Фрагмент для ознакомления
2
Особенности пейзажа в литературе различны и определяются литературным направлением, целями автора и контекстом произведения. Рассмотрим некоторые ключевые аспекты:
Фоновая функция. Пейзаж служит фоном для главного действия, помогая создать атмосферу и временные рамки события.
Символическая функция. Пейзажи часто используются для символического отражения эмоций и внутреннего мира персонажа.
Композиционная функция. Пейзажи могут играть определенную роль в структурировании произведения, например, разделяя части текста или подчеркивая определенные моменты истории.
Тематическая функция. В некоторых произведениях пейзаж становится центральной темой, на которой строится весь текст.
Давайте обратимся к классике, рассмотрим несколько примеров пейзажей из разных произведений и проанализируем их роль.
Таблица 1. Примеры функции пейзажей в произведениях
Произведение Автор Роль пейзажа
«Евгений Онегин» Александр Пушкин Пейзажи отражают внутренние переживания персонажей и служат фоном для развития отношений.
«Мёртвые души» Николай Гоголь Описания природы создают иронический контраст с пороками персонажей и общества.
«Обломов» Иван Гончаров Пейзажи деревни символизируют утраченный идеал и контрастируют с жизнью персонажа в городе
«Война и мир» Лев Толстой Пейзажи подчеркивают красоту и устойчивость русской земли в контрасте с войной
1.2. Роль пейзажа в художественном произведении
Пейзаж (описание ландшафта) - один из важнейших элементов произведения искусства, который обеспечивает восприятие всей художественной реальности и участвует в создании целостной структуры всего произведения. Сегодня идет постоянное изучение закономерностей построения художественных текстов, в том числе особенностей, описывающих окружающий мир в художественном понимании
В конце XVII века – начале XVIII века понятие "природа" было одним из центральных во всех сферах культуры и науки. Это связано не только с развитием самой науки, но и с новым отношением человека к окружающей его действительности.
Использование писателем пейзажных изображений всегда обогащает произведение художественным, идеологическим и стилистическим языком. В любом произведении искусства пейзаж может выполнять самые разные функции: он считается незаменимым для яркого и интересного описания ситуации, в которой происходит то или иное действие, для тонкого психологического анализа состояния персонажа, для усиления живописности любого события в произведении. Пейзаж всегда является средством создания определенной атмосферы в произведении искусства. Он помогает читателю лучше, ярче и красочнее представить изображение, а также место действия, созданное автором.
Писатели очень часто встречают в своих произведениях описания пейзажей. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий.
Пейзаж является одним из значимых элементов литературных произведений, это зависит от стиля автора, литературного направления (современности), с которым он связан, метода писателя, типа и жанра произведения.
Как отмечает Л. М. Крупчанов, пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения выполняет многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), метода писателя, а также рода и жанра произведения.
Действительно, в художественном произведении картины природы появляются неслучайно и всегда несут значительную смысловую нагрузку, обычно выступая либо в качестве эмоционально насыщенного фона разворачивающихся действий, либо как форма отражения внутреннего мира автора или персонажа. Однако этим перечень выполняемых пейзажем в структуре литературного произведения функций не исчерпывается. Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции пейзажа .
Большинство исследователей считают, что психологическая функция является основной функцией пейзажа в литературных произведениях. Эта точка зрения кажется вполне обоснованной, поскольку пейзаж по своей природе ориентирован на человека и выступает не как цель, а как средство характеристики его состояния и характера.
Умело созданный пейзаж передает душевное состояние героя, в какой-то степени позволяет ему понять свой внутренний мир и эмоционально прочувствовать те эмоции, которые он испытывает. Кроме того, пейзаж может оказывать психологическое воздействие на читателя и настраивать его на определенную волну эмоционального восприятия художественного текста. Одной из главных особенностей пейзажа является хронотопическая функция, которая показывает место и время действия, а также обстановку действия.
В данном случае пейзаж служит своеобразным ориентиром для читателя, благодаря которому можно наглядно представить, когда и где разворачиваются описываемые события.
Функции развития действия или мотивация сюжета, заключаются в том факте, что природа, в частности погодные явления, отраженные в описании ландшафта, потенциально могут направлять развитие сюжета в ту или иную сторону, выступая поворотным моментом в история, мотивирующая персонажа к тому или иному действию .
Пейзаж также может на некоторое время прервать повествование, позволяя читателю поразмыслить над событиями, происходящими в произведении, и осознать его глубину и важность
Пейзаж может служить кульминационным акцентом. Такие черты свойственны пейзажам, которые вводятся в текст в самые торжественные и важные моменты, тем самым придавая оригинальность композиции произведения.
Пейзаж часто служит формой существования автора. Являясь продуктом субъективного творчества, пейзаж должен выражать позицию автора, его отношение к происходящему, его оценку разворачивающихся событий.
