Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время значимыми направлениями деятельности муниципалитета являются благоустройство территорий и озеленение территорий. В современных условиях создаются направления для обеспечения высокого уровня жизни людей, которые также способствуют формированию условий здоровой и комфортной жизни и отдельных лиц, проживающих в городе, районе и селе. Все развитые страны мира обращают внимание на ситуацию в городах и особенно в столицах.
Актуальность разработки и совершенствования государственных программ и проектов в области благоустройства на примере Санкт-Петербурга обусловлена рядом факторов:
1. Повышение привлекательности города для проживания, работы и отдыха. Успешная реализация программ в области благоустройства приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории.
2. Улучшение условий жизни граждан путем создания качественных и современных общественных территорий, формирования новых возможностей для отдыха, занятий спортом, самореализации людей.
3. Формирование системы управления проектами благоустройства территорий. Это позволит спланировать прямые и косвенные последствия вложения бюджетных средств в благоустройство.
Цель исследования: проанализировать государственные программы Санкт-Петербурга как инструмента благоустройства городского хозяйства.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и виды государственных программ и проектов;
описать основные методы и инструменты управления;
провести анализ развития региона/страны в выбранной сфере;
провести анализ федеральных программ и проектов;
проанализировать региональные программы и проекты;
провести анализ и оценку результатов реализации в контексте выявленных проблем в регионе;
разработать рекомендации по улучшению существующих проектов;
определить цели и задачи нового проекта/программы;
провести описание ключевых мероприятий;
провести оценку ресурсов (финансовых, человеческих, материальных);
определить ожидаемые результаты и эффекты.
Объект: благоустройство городского хозяйства. Предмет: государственные программы в сфере благоустройства Санкт-Петербурга
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные теории: институциональная теория, теория общественного выбора. Для решения поставленных задач в работе применялся институциональный подход для анализа государственного регулирования проектного управления.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалы специальных периодических изданий, а также статистические данные Росстата.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы и законодательные акты, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы управления государственными программами и проектами
1.1 Понятие и виды государственных программ и проектов
Государственная программа - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс запланированных мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам реализации, подрядчикам и ресурсам.
Виды государственных программ:
1. Социально ориентированный. Они направлены на решение социальных проблем, развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, предоставление коммунальных услуг, жилья и связи.
2. Инновационный и научно-технический. Они ориентированы на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технического и научно-технического прогресса, создание научно-технических достижений.
3. Инвестиции. Подразумевает осуществление долгосрочных стратегических инвестиций, направленных на обеспечение устойчивости развития, экономического роста и укрепление экономического положения страны и ее территорий на мировом и внутреннем рынках.
4. Экологический. Они предназначены для обеспечения бережного использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и предотвращения ее загрязнения.
5. Программы государственной безопасности. Они обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
Кроме того, по критерию эффективности государственные программы подразделяются на производственные программы, обеспечивающие развитие производства товаров, услуг и работ; ресурсы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных ресурсов, Региональные – призванные обеспечить развитие отдельных территорий государства, охрану окружающей среды регионов и так далее. Маркетинговые, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирующие спрос на них; организационно-управленческие, обеспечивающие трансформацию и совершенствование управления экономикой; внешнеэкономические, которые должны обеспечить развитие внешней торговли, выход российских компаний на мировой рынок 9, с. 71.
Существуют следующие типы планирования:
1. Императивный, обязательный и целенаправленный. В Советском Союзе планирование было централизованным, и существовало единое плановое агентство ГОСПЛАН. Планирование носило императивный характер, и весь ассортимент продукции планировался по принципу «сверху вниз».
2. Индикативное планирование – это рекомендуемая форма государственного планирования для частного сектора экономики. Индикативный план содержит основные показатели количества, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта и инвестиций. Эти планы также включают системы экономического стимулирования, органы прямого и косвенного регулирования доходов, занятости и налогообложения, которые будут направлять участников рынка к достижению их целей. Оно реализуется с помощью рекомендаций, законодательных положений, финансовых и других стимулов. В условиях рыночной экономики такой план обеспечивает компании государственными заказами 5, с. 55.
Зависит от продолжительности (времени) планируемого периода:
1. Долгосрочное планирование (стратегия, прогноз) - планирование на период от 5 лет и более;
2 Среднесрочный план - на период от одного до пяти лет;
3. Краткосрочное планирование:
текущий (годовой, полугодовой, квартальный, месячный план);
оперативное (десять лет, одна неделя, один день, одна смена, один час).
Стадия планирования:
постановка цели;
выбирать, анализировать и оценивать методы для достижения поставленных целей;
план необходимых действий;
подготовить план работы (action plan);
анализ ресурсов;
планируемые версии;
подробный план;
наблюдение за выполнением плана и при необходимости внесение необходимых изменений.
1.2. Основные методы и инструменты управления
Основная функция планирования заключается в формулировании плана действий для системы управления, а затем в формулировании комплекса мер по реализации, который отражается в содержании плана.
