Фрагмент для ознакомления
2
Изобразительное искусство является той сферой, где каждый человек может найти для себя средство для самовыражения. Детское творчество отличается от взрослого, прежде всего, тем, что оно очень распространенно. Практически каждый ребенок, который начинает свою познавательную деятельность, пытается рисовать, т.е. изобразить либо то, что он видит вокруг себя, либо то, что находится в его воображении. При этом качество и характер рисунка не имеет никакого значения .
Для ребенка процесс изобразительной деятельности характеризуется определенным эмоциональным состоянием, которое обусловлено рядом факторов, в частности :
– сюжетом рисунка, который в данный момент хочет нарисовать ребенок;
– наличием достаточных ресурсов для осуществления изобразительной деятельности;
– общим психическим и физическим состоянием ребенка в процессе изобразительной деятельности;
– удовлетворенностью ребенка результатом изобразительной деятельности;
– реакцией окружающих (особенно взрослых) на результаты изобразительной деятельности ребенка.
В каждом своем рисунке дети реализуют собственные потребности, мотивы, желания, страхи. Они не всегда осознают этого, поскольку все эти аспекты скрыты глубоко в их подсознании и дети не понимают, что рисунок может наглядно показать их другим .
При этом далеко не всегда значение имеет сам сюжет рисунка, иногда только цветовое решение может показать настроение ребенка, особенности его внутреннего мира, отношение к жизни и к окружающим .
Интересно сравнить мнения различных ученых, одни из которых считают, что изобразительная деятельность является одной из разновидностей игры , а другие – спорят с этим мнением, говоря о том, что игра редко имеет константный результат, а рисунок может остаться в материальном мире надолго . Так или иначе, изобразительная деятельность ребенка имеет свою структуру, цель и инструменты.
В Таблице 1.1 представлена стандартная структура изобразительной деятельности детей .
Таблица 1.1
Стандартная структура изобразительной деятельности детей
Фактор, провоцирующий начало изобразительной деятельности
Принятие решения о начале изобразительной деятельности
Выбор места для осуществления изобразительной деятельности
Выбор материалов и инструментов для осуществления изобразительной деятельности
Процесс изобразительной деятельности
Собственная оценка результата изобразительной деятельности
Коррекция результата изобразительной деятельности в случае необходимости
Демонстрация результата изобразительной деятельности окружающим или его сокрытие
Основной целью изобразительной деятельности детей, с точки зрения психологии, является самовыражение и неосознанное стремление расширить свою эмоциональную сферу за счет тех выразительных средств, которые можно использовать в рисунке. В качестве инструментов и материалов для изобразительной деятельности ребенок может выбрать все, что угодно, в зависимости от возраста и уровня развития. Совсем маленькие дети могут рисовать на стенах, на людях, на себе, дети чуть постарше уже выбирают для рисования специально предназначенные для этого предметы и материалы, с приходом в школу дети начинают четко дифференцировать рисование по типам и видам инструментов и материалов .
Зачастую возникают такие ситуации, что для того, чтобы успокоиться или сменить настроение, ребенку нужно просто порисовать. В рисунок он может вложить все негативные эмоции, которыми он заполнен, после чего его настроение меняется и он забывает, чем был расстроен, особенно если его рисунок кажется ему удачным. Поэтому изобразительная деятельность считается одним из лучших средств развития и коррекции эмоциональной сферы личности детей, в том числе и тех, кто начинается учиться в школе и характеризуется рядом психологических новообразований и проблем .
1.2. Педагогические аспекты изучения влияния изобразительного искусства на эмоциональное состояние младших школьников
Начальная школа – это этап образовательного процесса, который начинается в 1 и заканчивается в 4 классе. В постсоветское время начальная школа занимала всего 3 года, и переход на следующий этап обучения осуществлялся в более раннем возрасте. Однако такая система оказалась неплодотворной, а потому образование вернулась к той системе, которая была принята в советское время .
