Фрагмент для ознакомления
2
Правопреемственность в глобальных связях означает перенос полномочий и обязательств между странами. Это явление представляет собой механизм, при котором одно государство делегирует другому управление над определенным территориальным участком на международной арене. Данный процесс обладает ключевым значением в системе правовых отношений стран мира, предполагая множество тонкостей и трудностей, которые обычно связаны с координацией действий между государствами-участниками.
В рамках такой динамики неотъемлемую роль играют международные структуры. Так, при изменении власти внутри страны-члена какой-либо мировой организации (например, ООН), новое руководство обязано обеспечить бесперебойное взаимодействие с этой организацией в духе уставных норм и общепринятых международных стандартов [3].
Несмотря на прогресс в международном праве, вопросы правопреемства остаются значительным вызовом для мирового сообщества. Сложность правоприменения и юридические пробелы создают условия для неопределённости и спорности, которые могут препятствовать установлению прочного правопорядка и сотрудничества между державами.
Трудности, связанные с признанием полномочий и ответственности, подчеркивают необходимость более четкой правовой базы, которая могла бы охватывать разнообразные сценарии, возникающие в процессе правопреемства. Это особенно актуально в условиях глобальных изменений, когда старые формации распадаются или трансформируются, и новые государства требуют юридического признания своих прав и обязательств.
В конечном счёте, эффективное разрешение этих вопросов требует совместных усилий международного сообщества. Страны должны работать над созданием универсальных механизмов, способствующих более справедливому и прозрачному процессу передачи полномочий, что, в свою очередь, укрепит взаимное доверие и стабильность в международных отношениях.
Объекты преемственности:
- Международные договоры
- Государственная территория
- Собственность и активы государства
- Архивные документы
- Финансовые обязательства перед международными партнёрами
- Членство в мировых организациях
Причины возникновения правопреемства:
1. Социально-политические революции, влекущие радикальные изменения власти.
2. Деколонизация и освобождение территорий от колониального господства.
3. Объединение или разделение государств
4. Передача суверенитета над территориями
Различные виды правопреемства:
- По масштабу: Сингулярное (ограниченная сфера) и универсальное (глобальные изменения)
- В зависимости от воли участников: Волевое (осознанный переход полномочий) и безвольное («принудительное» правопреемство, например, после революции или оккупации)
- По типу субъекта-предшественника:
- Индивидуальное
- Коллективное (государственное)
Классификация по отраслям права:
1. Материальное правопреемство, затрагивающее основные сферы общественных отношений.
2. Процессуальное — касающееся порядка и процедур в международных судебных инстанциях [13].
Осветим тему регулирования преемственности правовых обязательств в международном праве с акцентом на специфику правопреемства между государствами.
Данный аспект регламентирован Венскими конвенциями: первая, подписанная в 1978 году и касающаяся преемственности государственных договоров; вторая — 1983 года о передаче прав собственности, архивов и финансовых обязательств при смене государственного статуса.
Международные документы не охватывают вопросы преемственности государственной ответственности и защиты интересов национальных меньшинств во время распада стран.
Процессы правопреемства обычно сопутствуют крупным политическим изменениям: исчезновению, разделке или объединению государств; передаче территорий; радикальным внутренним переменам (например, революциям) и капитуляции. Важнейшим условием является сохранение правовой непрерывности — континуитета государства как суверенного субъекта международных отношений.
В случае продолжения государственной правосубъектности без существенных территориальных потерь и изменений населения, проблемы преемственности могут быть минимизированы или вовсе избегнуты. Примером служит вступление Российской Федерации в ООН как правопреемника Советского Союза с соответствующим наследованием международно-правовых обязательств [21].
Праводательство преемственности в истории международных отношений:
1) Распады многокомпонентных объединений:
- Разделение Советского Союза (1991 год): на его руинах возникли новые государства – Россия, Украина и др. Они приняли статус правопреемников СССР во всех аспектах: территориально, экономически и в международном контексте. Это привело к автоматическому продолжению членства в глобальных организациях, переходу долговых обязательств и государственного имущества.
2) Территориальные реорганизации:
- Разделение: как разделение Чехословакии на Чехию и Словакию (1993 год).
- Объединения: например, объединение Германии 1989–1990 годов.
- Интеграция территорий: присоединение Крыма к Российской Федерации в 2014 году.
