Фрагмент для ознакомления
2
Под физическими качествами понимают совокупность социально обусловленных биологических и психических свойств человека, показывающих физическую готовность к осуществлению активной и целенаправленной двигательной деятельности.
В науке о физическом воспитании термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как взаимозаменяемые. Они определяют аспекты двигательных способностей человека. Овладение двигательными движениями связано не только с формированием умений, но и с развитием качественных характеристик, позволяющих выполнять физические упражнения с необходимой силой, скоростью, выносливостью и ловкостью.
К основным физическим качествам относятся: сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость, появление которых зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организма.
Гибкость определяется как способность человека совершать двигательные движения с большой амплитудой.
В теории и практике термин «гибкость» широко используется для обозначения степени подвижности суставов. Кроме того, в некоторых случаях гибкость определяют, как «способность реализовывать максимально возможную амплитуду движений в суставах» [6].
Так, к примеру по мнению Ж.К. Холодова, термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность».
Несмотря на важность гибкости для жизни человека, особенности развития этого психофизического качества у школьников мало изучены.
Среди многих физических качеств на протяжении развития и роста организма именно гибкость без целенаправленной работы не способна к динамическому развитию. По мнению ученых, гибкость отражает молодость человека, так как именно в молодом возрасте проявление гибкости максимально.
В то же время по мнению В.И Ляха, при развитии этого психофизического качества не следует пытаться добиться слишком большой гибкости. Это связано, прежде всего, с чрезмерным развитием движений в суставах, что приводит к расширению мышечных волокон и связок, а нередко и к деформации суставных структур, особенно у детей [12].
С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные разновидности гибкости (Г.С. Туманян, С.К. Харацидис) [15]
Разница между величиной активной и пассивной гибкостью называется дефицитом активной гибкости (ДАГ). Во время физических тренировок следует стараться снизить ДАГ, поскольку именно активная гибкость проявляется в трудовой и спортивной моторике.
Выражение человеческой гибкости уникально. Это проявляется в том, что значения максимального объема движений в суставах разных частей одного и того же тела слабо связаны друг с другом. Например, человек с хорошей подвижностью может иметь умеренную подвижность в плечевых и тазобедренных суставах. Это состояние также может быть результатом выполнения определенных упражнений. Прыжок в длину (или в высоту) должен обеспечиваться хорошей подвижностью в тазобедренных суставах (что поможет добиться более высоких результатов) и может отсутствовать в плечевых суставах (что не повлияет на его работоспособность). Поэтому в процессе тренировки у спортсмена вырабатывается определенное количество показателей движения в отдельных суставах.
Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяя мышцам работать более эффективно, прилагая больше силы и энергии, преодолевая сопротивление собственного тела, например, во время простых повседневных дел [12].
Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок при резких движениях, например, при попытке удержать равновесие на льду, скольжении с глубокой горы, при неожиданном падении и т. д. снижает вероятность получения травмы от резких движений.
«Оперативное» состояние гибкости (т.е. «состояние, выражающееся в степени ее фактических проявлений в тот или иной момент» [13] зависит, естественно, от общего функционального состояния организма в данный момент и от внешних условий, влияющих на него. В частности, оно зависит «от суточной периодики функции: утром (обычно до 11-12 ч) гибкость с большим трудом поддается предельной мобилизации, чем днем (хотя это в принципе не исключает возможности ее максимальных проявлений и сразу после пробуждения)» [15].
Гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, зависит от следующих факторов:
1. Анатомическое строение и форма суставов и сочленяющихся поверхностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает диапазон движений в этом суставе. В этом смысле гибкость во многом определяется врожденными и наследственными характеристиками.
2. Эластичность опорно-двигательного аппарата, окружающего суставы. Эластические свойства в определенной степени зависят от общего состояния центральной нервной системы. Эмоциональность повышает эластичность связок и мышц, депрессия и пассивность, наоборот, усугубляют. Температура также влияет на опорно-двигательный аппарат: охлажденные связки и мышцы теряют эластичность. Поэтому выполнять упражнения на гибкость можно только после того проведения разминки.
3. Уровень силы человека и его способность отдыхать при выполнении высокоамплитудных упражнений. В этом смысле чрезмерное напряжение мышц-антагонистов ограничивает диапазон движений. Следовательно, улучшение координации между мышцами во время упражнений поможет повысить гибкость. В целом значительная мышечная масса ограничивает проявление высокой гибкости. Поэтому рекомендуется сочетать силовые тренировки с тренировками на гибкость. В этом случае выигрывают оба физических свойства – мышцы не становятся жесткими, а гибкость не снижается.