Начальная школа – сложный этап в жизни каждого ребенка, с точки зрения формирования новых психологических образований и трансформации психической деятельности в целом. Поэтому эмоциональная сфера ребенка в этот возрастной период находится в сложном положении – детям тяжело воспринимать новую реальность, они скучают по дому и детскому саду, им сложно адаптироваться к условиям жесткой дисциплины, которая требует самоорганизации, ответственности и дисциплины. В связи с этим, в этот период детям нужна особенная эмоциональная поддержка, а также тот вид деятельности, который благотворно влияет на эмоциональную сферу .
Государственный образовательный стандарт начального образования выдвигает особые требования к развитию эмоциональной сферы каждого младшего школьника, в частности, посредством внедрения в учебный процесс тех видов деятельности, которые развивают позитивные эмоции, повышают уровень учебной мотивации, дают возможность самовыражаться и самореализовываться. Те учебные предметы, которые включают в себя творческий компонент, в полной мере выполняют эти требования .
Отдельное внимание в структуре психолого-педагогической характеристики младших школьников нужно уделить развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы.
В начальное школе эмоциональное возбуждение достигает максимальных пределов. С одной стороны, многое вызывает у них эмоциональный интерес, сенсорные системы работают на максимуме, с другой – интересы быстро меняются, младший школьник с трудом может усидеть на одном месте и 45 минут слушать учителя .
Волевые качества также страдают на этом возрастном этапе, поскольку сильный эмоциональный заряд мешает самоорганизации, дисциплине – учащиеся начальной школы начинают проявлять хулиганское поведение, прогуливать, драться, что, кстати, также выступает результатом агрессивности и повышенной конфликтности, которая зачастую не имеет причин, а служит способом выхода излишней энергии .
Отношения со сверстниками становятся основным институтом социализации младших школьников, одноклассники собираются в группы, выбирают себе вожака, который становится их авторитетом и может направлять их на собственное усмотрение в разные сферы деятельности – если это отличник, то представители его группы будут мотивированы на высокие учебные показатели, если хулиган – на прогулы, драки, вредные привычки, которые также впервые начинают формироваться именно на данной ступени обучения .
Мотивация учащихся начальной школы чаще всего зависит от типа воспитания, социального статуса в классе, особенностей темперамента и отношений с учителем (классным руководителем). В данном случае очень важное значение имеет грамотно выбранный родителями стиль воспитания. В конце младшего школьного возраста категорически не рекомендуется применять в отношении своих детей такие стили воспитания как гипер- или гипоопека .
С педагогической точки зрения, изобразительная деятельность может повысить мотивацию младших школьников к изучению того или иного учебного предмета. Возможность творческой самореализации оказывает позитивное влияние на стремление учащихся начальной школы достигать успеха, а общий позитивный эмоциональный настрой напрямую воздействует на эффективность обучения .
Если учитель и сверстники высоко оценивают результат изобразительной деятельности младшего школьника, у него появляется мотивация совершенствовать свои рисунки, у него появляются положительные эмоции, уверенность в себе, повышается самооценка, может снизиться уровень тревожности, агрессивности, конфликтности. Поэтому применение изобразительной деятельности в рамках изучения различных предметов педагоги считают очень эффективным для улучшения психологического состояния младших школьников .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, И.М., Пригожина, Е.А., Суматохина, И.М. Психические и социальные компоненты личности учащихся начальной школы: теория и методология исследования / И.М. Абрамова, Е.А. Пригожина, И.М. Суматохина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2024. – С. 132–146.
2. Архангельская, А.С., Мутовкина, И.И. Понятие изобразительной деятельности в начальной школе и особенности его реализации в современных социокультурных условиях / А.С. Архангельская, И.И. Мутовкина // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 4. Педагогика и психология. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2024. – С. 50–63.
3. Архипова, Е.А. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса / Е.А. Архипова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/11/18/metodika-diagnostiki-urovnya-shkolnoy-trevozhnosti-fillipsa (дата обращения: 30.11.2024).
