Фрагмент для ознакомления
2
Не так давно, отечественная система образования, на первое место ставила задачи качественной передачи знаний, умений и навыков, как основного критерия своей эффективности. В настоящее время приоритетными становятся иные цели и задачи формирования, образования и воспитания личности. Сегодня к человеку предъявляются новые требования в постоянно меняющемся мире, которые отвечают требованиям этого нового социума. Среди них, одним из наиболее актуальных направлений становится развитие творческого потенциала. Сегодня необходимо осознание и формирование активной жизненной позиции на основе личного индивидуального и уникального мировосприятия, нравственности и гуманизма, способности проявить свою творческую, авторскую позицию, ответственность.
В рамках современного научного подхода к образовательной деятельности, неотъемлемой ее частью, является актуализация творческого потенциала, важно не только усвоить знания, умения и навыки, как раньше, но и применить полученные знания на практике, самостоятельно спроектировать и воплотить собственную авторскую идею.
Ребенок младшего школьного возраста вполне способен «включиться» в многогранную, социально насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения, творчества, где есть возможность ощутить ценность человеческого общения, в том числе через красоту искусства. Именно понимание «языка искусства» формирует утонченные и высоконравственные качества личности, которые способны усвоить и активно воссоздать социальный опыт. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) уделяет особое внимание вопросам творческого развития, определяет виды и направления деятельности, с ориентацией на новые результаты образования и социализации.
Перед образованием сегодня стоит задача формирования личности, способной проявить авторскую позицию. Творчество ребенка активно формируется в продуктивной деятельности, в приобщении ребенка к различным областям искусства. Одним из наиболее ресурсных направлений развития творческих способностей становится изобразительное искусство.
Проблему исследования составляет поиск путей и средств разрешения противоречия, возникающего на основе стремления младшего школьника к активной спонтанной деятельности, проявлению воображения, что является обязательным условием развития творческих способностей, с одной стороны, и потребностью введения целенаправленного компонента, обучения изобразительной деятельности, в частности, в процесс формирования творческих способностей со стороны взрослого в современной системе образования.
Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства».
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства.
Цель исследования: изучение путей развития творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства.
Задачи исследования:
А) Представить развитие творческих способностей детей.
Б) Проанализировать особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
В) Провести опытно-экспериментальное исследование по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста будет эффективным на уроках изобразительного искусства при соблюдении ряда условий:
- создание учителем условий выражения авторского символа в творческом авторском проекте.
- использование символического воплощения творческого замысла на уроках;
- принятие символического воплощения в решении творческих задач как средства «метакоммуникации», позволяющего выразить собственные состояния, эмоции, отношения на универсальном языке искусства (в изобразительной деятельности).
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, моделирование.
Практическая значимость работы: в исследовании разработаны прикладные материалы, методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, которая может быть применима в практической и обучающей деятельности.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №58 г. Владивосток»
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Сегодня в психологической и педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества и творческих способностей. Остановимся на основных понятиях, необходимых для работы: «творчество», «творческие способности» «творческая деятельность», «творческая среда». Психологический словарь рассматривает творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью». Важно, что результатом является продукт, который отличается своей оригинальностью [Приводится по 2].
Также необходимо выделить, что у личности есть способности, которые можно развивать. Бакина Н.А. ссылаясь на словарь по психологии под редакцией А.В. Петровского определяет, что творчество – это «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности». Надо заметить, что в творчестве человек особенно ярко проявляет свою активность и самостоятельность. Активность будет присутствовать в случае эмоциональной расположенности личности к данной деятельности, заинтересованности в результате [1].
Творؚчество может быть рؚассмотрؚенؚо в рؚазличнؚых аспектах: прؚодукт творؚчества – это то, что созданؚо; прؚоцесс творؚчества – как созданؚо; прؚоцесс подготовки к творؚчеству связанؚ с вопрؚосом, как рؚазвивать творؚчество. С точки зрؚенؚия психологии и педагогики, особенؚнؚо важнؚым является сам прؚоцесс творؚческой рؚаботы, инؚтерؚес прؚедставляет изученؚие прؚоцесса подготовки к творؚчеству, выявленؚие нؚовых форؚм, методов и срؚедств рؚазвития творؚчества. Творؚчество является целенؚапрؚавленؚнؚым, крؚопотливым, нؚапрؚяженؚнؚым трؚудом. Онؚо трؚебует мыслительнؚой активнؚости, инؚтеллектуальнؚых способнؚостей, волевых, эмоционؚальнؚых черؚт и высокой рؚезультативнؚости, указывает И.Е. Брякова [2].