4.Суточная периодика. Гибкость минимальна утром после сна, увеличивается в течение дня и снижается вечером из-за общей усталости. Однако это не оказывает существенного влияния на продолжительность тренировок. Их можно включать не только в дневные или вечерние занятия, но и в утреннюю зарядку.
«Под влиянием разминки и разогревания тела (функционального или вызванного повышенной температурой внешней среды) оперативное состояние гибкости улучшается, под влиянием же охлаждения тела – ухудшается» [10]. Утомление ограничивает предельные проявления гибкости в активных движениях, но в определенной мере может способствовать проявлению пассивной гибкости («мобилизации резервной растяжимости под воздействием внешних сил») [10].
При недостаточном развитии гибкости процесс обучения двигательным навыкам становится более острым и медленным. Недостаточная подвижность суставов ограничивает уровень силы, скорости и координационных способностей, приводит к нарушению клеточной координации, снижению экономической эффективности и часто повреждает мышцы и связки [15]. Кроме того, с возрастом происходит естественное снижение гибкости. Процесс старения суставов связан со снижением эластичности соединительной ткани и уменьшением толщины суставного хряща [12].
Таким образом, способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой определяется термином гибкость.
1.2 Средства и методы воспитания гибкости на уроках физической культуры
Основная форма организации учебно-воспитательной работы в школе - урок. Урок физической культуры - это форма занятий, которая в обязательном порядке проводится всеми учащимися школы. Занятия проводятся с определенным фиксированным составом учащихся определенного класса. Занятия по физической подготовке проводятся по строгому графику в течение определенного периода времени в определенные дни и время недели. Они обеспечивают систематическое изучение минимальных знаний и навыков, предоставляемых программой, и составляют основу всестороннего физического воспитания учащихся. Правильное проведение занятий обеспечивает успешность самостоятельной работы и выполнение различных педагогических заданий, связанных с развитием навыков и умений, приобретенных учащимися на уроках.
Содержание физического воспитания определяется формами, методами и средствами.
Под средством обучения понимаются физические упражнения, а методы относятся к способам применения этих упражнений [4]. Однако в связи со сменой обстановки и высокой вариативностью движений в спорте возникают некоторые трудности в интерпретации этих понятий. Поэтому рекомендуется определить следующие термины:
- приемы - специальные действия, ведущие к победе в спортивных соревнованиях;
- подготовительные мероприятия - упражнения, в которых усваивается данный прием;
- методы- способы (вариации) использования упражнений (внешние или внутренние воздействия) в процессе воспитания, обучения или восстановления;
- упражнение - освоение, совершенствование каких-либо умений (навыков), как правило, занятие, проводимое в режиме повторения [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамишвили Г. А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся среднего школьного возраста / Г.А. Абрамишвили, В. Ю. Карпов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 11 (117).- С.7-12.
2. Гуровец, Г. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей/ Г. Гуровец. - М.: Владос, 2019. – 702 с.
3. Демидова И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников [Электронный ресурс] / И. В. Демидова // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения 13.11.2024).
4. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для средних и высш. учеб.зав. – 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2020. – 462с.
5. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - М.: Академия, 2019. - 209 с.
6. Ефремова Л.Б. Игра в физическом и психическом развитии ребенка / Л.Б Ефремова // Инструктор по физической культуре. – 2015. - № 8. – С. 35- 39.
7. Луткова Я.З. Подвижные игры как средство решения педагогических задач в различных звеньях физического воспитания: учебно-метод. пособие / M.B. Луткова, Л.Н. Минина. — СПб. :СПбТАФКим. ПФ. Лесгафта, 2003. - 83 е.
8. Основы техники легкоатлетических упражнений : учебное пособие / сост. В.И.Никитин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. – 40 с.
9. Рубахин Д.Е. Двигательный компонент как средство формирования мотивационной готовности школьников к занятиям физической культурой // Вестник спортивной науки. 2018. - №5. - С. 19-24.
10. Самостоятельная тренировка физических качеств. Гибкость: методические рекомендации / сост. Л.Б. Фомина. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2021 – 38 с.
11. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. - М.: Academia, 2013. - 384 c.
12. Семкина А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом. – М.: 2018. – 213с.
13. Степин К.Н. Гибкость. Основы развития. – Днепропетровск, 2017. – 176с.
14. Стретчинг: учебно-методическое пособие / Л. В. Морозова, Т. И. Мельникова, О. П. Виноградова ; Сев.-Зап. ин-т управления — филиал РАНХиГС. — Казань : Изд-во «Бук», 2018. — 56 с.
15. ФЗ от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российском Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2020. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения 13.11.2024).
16. Чикуров В.И. Гибкость // Физическая культура и спорт, 2018. – №6.–С.9.