4. Буримстрова, Е.В., Мануйлова, Л.М. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся / Е.В. Бурмистрова, Л.М. Мануйлова. – М.: Юрайт, 2024. – 115 с.
5. Винтер, М.С. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии / М.С. Винтер // Арт-талант. – 2020. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/36978-osobennosti-emocionalynoy-sfery-u-detey-mladshego-shkolynogo-vozrasta-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 04.12.2024).
6. Землянская, Е.Н. Педагогика начального образования / Е.Н. Землянская. – М.: Юрайт, 2024. – 251 с.
7. Кладова, Г. Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста / Г. Кладова // МААМ. – 2022. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/izobrazitelnaja-dejatelnost-kak-sredstvo-psihologicheskoi-korekci-trevozhnosti-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html?ysclid=m4bu7nuwqb652760297 (дата обращения: 04.12.2024).
8. Козлова, В.С. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / В.С. Козлова // Актуальные исследования. – 2023. – № 14 (144). – URL: https://apni.ru/article/5949-psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika?ysclid=m3un0myuvi13195741 (дата обращения: 04.12.2024).
9. Косиненко, Е.С. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника / Е.С. Косиненко // Мультиурок. – 2020. – URL: https://multiurok.ru/files/psikhologo-pedagogicheskaia-kharakteristika-mladsh.html?ysclid=m3umlxdj7n542512933 (дата обращения: 30.11.2024).
10. Кривошеева, Е.Н. Методический материал «Роль искусства в формировании личности младшего школьника» / Е.Н. Кривошеева // Мультиурок. – 2023. – URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskii-material-rol-iskusstva-v-formirovani.html (дата обращения: 04.12.2024).
11. Ломова, С.А. Методы, приемы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста / С.А. Ломова // Образование и воспитание. – 2024. – № 1 (47). – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8847/?ysclid=m4bym2qg48682970656 (дата обращения: 04.12.2024).
12. Лушова, Т.В. Образно-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности / Т.В. Лушова // Альманах педагога. – 2023. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1269 (дата обращения: 04.12.2024).
13. Майстренко, А.В. Психологические характеристики обучающихся начальных классов с разным уровнем успеваемости. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / А.В. Майстренко. – СПб.: ЛГУ им А.С. Пушкина, 2021. – 158 с.
14. Марданова, С.С. Восприятие детьми художественных произведений, его воздействие на личность ребенка / С.С. Марданова // Светлана Сергеевна Марданова. Официальный сайт. – 2020. – URL: https://mardanova-vos-cvr.edumsko.ru/articles/post/2559592 (дата обращения: 04.12.2024).
15. Нуриева, А.Р., Шайхутдинова, З.Ш. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы / А.Р. Нуриева, З.Ш. Шайхутдинова // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 98–101.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года (в действ. ред. от 11 декабря 2020 года) // Федеральные государственные стандарты. – 2022. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?ysclid=m3urlbcwtt656009941 (дата обращения: 04.12.2024).
17. Соловьева, А.В. Изобразительная деятельность как средство развития эстетических чувств в младшем школьном возрасте / А.В. Соловьева // Мультиурок. – 2020. – URL: https://multiurok.ru/blog/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-esteticheskikh-chuvstv-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html?ysclid=m4btl18bpr230059493 (дата обращения: 04.12.2024).
18. Сырова, Н.В., Багрянская, Е.С., Хоружко, Е.М. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы учащихся / Н.В. Сырова, Е.С. Багрянская, Е.М. Хоружко // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-uchaschihsya?ysclid=m4bt8rpi81348864208 (дата обращения: 04.12.2024).
19. Федина, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования / Л.В. Федина. – М.: Юрайт, 2024. – 128 с.
20. Фугелова, Т.А. Образовательные программы начальной школы / Т.А. Фугелова. – М.: Юрайт, 2024. – 425 с.