К основным методам планирования относятся:
балансовый;
опытно-статистический;
нормативный;
экономико-математический.
Каждый из этих методов включает в себя десятки или даже сотни разновидностей, приемов и методов расчета. Особенностью сбалансированного метода является установление соотношения материалов и затрат в показателях. Обычно используется в виде балансовой таблицы. Примером может служить баланс рабочего времени, производственных мощностей и трудовых ресурсов 13, с. 61.
Особенностью экспериментально-статистических методов является то, что они обращают внимание на фактические результаты, достигнутые в прошлом, и определяют план требуемых показателей на основе метода экстраполяции. Этот метод планирования довольно прост и широко используется при планировочных расчетах. Приемы этого метода хорошо известны: расчет по среднему арифметическому, использование скользящего среднего, экспертный расчет, расчет по проценту годового изменения и т.д. Но у этого метода есть существенный недостаток – плановые показатели будут отражать текущий уровень работы и ее прошлые ошибки.
Экономико-математические методы и модели – суть их в том, что они позволяют тратить меньше времени и денег на поиск количественных выражений взаимосвязей между сложными социально-экономическими, технологическими и другими процессами, опосредованными показателями. В современных условиях практически любой показатель может быть спланирован с использованием экономико-математических методов. Использование этого набора методов помогает устранить субъективизм в планировании и повысить уровень научной эффективности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономических проблем и, как правило, требует экспертной оценки полученных данных. Наиболее распространенными методами в современных условиях являются теория вероятностей (корреляция, регрессия, теория игр), математическое планирование, методы имитационного моделирования, теория графов и др. 8, с. 43.
В настоящее время действуют методические рекомендации по подготовке правил благоустройства населенных пунктов, городского округа, внутригородского района – Приказ Министерства строительства Российской Федерации от 13.04.17 № 711– Пр.7, разработанный в целях методического содействия местным органам в подготовке правил благоустройства населенных пунктов городского и сельского хозяйства, городского округа, внутригородского района. Указанные Методические рекомендации раскрывают понятия «объекты и элементы благоустройства», определяют деятельность в сфере благоустройства территорий и круг участников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172–ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 146, 03.07.2014
3. Агафонова М.С., Богданова Е.Ю. Вопросы совершенствования системы управления жилищно–коммунальным хозяйством в регионах России // Современные наукоемкие технологии. 2024. - № 7–2. – с. 75-81.
4. Валеев А.Р. Контроль эффективности использования государственных средств в жилищно–коммунальном хозяйстве // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2023. – № 2. – с. 42-56.
5. Глазунов С. Управление многоквартирным домом // Проблемы теории и практики управления – 2023. – № 7. – с. 55-41.
6. ЖКХ. Новые правила оказания услуг. Сборник документов. Издательство: КноРус, 2022. – 77 с.
7. Иванов А.Р. Жилищно–коммунальное хозяйство: проблемы и пути их решения // Бизнес в законе. – 2024. – № 6. – с. 51-63.
8. Иванов, А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ [Электронный ресурс] / А.Р. Иванов – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2022. – 200 с.
9. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. и др. Экономика социальной сферы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2024 – 410 с.
10. Игудин А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений//Финансы, 2024. – №10. –с. 43-49.
11. Кирничный В.Ю., Лочан С.А. Программно–целевое управление инновациями в сфере ЖКХ // Экономика образования – 2019. – № 3.– с. 77.
12. Козлова С.Б. Совершенствование бюджетных расходов на жилищно–коммунальное хозяйство в условиях стратегического планирования [текст] / С.Б. Козлова // Финансы и кредит. – М., 2024. – № 20. – с. 54–65
13. Коробко В.И. Экономика многоквартирного дома. Электронное учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2022. – 175 с.
14. Костарева Л.В. Кластерный подход как способ повышения эффективности управления жилищно–коммунальным хозяйством // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. – № 2 (331). – С. 48–49.
15. Кузнецова А.И. Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно–коммунальным хозяйством города // Транспортное дело России. 2019. - № 2. - С. 76–77.
16. Кузьма И.Е. Комплексное и устойчивое развитие территории – новый инвестиционный драйвер или административный барьер? // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. – № 12. – С. 53 – 61.
17. Линев И.В. Государственно–частное партнерство в коммунальном секторе России: монография. – М.: МГАКХиС, 2022. – 203 с.
18. Луценко, Д. В. Управление инвестиционными процессами в жилищно–коммунальном комплексе города: организационно–экономическое регулирование [Электронный ресурс] : монография / Д. В. Луценко, М. В. Привезенцев, М. В. Темников и др.; под ред. М. Ю. Швеца, Н. Л. Карданской. – М. : ЮНИТИ–ДАНА : Закон и право, 2022. – 367 с.
19. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения // Практика муниципального управления. 2022. – № 8. – С. 47 – 56.
20. Октябрьский Р.Д. Управление риском в системах жизнеобеспечения городской застройки: примеры и задачи: учебное пособие. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2024. – 410 с.