А.М.Хлыновский, ссылаясь на Я.А. Пономарёва, приводит универсальное определение творчества, он понимает его как «взаимодействие, ведущее к развитию». Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности [22].
Творчество охватывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. «К творчеству призван всякий человек», – утверждает Н.А. Бердяев [3]. «Творчество, – считает В. Энгельгард, – самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья». В любом творчестве присутствует новизна, не обуславливающая окружающей действительностью. Это и есть составляющая свободы, которая «приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество – есть творчество из ничего». Творческие способности являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно таких способностей [Приводится по 9].
«Воображение в творческом процессе выступает как создание новых образов или действий» (Л.С. Выготский), «как результат взаимодействия творческого (преобразующего) воображения» (А.Ж. Овчинникова), «как фактор поведения, как установочное действие, помогающее осуществлению реального» (Р.Г. Натадзе), «возникновение новых чувственных образов, но не мыслей, идей и понятий» (А.В. Брушлинский), «создание образов, не встречающихся в личном опыте человека» (В.В.Богословский), «создание новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (В.В. Давыдов), «создание программы поведения, когда проблемная ситуация не определена» (А.А. Карпенко), «построение образа продуктов труда, программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» (А.В. Петровский).
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новых сочетаниях. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений [10].
Как отмечает Выготский: «Самые фантастические создания представляют собой новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты ... из действительности нашего воображения» [4]. Это подтверждает неоспоримую связь воображения с памятью. Память, как пишет С.Л. Рубинштейн, заключается в том, чтобы сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, а воображение - в том, чтобы их преобразовать. Подчеркивая огромное значение памяти, К.Д. Ушинский пишет, что она «может работать быстро и прочно в усвоении новых следов и ассоциаций... и этим коротким периодом жизни должен пользоваться педагог, чтобы обогатить внутренний мир дитяти теми представлениями и ассоциациями представлений, которые понадобятся мыслящей способности для её работы» [14].
Поэтому формула «развитие человека как самоцель творчества» означает следующее [2]:
а) развитие учащегося, создающего в себе более благоприятные условия для развития своих творческих возможностей;
б) самореализация учащегося, опредмечивание его творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит его развитие.
Процесс развития творческих способностей младших школьников начинается с познания окружающего мира как «усвоения чувственного содержания переживаемого или испытываемого положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины» [2], как систематизация знаний в процессе обобщения чувственного опыта и логического мышления. Младший школьник восприимчив к прекрасному в окружающей среде, к её тайнам и загадкам.
На развитие творческих способностей направлена система Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. Умение анализировать сложившуюся ситуацию, формулировать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, выделять существенные признаки, классифицировать, переносить известные способы деятельности в другие условия — всё это необходимо для того, чтобы подготовить младшего школьника к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях. К активным приемам, развивающим творческие способности, относятся: постановка нестандартной учебной задачи, поиск общего в частном, выявление новых функций, получение логических следствий, использование обобщенной модели, аналогий, преобразование тренировочных упражнений в задания творческого характера [19].
Помимо сознательного познания в развитии творческих способностей необходимо учитывать подсознательное, бессознательное и сверхсознательное, которые представляют собой интуитивное познание. Процесс развития творческих способностей младших школьников должен учитывать роль подсознательного, интуитивного, предусматривающего развитие креативного и личностного компонентов в структуре творческих способностей [13]. Советские ученые не отрицали важность процессов, происходящих при сниженном сознании или в сфере неосознаваемого разумом. По их мнению, это возможно, если продолжающийся поиск подготовлен соответствующей системой знаний. Тогда возможна синтезирующая работа мозга и при отвлечении от сознательного решения задачи. Этим объясняются факты, когда ответ на вопрос задачи как бы возникает случайно. Данный ответ - результат напряженной целенаправленной работы мозга, но наступает он после некоторого отдыха, во время которого и появляется нужное решение в виде ассоциации между различными явлениями. Внезапность таких открытий младшим школьником подготовлена всей его умственной деятельностью, его напряженным поиском, анализом и синтезом, установлением причинно-следственных связей. Этот факт подтверждает наличие когнитивного компонента в структуре творческих способностей [7; 22].
