Фрагмент для ознакомления
2
В русской классической литературе женские образы часто становились воплощением лучших черт национального характера. Галерея ярких женских типов, созданных А. Н. Островским, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, выразительные героини произведений И. С. Тургенева, пленительные женские портреты И. А. Гончарова – все они составляют важную часть русской литературной традиции. В этом ряду достойное место занимают и замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина. Несмотря на различия в жизненных обстоятельствах, героини произведений русских писателей обладают важной общей чертой. Их объединяет способность любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личности с богатым внутренним миром.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к творчеству И. А. Бунина, который остаётся одной из ключевых фигур в русской литературе. Его произведения продолжают оказывать значительное влияние на развитие отечественной духовной культуры, а также на осмысление универсальных вопросов человеческого существования. Бунинские образы, в особенности женские, отличаются глубокой эмоциональностью и художественной выразительностью, что позволяет по-новому взглянуть на сложный и противоречивый характер человеческой жизни.
Анализ женских образов в цикле «Тёмные аллеи» особенно актуален, поскольку эти новеллы рассматривают тему любви в её самых разнообразных проявлениях. Понимание характерологии и типологии героинь открывает новые аспекты авторского взгляда на любовь, отношения и природу человеческой личности.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу женских образов в «Тёмных аллеях». В работе предпринимается попытка классификации героинь с учётом их психологической и социальной типологии, а также раскрывается связь между художественными средствами Бунина и его философским осмыслением любви. Исследование акцентирует внимание на том, как через женские образы писатель выражает свои размышления о гармонии, трагедии и многогранности человеческих чувств, что вносит вклад в дальнейшее изучение бунинской эстетики и прозы.
Творчество И. А. Бунина – важное явление в русской литературе XX века. Его проза отличалась лиричностью, глубоким психологизмом и философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов, которые стали важной частью его литературного наследия.
Женщина в рассказах Бунина прежде всего – это любящая личность. Писатель особенно восхищается материнской любовью, утверждая, что это чувство не угасает при любых обстоятельствах. Оно не боится смерти, преодолевает болезни и иногда превращает обычную человеческую жизнь в подвиг .
Для И.А. Бунина характерно раскрытие в женском образе черт близких идеальному воплощению женственности эпохи «серебряного века». Мотив загадочности, непорочной красоты, определяющий неземную сущность бунинских героинь рассматривается автором в соприкосновении событий иного мира и повседневной жизни. Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере.
Ряд исследователей уверены, что основное внимание писателя направленно именно на представительниц прекрасного пола: их внешность разнообразна, но некоторые черты все же оказываются схожими. Женские образы, созданные Буниным, прекрасны, гармоничны и естественны. Они не раз становились объектом исследования ученых. Так свой вклад в рассмотрение женских образов внесли такие исследователи, как И. П. Карпов, О. В. Рубнева, М. Блинкина-Мельник, Л. С, Лул, Р. Саркисян.
Научная новизна исследования. Проблема создания женских образов в произведениях И.А. Бунина до сих пор подробному систематическому исследованию не подвергалась. В настоящее время нет даже отдельных работ на эту тему. В ряде работ, посвященных творчеству И.А. Бунина, авторы частично затрагивают названную проблему, используя различные научные подходы к ней – биографический, литературоведческий. В работах М. Штерна , О. Сливицкой , Э. Сафроновой , О. Егоровой и других литературоведов освещаются некоторые аспекты образного мира творчества писателя. Мы попытались обобщить и систематизировать имеющийся материал, а также провести комплексный анализ женских образов цикла «Темные аллеи» в контексте творчества И. А. Бунина.
Объектом исследования являются рассказы И. А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи».
Предметом исследования выступает художественная характерология и типология женских персонажей, а также их роль в раскрытии идейно-тематической структуры произведений.
Целью работы является исследование художественной характерологии и типологии женских образов в произведениях И. А. Бунина.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить и творчески осмыслить критические и литературоведческие работы, затрагивающие данную тему в творчестве И. А. Бунина, обобщить разрозненные материалы по проблеме;
2. выявить художественные функции женских образов в цикле «Тёмные аллеи»;
3. рассмотреть основные типы женских персонажей и их характерологические особенности;
4. проанализировать символическое значение женских образов в контексте общей тематики цикла.
