотъемлемой частью подготовки и проведения спасательных операций. Она включает в себя теоретические и практические аспекты, такие как:
- Изучение закономерностей возникновения и развития аварий и катастроф.
- Анализ факторов, влияющих на эффективность аварийно-спасательных работ.
- Разработка и совершенствование методов и приемов спасательных работ.
- Определение оптимального состава сил и средств для проведения спасательных работ.
- Организация и управление спасательными операциями.
Тактика аварийно-спасательных работ постоянно развивается, учитывая новые технологии, оборудование и передовой опыт. Она также учитывает изменяющуюся природу чрезвычайных ситуаций, таких как рост числа техногенных катастроф и изменение климата.
Этапы аварийно-спасательных работ представляют собой последовательность действий, выполняемых в зоне чрезвычайной ситуации. Выделяют четыре основных этапа:
1. Разведка и оценка обстановки. Этот этап включает в себя сбор информации о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, а также определение наиболее эффективных способов и приемов проведения спасательных работ.
2. Локализация и ликвидация аварии. На этом этапе проводятся работы по предотвращению распространения аварии и ликвидации ее последствий.
3. Спасение людей. Этот этап включает в себя поиск, извлечение и оказание первой помощи пострадавшим.
4. Последующие работы. На этом этапе проводятся работы по восстановлению нормальной жизнедеятельности населения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Четкое соблюдение этапов аварийно-спасательных работ позволяет повысить эффективность спасательных операций и снизить количество жертв и пострадавших.
Неотложные работы проводятся в первые часы и дни после возникновения чрезвычайной ситуации. Их основной целью является спасение людей и предотвращение дальнейшего распространения аварии. Виды АСР определяются характером чрезвычайной ситуации и включают в себя широкий спектр мероприятий, таких как:
- Поиск и спасение пострадавших.
- Тушение пожаров.
- Ликвидация утечек газа.
- Укрепление конструкций и зданий.
- Оказание медицинской помощи пострадавшим.
- Эвакуация населения из опасной зоны.
- Проведение аварийно-восстановительных работ.
К другим видам АСР могут относиться работы по спасению животных, защиты окружающей среды и восстановлению жизнеобеспечения населения. Эффективное проведение АСР требует слаженной работы различных аварийно-спасательных служб, таких как пожарная охрана, скорая медицинская помощь, спасательные отряды и аварийно-технические службы. Этапы проведения АСР. В таблице 1 приведены этапы проведения аварийно-спасательных работ и соответствующие им действия.
Независимо от этапов аварийно-спасательных работ, необходимо обеспечить средства защиты и безопасности спасателей и пострадавших. Одним из важнейших средств защиты являются противогазы, которые используются для защиты органов дыхания от токсичных газов, дыма и пыли. От надежной и безопасной работы транспорта зависит жизнь населения страны. Однако транспортные аварии являются одной из основных причин гибели и травматизма людей, а также значительного материального ущерба. Статистика транспортных происшествий в России за период с 2002 по 2021 год на железнодорожном, воздушном и водном транспорте России произошло 852 чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадали 3815 человек, из них 2111 человек погибли.
Автомобильный транспорт - самый аварийный Лидером по количеству трагических последствий и материальному ущербу является автомобильный транспорт. Ежегодно в мире от аварий на автомобильном транспорте погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. человек получают ранения и увечья. В России ежегодно в ДТП погибает около 30 тыс. человек и более 180 тыс. человек получают ранения и увечья. Транспортные аварии могут иметь различные причины, такие как:
- Ошибки водителей.
- Технические неисправности транспортных средств.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Ненадлежащее состояние дорог и инфраструктуры.
Для повышения безопасности на транспорте необходимо принимать комплексные меры, включая:
- Улучшение подготовки и переподготовки водителей.
- Регулярное техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
- Строительство и ремонт дорог и инфраструктуры.
- Разработку и внедрение систем безопасности транспортных средств.
- Проведение разъяснительной работы с населением о правилах дорожного движения и безопасном поведении на транспорте.
Учитывая эти особенности, аварийно-спасательные работы при транспортных авариях и катастрофах должны быть организованы таким образом, чтобы:
- Обеспечить оперативное прибытие спасателей на место происшествия.
- Оказать первую помощь пострадавшим и эвакуировать их из аварийных транспортных средств.
- Потушить пожары и ликвидировать утечки опасных веществ.
- Установить причины аварии или катастрофы и принять меры по предотвращению их повторения.
- Оказать психологическую поддержку пострадавшим и их родственникам.
- Восстановить движение по транспортным коммуникациям в кратчайшие сроки.
Для эффективной организации аварийно-спасательных работ при транспортных авариях и катастрофах необходимо взаимодействие различных служб, таких как:
- Аварийно-спасательные службы.
- Пожарная охрана.
- Скорая медицинская помощь.
- Полиция.
- Транспортные организации.
Эффективная ликвидация последствий ДТП на автомобильном транспорте требует слаженной работы различных служб и применения специальных средств и оборудования. Спасатели должны быть подготовлены к работе в различных условиях и обладать необходимыми навыками и знаниями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита от них / А.В. Баринов. - М.: Просвещение, 2003. – 200с.
2. Гупало Т.А., Спешилов С.Л. Контроль радиационной безопасности окружающей среды / Т.А. Гупало, С.Л. Спешилов. - М.: НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ, 2009. – 260с.
3. Демичев С.В. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях / С.В. Демичев. - М.: Инновационное машиностроение, 2004. – 242с.
4. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях. Памятка спасателя. М.: Просвещение, 2006. – 164с.
5. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть I. М.: Просвещение, 1999. – 184с.
6. Начальная подготовка альпинистов. Часть I, II. Под ред. Захарова П.П. М.: Просвещение, 2007. – 200с.
7. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ / Л.Г. Одинцов, В.В. Парамонов. - М.: Инфра-Инженерия, 2004. – 168с.
8. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях. Учебно-методическое пособие для сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России. - Химки: АГЗ МЧС России, 2006. – 206с.
9. Петров С.А., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них / С.А. Петров, В.А. Макашев. - М.: НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ, 2008. – 140с.
10. Поисково-спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях. Памятка спасателя. - Химки: АГЗ МЧС России, 2006. – 124с.
11. Поисково-спасательные работы при обрушении зданий и сооружений. Памятка спасателя. - Химки: АГЗ МЧС России, 2006. – 78с.
12. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
13. Постановление Госгортехнадзора РФ от 19 июня 2003 г. N 96 "Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья"
14. Мясников Д.В., Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф. Организация и ведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на объектах метрополитена: учебное пособие / Д.В. Мясников, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко. - Химки: АГЗ МЧС России, 2014. – 186с.
15. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
16. Расписание выезда подразделений пожарной охраны, территориального гарнизона пожарной охраны города Москвы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденное Мэром Москвы и введенное в действие приказом начальника Главного управления МЧС России по г. Москве от 12.02.2014 № 80.