«Творчество, - пишет Н.П. Бехтерева, - является одним из высших, если не самым высшим, свойством мозга и связано в первую очередь с работой правого полушария» [9]. В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушария вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз творческого процесса. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого полушария.
Хлыновский А.М. указывает, что В. Роттенберг в своей книге «Образ Я» говорит о том, что обучение в школе больше ориентировано на левополушарное развитие, включающее логическое мышление, алгоритмизацию усвоения, без явной опоры на образность и цельность восприятия [22]. И педагоги, родители, чувствуя успех ребенка в точных науках, начинают варварски эксплуатировать развивающиеся логические способности, ведущие к обученной беспомощности вместо того, чтобы восполнить работу образного, воссоздающего, творческого мышления. На развитие творческого мышления направлена технология ТРИЗ, созданная в 1946 г. российским ученым-исследователем, писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Сущность данной технологии лежит в развитии таких качеств мышления как беглость, гибкость, оригинальность, новизна. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети, знакомясь с окружающей средой, учатся выявлять противоречия в предметах и явлениях, находить оригинальные способы решения проблем. Г. Альтшуллер выделяет ряд принципов решения противоречий: сделай наперед, преврати вред на пользу, прием копирования, принцип матрешки, решение противоречий во времени, принцип изменения и т.д. Арсенал ТРИЗ содержит также значительное количество оригинальных приемов: фантазеры, салат из сказок, книга противоречий, что было бы, если, конструирование загадок, бином фантазии и т.д. Целевая функция мозга в творчестве, по мнению многих специалистов, - способность антиципации, как бы предвидения будущих событий. Чтобы создать творческий продукт, ребенку надо сначала представить его идеальную модель, образ, схему. Здесь высшей формой антиципации выступает воображение, которое формирует модели будущего [22].
Развивающееся творческое правополушарное мышление младшего школьника, опирающееся на работу воображения, пространственные представления, многовариантный поиск с вопросами: зачем? почему? для чего? и открытие нового знания, не позволяют доминировать одностороннему, конвергентному левополушарному мышлению.
К критериям творческих способностей относятся беглость, гибкость, критичность (А.Я. Дудецкий); продуктивность и оригинальность; случайность правильных ответов, флексибильность (количество различных категорий ответов) (О.М. Дьяченко), указывает в своей монографии Е.И.Брякова [2]. Творческая самореализация как один из показателей мотивационного компонента предполагает свободу мысли, поведения, отношений, выбора, что существенным образом сказывается на развитии творческих способностей. Самовыражаясь, человек познает свой внутренний мир, упорядочивает его, развивает его формы и содержание. В результате создается новое «качество» творца, ибо в творчестве ребенок неизбежно творит и себя. Развитие творческих качеств личности связано с личностным компонентом в структуре творческих способностей [2].
Концепция С.А. Смирнова отражает методику совместного творчества. Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе: субъект-субъектные отношения, взаимообогащение через общеклассную, групповую и парную работу, создание положительного эмоционального фона, ситуация успеха, сочетание эвристического и креативного уровней творческой деятельности, опора на игровые формы взаимодействия [Приводится по 5].
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что творческая деятельность — это такое поведение ребенка, когда он, сообразуясь со своими мыслями, чувствами, переживаниями, отступает от шаблона, автоматизма и направляет свои усилия на создание творческого продукта. Творческий продукт — это продукт, который можно оценить с точки зрения его оригинальности, новизны. Элементы творчества, насыщенные опытом, знаниями, умениями, навыками, способами деятельности (компетенциями), эмоциональным состоянием и личным отношением, начинают присутствовать в каждом действии. Младший школьник как активное, творческое существо, владеющее знаниями о вещах на основе устремлений и проникновения в их сущность [5, с. 142], начинает вносить элементы творчества во всё, что он делает, и этим создает и пересоздает себя как личность, что предполагаемое развитие деятельностного компонента в структуре творческих способностей.
Творческие способности, по исследованиям Л. С. Выготского, обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве [4]. По мнению Е.П. Торренса, креативность как разновидность творчества имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем вновь повышается. Как пишет А.Ю. Шамсутдинова, младшие школьники стоят на втором месте по уровню проявления творчества, уступая взрослым художникам [21].
Чтобы дать ясное толкование понятию «творческие способности», необходимо еще раз обратиться к понятию «творчество».