Методами исследования являются литературоведческий анализ, элементы сравнительного и психологического подходов, а также структурный анализ художественного текста.
Работа опирается на произведения И. А. Бунина, критическую литературу, посвящённую его творчеству, и исследования по теории литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, которой включает 25 источников.
Изучение жизни и творчества И.А. Бунина продолжается уже много десятилетий, но особо крупные свершения произошли в самые последние годы, в преддверии 150-летия со дня рождения нобелевского лауреата. Появилась наконец библиография его книг и публикаций в периодике , начали выходить тома писем , «Летописи жизни и творчества» , выпуски специального издания, целиком посвященного И.А. Бунину , вышло научное издание поэзии в серии «Библиотека поэта» , готовится к выходу новый фундаментальный, в четырех книгах, том архивных материалов в серии «Литературное наследство», а также научные издания в серии «Литературные памятники». Однако стоит отметить тот факт, что в 1965 году начало выходить наиболее полное собрание сочинений И. А. Бунина, включающее эмигрантскую прозу, в девяти томах под редакцией А. Т. Твардовского. В своей вступительной статье к первому тому Твардовский неоднозначно оценивал творчество писателя, особенно более поздние произведения. Он отмечал, что «тема любви, несмотря на мастерство и отточенность стиля, иногда приобретает у Бунина слишком прямолинейно чувственный характер, выступая в виде эротических мечтаний старости». Особенно критическим был редактор в отношении «Тёмных аллей», которые, по его мнению, затрагивают темы, далекие от реальности. Твардовский также подчеркивал остроту восприятия природы в прозе Бунина, акцентируя внимание на его способности передавать малейшие изменения в окружающем мире через зрение, слух и обоняние. Он уделял особое внимание «музыке прозаического письма» Бунина, которая делает его творчество уникальным. Твардовский называл Бунина «последним по времени классиком», подчеркивая, что он был «сосредоточенно и углубленно думающим художником» .
В диссертационном исследовании Р. В. Акимова «Книга любви “Тёмные аллеи” как итоговое произведение И. А. Бунина (проблемы жанра, стиля, поэтики)» анализируются взаимосвязи творчества И. А. Бунина с идеями русских философов, а также с эстетическими поисками поэтов и писателей Серебряного века. Автор определяет место «Тёмных аллей» в литературе и культуре русского Зарубежья, уделяя особое внимание «метафизике любви», которая является одной из ключевых тем цикла. Кроме того, в исследовании поднимаются вопросы жанровой принадлежности, стиля и поэтики. Акимов делает вывод о том, что стилевая доминанта произведений Бунина заключается во взаимосвязи лирического и эпического начала, а также взаимодействии слова и музыкального звучания.
Диссертация И. В. Кирилловой «Феномен финальной книги в русской прозе XX века» посвящена изучению связи между биографией писателя и его итоговыми произведениями. Автор исследует особенности жанровой типологии финальных книг, выделяет их отличительные черты и проводит анализ ряда произведений, включая «Тёмные аллеи» И. А. Бунина.
Тема любви занимает центральное место в творчестве Бунина, позволяя писателю соединить внутренний мир человека с явлениями внешней жизни и требованиями общества. Бунин писал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена». Его цикл «Тёмные аллеи» (1937–1949), который считается вершиной творчества писателя, с момента своего появления вызывает неизменный интерес. В первые годы после публикации цикл активно обсуждался в эмигрантских изданиях (статьи И. Ильина, В. Вильгинского, Ю. Иваска, М. Крепса, Ю. Сазоновой, Ф. Степуна, Ю. Трубецкого и др.), а в 1990-е годы стал объектом пристального внимания отечественного литературоведения.
Последние полвека в литературоведении в рамках исследования творчества Бунина активно изучалась проблема художественного единства «Темных аллей». Например, в своей книге В. Н. Афанасьев комплексно рассмотрел «большой и сложный творческий путь выдающегося русского писателя» , естественно, в том числе и «последнее значительное слово Бунина-прозаика» – сборник любовных рассказов «Темные аллеи». Исследователь разделил все рассказы на две группы: в первой описывается «всепоглощающая» и «одухотворенная» любовь, а во второй– «чувственная» и «плотская». С точки зрения В. Н. Афанасьева, рассказы, в которых Бунин описывает чувственное влечение, «нельзя отнести к лучшим достижениям Бунина как художника» . Н. П. Смирнов в своей статье назвал Бунина «писателем редчайшего таланта, исключительной искренности» . По замечанию исследователя, «рассказы о любви из сборника “Темные аллеи” показывают и раскрывают извечное, необоримое и зачастую трагическое чувство во всей его психологической сложности» .