3) Радикальные внутренние изменения:
4) Виды правопреемства:
- Полное (универсальное): полный переход всех правовых позиций предшественника к новому субъекту. Примером служит Россия как полноправная наследница СССР.
- Частичное: передача ограниченного круга обязательств и активов, характерных для распада Югославии (1990-е годы). Каждое новообразованное государство – от Словении до Сербии — приняло лишь часть правовых наследий бывшей федерации.
Таким образом, исторические процессы демонстрируют многообразие форм и причин возникновения правопреемства в международном праве [11].
Принцип "tabula rasa": особый режим правопреемства
Отдельным аспектом является концепция «табула раса» (чистая плита) в международном праве, подразумевающая полный отказ новообразованного государства или политического образования от всех правовых обязательств и договоров предшественника. Это исключение из общего правила преемственности, когда новые субъекты не наследуют никакие обязанности перед международным сообществом.
Сложившиеся проблемы в области правопреемства:
1) Неполное регулирование: Отсутствие универсальных норм для всех ситуаций правопреемства приводит к пробельностям и неоднозначному толкованию.
2) Определение ответственности: Вопросы, связанные с тем, в какой мере новое государство несет ответственность за действия своего предшественника.
Правовое преемство играет ключевую роль в поддержании стабильности международных отношений. Оно создает необходимый фундамент для устойчивого взаимодействия государств, позволяя им опираться на уже существующие соглашения и принципы. Это, в свою очередь, способствует развитию доверия между участниками международной сцены и снижает вероятность возникновения конфликтов.
Отсутствие правового преемства, напротив, ведет к неопределенности. Риск изменения статуса-кво и ослабления межгосударственных обязательств приводит к нестабильности. Государства становятся менее предсказуемыми в своем поведении, что может спровоцировать конфликты и затруднить мирное разрешение споров.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Венская Конвенция «О правопреемстве государств в отношении договоров» (Вена. 23.08.1978) // Действующее международное право. Т. 1.
2.Аваков М.М. Правопреемство государств в отношении договоров // Государство и право. - 2021. - N 9. – С. 44-49
3.Броунли Я. Международное право. В 2-х книгах - М.: Прогресс, 2020 – 278 с.
4.Власова Л.В. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров - М.: Глобол, 2019 – 265 с.
5.Власова Л.В. Правопреемство государств в отношении договоров. - Минск, 2022 – 395 с.
6.Загорский А., Злобин А., Солодовник С., Хрусталёв М. Россия в новом мире // Международная жизнь. - 2022. - № 5. - С. 5-13.
7. Залинян А.М Правопреемство государств: проблемы и пути решения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М. 2020 - 117 с.
8. Захарова Н.В. Правопреемство государств. - М.: Крокус, 2023 - 148 с.
9.Кельзен Г. Чистое учение о праве и аналитическая юриспруденция. // Российский ежегодник теории права. – 2023 - №6 – С. 334-339
10.Конев А. Н. К вопросу о легализации преемственности правовой политики // Юридическая техника: ежегодник. - 2021. – С. 468
11.Кузнецов В.И. Правопреемство государств в отношении государственных долгов. - М.: Наука, 2020. - 208 с.
12.Лукашук И.И. Функционирование международного права. - М.: Глобол, 2022. - 218 с.
13.Луконин Е.Н. Преемственность государства и проблема государственной непрерывности в международном праве // Современные научные исследования и инновации. - 2024. - № 2 – С. 112-117
14.Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. - М.: Наука, 2021. - 176 с.
15.Рыбаков Ю. Международные договоры и правопреемство // Международная жизнь. - 2023. - N 11 – С. 32-39
16.Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международном праве. // История и современность. - 2023 - № 2 - С. 147-161.
17.Черниченко С.В. Континуитет и правопреемство государств // Российский ежегодник международного права – 2022 - №8 – С. 5-11
18.Черниченко С.В. Является ли Россия продолжателем или правопреемником СССР // Международное право. - 2021. - N 3. - С. 35.
19.Чувилкин К. В. Мировоззренческие проблемы современной правовой науки в русле процессов преемственности в конституционном праве // Юридическая техника: ежегодник. –2021.– С. 717.
20.Шинкарецкая Г.Г. Проблемы правопреемства и границы Российской Федерации // Московский журнал международного права. - 2021. - №4. - С. 84 - 103.
21.Юрьев Д.М. Распад СССР, правопреемство и воля России. Московский журнал международного права. - 2020. - № 2. - С. 71 - 75.