Идеологическая и художественная функция пейзажа заключается в выражении философских, социальных, эстетических и этических взглядов. Пейзаж как полноценный компонент произведения участвует в раскрытии его тематического и идеологического содержания. Созерцание и вдумчивый анализ видов природы побуждает автора и его персонажей размышлять о различных аспектах природы и их взаимосвязи с человеком.
Таким образом, предметом обсуждения могут быть роль природы в жизни человека, первопричины возникновения природы, взаимосвязь между жизнью и смертью, проблемы природопользования и охраны природы, законы взаимоотношений природы и человека в окружающей среде и т.д.
По мысли С.В. Зеленцовой, подобные рассуждения касаются не только системы самовыражения автора и персонажа, мировоззрения, но и идейного и художественного уровня произведения в целом.
Умение создавать национальный колорит очень важно для идентичности страны, потому что пейзаж в редких случаях носит максимально абстрактный характер и, как правило, изображает вид определенной географической области .
Стоит отметить, что художественное воспроизведение природных особенностей, свойственных тому или иному региону, становится выражением патриотических чувств. Также необходимо подчеркнуть эстетическую функцию ландшафта. Она заключается в отражении глобальных представлений обо всем природном мире. Это всегда считалось мерилом ценностей и категорий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акбаров О. А., Джагаспанян Р. Н., Исмаилов Р. С. Функция образа природы как объект филологического исследования //Вопросы кульутрологии – 2022. – Т. 2. – №. 24. – С. 195-200.
2. Арустамова А. А. Художественный мир романа Б. Пастернака" Доктор Живаго" //Литературное краеведение в школе. – 2018. – С. 160-177.
3. Балахнина В. Ю. Семантика и трансформации природных символов в романе БЛ Пастернака" Доктор Живаго" //Вопросы культурологии. – 2009. – №. 4. – С. 87-90.
4. БЕЛОВА В. И. Лиричность пейзажа в творчестве //Славянские Чтения. – С. 79.
5. Бондарчук Е. М. Пейзажи в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" //Провинциальные страницы жизни…. – 2015. – С. 120-124.
6. Власов А. С. Синтез поэзии и прозы в романе БЛ Пастернака «Доктор Живаго» : дис. – Кострома, 2002, 2002.
7. Воронин Р. А. К вопросу о понятии пейзажа в литературе //Научный альманах. – 2018. – №. 12-2. – С. 226-228.
8. Воронин, Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р. А. Воронин. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/ (дата обращения: 29.11.2024).
9. Вэньяо Ц. Функциональные особенности образа дороги в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». – 2017.
10. Гаврилина О. В. Пейзаж-чувство природы-натурфилософия в художественной литературе: основные аспекты изучения //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2009. – №. 3. – С. 30-37.
11. Ди С. Образ Москвы в романе Б. Пастернака" Доктор Живаго" //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2022. – №. 1. – С. 166-174.
12. Лидер О. И. История пейзажа и первые эксперименты с пейзажем в русской литературе //Наука через призму времени. – 2019. – №. 12. – С. 96-97.
13. Лукашова В. Э. К типологии пейзажа в прозе русских писателей XVIII-XX веков //Слово. Словесность. Словесник. – 2023. – С. 50-53.
14. Медкова Е. С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели //Педагогика искусства. – 2009. – №. 1. – С. 172-183.
15. Пастернак Б.Л. (1890–1960). Доктор Живаго : роман-эпопея : [16+] / Борис Леонидович Пастернак. — Москва : НЭБ Свет, 2020.
16. Скоропадская А. А. Образы леса и сада в поэтике романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» : дис. – Петрозаводск : дис.... канд. филол. наук, 2006.
17. Сяося Д. Образы природы и их символическое значение в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»(на материале пейзажных фрагментов частей 3-«Ёлка у Свентицких» и 14-«Разлука») //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2011. – №. 4. – С. 5-11.
18. Сяося Д. Образ рябины в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2012. – №. 4. – С. 163-169.
19. Таркан Н. Е. Символика природы в прозе Б. Пастернака («Доктор Живаго»). – 2020. – С. 89-92
20. Хворова Л. Е., Ли Ц. Пейзаж в русской литературе. Штрихи к исследованию //Общественные науки. – 2017. – №. 6. – С. 397-406.
21. Холодяков И. В. Роман БЛ Пастернака" Доктор Живаго": возможные пути прочтения в школе //Литература в школе. – 2013. – №. 1. – С. 13-17.
22. Шаламов В.Т.. Несколько замечаний к воспоминаниям Эренбурга о Пастернаке / В. Т. Шаламов // Б.Л. Пастернак: pro et contra: Б.Л. Пастернак в советской, эмигрантской, российской литературной критике: Антология / Составители Е. В. Пастернак, М. А. Рашковская, А. Ю. Сергеева-Клятис . – СПб. : Русская Христианская гуманитарная академия (РХГА). - Т.2 : . / Ред. тома Д. К. Бурлака ; Предисловие от изд-ля . – СПб. : Русская Христианская гуманитарная академия (РХГА), 2013 . – 657-665