Одной из главных нерешённых проблем остаётся жанровая природа «Тёмных аллей». Произведение называют то книгой рассказов, то сборником, то циклом, то «единством более высокого порядка». Жанровое своеобразие этой «книги итогов» до сих пор остаётся не полностью осмысленным, что подогревает интерес исследователей и читателей.
Творчество Ивана Алексеевича Бунина, одного из выдающихся мастеров русской прозы, продолжает привлекать внимание исследователей благодаря своей глубокой психологичности и уникальному художественному стилю. Особое место в его наследии занимает цикл рассказов «Тёмные аллеи», который является одним из самых ярких произведений на тему любви в русской литературе. В центре повествования цикла – тонкое изображение человеческих чувств, с их многогранностью, трагизмом и драматизмом.
Образы женщин в этом цикле играют ключевую роль, выступая не только объектами любви, но и сложными, противоречивыми личностями, раскрывающимися через призму авторского восприятия и реакции других персонажей. Бунин показывает их внутренний мир с редкой выразительностью, что позволяет говорить о богатстве типологических и характерологических особенностей женских героинь.
«Темные аллеи» поистине можно назвать «энциклопедией любви». В произведениях цикла Бунин исследует самые различные моменты и оттенки отношений между двумя людьми. Его привлекают не только поэтичные и возвышенные переживания («Руся», «Натали»), но и противоречивые и странные чувства («Муза»), заурядные влечения и эмоции («Кума», «Начало»), а также низменные, животные проявления страсти, инстинкта («Барышня Клара», «Гость»). Однако главным образом его интересует настоящая земная любовь, гармония между «землей» и «небом».
Бунин работал над рассказами, составляющими сборник «Темные аллеи», с 1937 по 1944 годы, спустя несколько лет после получения Нобелевской премии по литературе. В это время он жил во Франции с женой, В. Н. Буниной, в Грассе, периодически принимая у себя друзей семьи. Жизнь писателя была непростой, не только из-за войны, но и из-за испорченных отношений с его подругой Г. Н. Кузнецовой, которые стали напряженными после 1933 года. Из материалов, которые дошли до нас, очевидно, что Бунин долго страдал от этого разрыва. В дневниковых записях с 1935 по 1944 годы он часто упоминает Галину Кузнецову, и все эти записи наполнены горечью. За 1935 год нам известны только три записи Бунина, и все они касаются этой женщины. В записи от 8 марта: «Разговор с Г. Я ей: «Наша душевная близость кончена». И ухом не повела» . Через три месяца (в записи от 6 июля) он снова пишет слова, полные боли: «Без конца длится страшно тяжелое для меня время» . Далее, в записи от 15 августа: «Ужасные мысли о ней. Если буду жив, вдруг могу остаться совсем один в мире» . Год спустя, 9 мая 1936 года, Бунин написал: «Она в Берлине. Чудовищно провел 2 года! И разорился от этой страшной и гадкой жизни» . На самом деле дневник писателя за 1936 год, по замечанию Е. Р. Пономарева, «полон тоской и болью по Гале, воспоминаниями счастливых дней, острым чувством собственного унижения и горечи» . Как Бунин написал 7 июня, «главное – тяжкое чувство обиды, подлого оскорбления – и собственного постыдного поведения. Собственно, уже два года болен душевно, – душевно больной» . В записи от 18 декабря 1941 года он снова рассуждает об отношениях Г. Н. Кузнецовой: «На душе осталась грусть – не о чем было говорить, совсем, совсем чужие» . Эта же тема возникает и в записи от 18 апреля 1942 года: «...и все тоска, боль воспоминаний о несчастных веснах 24, 35 годов, как отравила она (Г.) мне жизнь – и до сих пор еще отправляет! 15 лет! Все еще ничего не делаю – слабость, безволие – очень подорвалось здоровье!» Как отмечает Е. Р. Пономарев, в дневнике Бунина за 1942 год «…как и при первом ее уходе, чередуются мучительные воспоминания, злость и жалость к ней» .
Таким образом, сборник «Темные аллеи» Бунин написал в чрезвычайно тяжелое для него время, о чем свидетельствует и его жена. По ее словам, рассказы «Темных аллей» появились отчасти потому, что «хотелось уйти во время войны в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем и так далее» ; «...мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое...» . Вполне вероятно, что трагический разрыв Бунина с Галей Кузнецовой тоже стал для него тем «непереносимым», от чего хотелось сбежать в творчество.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гречнев В.Я. Цикл рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи»: (психологические заметки) // Русская литература. 1996. № 3. С. 226–235
2. Аксенова В. Изучение лирики Ивана Бунина в 5-11-х классах. URL: http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200300403 (дата обращения: 28.11.2024)
3. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества М.: Просвещение, 1966. - 384 с.
4. Афанасьев В. Н. И. А. Бунин : очерк творчества / В. Н. Афанасьев. - М. : Просвещение, 1966. – 384 с.
5. Бабореко А. К. Бунин : жизнеописание / Александр Бабореко. - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 2009. - 455 с
6. Безелянский Ю. Н. 99 Имен Серебряного века. М.: Эксмо, 2009. - С. 92-98.
7. Благасова Г.М. Двуединое начало в бунинской концепции любви "Темные аллеи" // Творчество И.А. Бунина и русская литература XX века Белгород: издательство Белгородского университета, 2010.
8. Богданова И.Г. Проблемы временного поля и памяти героев эротической прозы И.А. Бунина ("Руся", "Таня", "Кума", "Начало") // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX в. Белгород: издательство Белгородского университета, 2010. – с. 22-26
9. Богданова О.Ю. Бунин в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2010. - 300 с.
10. Бунин И. А. Темные аллеи: [Рассказы] / И. А. Бунин. - Paris : Zeluck, 1946. - 324 с.;
11. Волков, А. А. Проза Ивана Бунина / А. Волков. - Москва : Московский рабочий, 1969. - 448 с.
12. Вязова Е.С. Желтый цвет: от декаданса до авангарда // Символизм в авангарде: сб. материалов / Ин-т искусствознания РАН, Комис. по изучению искусства авангарда 1910-1920-х годов. М., 2003. С. 69-82.
13. Горелов, А. Е. Три судьбы : Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин / А. Е. Горелов. - Москва : Советский писатель, 1980. – 622 с.
14. Демиденко Ю. «Надену я желтую блузу…» // Авангардное поведение: сб. материалов науч. конф. Хармс-фестиваля 4 в Санкт-Петербурге. СПб., 1998. С. 65-76.
15. Егорова, О.Г. Единство в многообразии (О книге И.Бунина «Темные аллеи»): Монография Текст. / О.Г. Егорова. Астрахань: Изд-во Астрах, гос. пед. ун-та, 2002. - 143 с.
16. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. Мюнхен, 1959. – 196 с.
17. Михайлов, О. Н. Иван Алексеевич Бунин : очерк творчества / О. Н. Михайлов. - Москва : Наука, 1967. - 174 с.
18. Нинов, А. А. М. Горький и Ив. Бунин : история отношений : проблемы творчества / А. А. Нинов. - Ленинград : Советский писатель, 1973. - 567 с.
19. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2007.
20. Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе / Бунин И.А. Рассказы. - М.: Правда, 1983.
21. Сафронова Э. И.А.Бунин и русский модернизм (1910-ые гг.) / Элеонора Сафронова; Вильнюс. ун-т. Каф. слав. лит. – Вильнюс : Б.и., 2000. – 153 с.
22. Сливицкая, О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина Текст. / О.В. Сливицкая. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2004. - 270 с.
23. Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин : жизнь и творчество : книга для учителя / Л. А. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. – 191 с.
24. Сухих И. Русская любовь в темных аллеях /И. Сухих // Звезда. – 2011. - №2. – С. 219 - 228.
25. Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии. Проза И.А.Бунина 1930-1940-х гг. Монография Текст. / М.С. Штерн Омск: ОмГПУ, 1997. - 240 с.