Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в современном обществе, предусматривают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие независимой, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, научные исследования и педагогический опыт ориентированы на необходимость формирования личности, способной самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Развитие приемов и связанных с ними навыков умственной деятельности и учебной работы у учащихся невозможно без целенаправленной деятельности учителя. Работа учащихся с источниками знаний, прежде всего с фрагментами текста, занимает в этом процессе большое место. Формирование навыков работы с текстами как источником знаний является одной из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает перед учащимися возможность глубокого понимания ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов умственной деятельности и учебной работы.
Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью повышения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. Одним из важнейших направлений практического управления качеством социально-научного образования является процесс овладения учащимися общими и специальными навыками. К сожалению, переход к концентрической структуре образования в области социальных наук привел к нехватке учебного времени для формирования информационных и интеллектуальных педагогических навыков как в основной, так и в средней школе. И в их отсутствие среди школьников сложно говорить о качестве преподавания истории. Между тем учитель в состоянии справиться с этим важным процессом. Исторический источник - одно из основных средств, используемых на уроках истории в общеобразовательной школе. Однако его значение в методологической науке и практике до сих пор четко не определено. Актуальность изучаемого предмета подчеркивается тем фактом, что сегодняшние студенты являются активными участниками общественной жизни завтрашнего дня. По этой причине важно, чтобы учитель истории мог использовать образовательный потенциал исторического источника для формирования мировоззрения своих учеников.
Объект исследования: формирование предметных умений в процессе обучения истории.
Предмет исследования: процесс формирования умений работы с историческими источниками на уроках истории.
Цель курсового проекта – проанализировать использование исторических источников и архивов в учебном процессе.
Задачи курсового проекта:
1) уточнить понятие исторических источников в учебном процессе;
2) рассмотреть навыки работы с историческими источниками в учебном процессе;
3) исследовать особенности работы с историческими документами;
4) проанализировать особенности работы с историческими источниками;
5) описать направления работы с отдельными видами исторических источников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в работе материал впоследствии может быть использован при изучении темы исследования. Обучающее воздействие исторических материалов зависит не только от их содержания, но и от стиля и выраженных эмоций. Источники значительно расширили объем социальной информации, усваиваемой учащимися, и, что не менее важно, стали основой для развития познавательной деятельности школьников. Работа с историческими материалами учит вас думать, рассуждать, извлекать информацию и замечать характерные черты отдаленного исторического периода. Самостоятельный анализ исторических материалов требует от студентов поиска и критического осмысления информации, что помогает сформировать у них базовые исследовательские навыки.
В курсовом проекте используются следующие методы: компаративный анализ источников, классификация, синтез.
Информационная база курсового проекта включает учебные пособия, периодические издания по теме исследования.
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Исторические источники в учебном процессе — это всё, что создал человек на протяжении своего существования, включая результаты взаимодействия с окружающей средой. В частности, к ним относятся предметы материальной культуры, обряды, обычаи, а также памятники письменности (документы) 11.
Использование исторических источников в обучении позволяет:
сделать изложение материала наглядным (проиллюстрировать конкретными примерами и фактами теоретические положения);
дать возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи;
научить мыслить, рассуждать, анализировать информацию.
История, как и все другие науки, решает свою задачу, то есть на основе изучения определенных исторических фактов воспроизводит прошлое человеческого общества со всей его спецификой и многообразием. Особенностью исторической науки по сравнению с естественными науками является то, что конкретные события и явления, которые она изучает, не подходят для прямого экспериментального исследования. После того как они появляются, они сразу же становятся достоянием прошлого, а условия, при которых они возникают, настолько своеобразны, что искусственно воссоздать их практически невозможно.
Конкретные исторические факты, которые ложатся в основу конкретных научных фактов работы историков, дошли до нас в виде остатков орудий и методов труда людей прошлых эпох. Предметов их быта, архитектурных сооружений, а также былин, песен, легенд, пословиц и даже языка народа они принесли информацию о прошлом человеческого общества. В частности, большое количество исторических фактов отражено в составе письменных памятников в виде законодательства, государственных и частных актов, новостей и произведений искусства. Все эти формы, в которых до нас дошли факты прошлого, мы называем историческими источниками. Однако даже крупнейший представитель источниковедения в области интерпретации исторических источников в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков не превзошел ее идеи как материала, отражающего сознание автора источника или функцию исторического мышления. Исходя из вышеизложенного, эти авторы не рассматривают исторический источник как материал, отражающий сознание автора источника или современное историческое мышление.
В современных исследованиях считается, что понятие исторического источника имеет три самостоятельных значения, в частности: в узком смысле этого слова это «письменный памятник, документ, на котором основан научно-исследовательский институт».
В самом широком смысле - то, что «предоставляет, передает какую-либо информацию»; с точки зрения рассматриваемого предмета – «любая система, которая производит информацию или содержит информацию, предназначенную для передачи, а также научные документы или публикации» 11.
Поэтому традиционно историческими источниками можно считать все продукты человеческой деятельности, содержащиеся в единстве непосредственного отражения, чтобы донести до нас факты о реальных событиях жизни и доказать естественное историческое развитие общества. Но необходимо также учитывать тот факт, что в большинстве случаев создатели источника не учли много информации о современных событиях, которая могла бы понадобиться их потомкам. Появление определенных документов вызвано потребностями жизни, и их содержание отражает жизнь таким образом, который важен для их создателей. По мнению автора документа, многое из того, что казалось важным, может не иметь никакого серьезного значения для историков. Из всего этого видно, что каждый отдельный источник требует углубленного, отдельного исследования. На этой основе можно определить степень его достоверности, точность предоставляемой им информации и возможность ее использования в исторических исследованиях. Однако теоретические аргументы, которые мы выдвигаем, полностью отражают один аспект, а именно определение источника, основанное на его теоретическом содержании и основных характеристиках. Мы рассматриваем исторические источники как методологический прием, необходимый для изучения истории, и как метод преподавания 1.
Историки особенно часто обращаются за помощью к архивам, поскольку большинство исторических исследований основано на архивных документах. В архивах хранятся результаты работы людей и их практический опыт. Важность архивных материалов в восстановлении первоначального облика памятников архитектуры и искусства трудно переоценить. Архивные документы играют важную роль в организации спектаклей и кинофильмов, а также в организации музейных выставок. Национальный архив - это научно-исследовательское учреждение. Их основной задачей является осуществление практической и теоретической деятельности в сфере бизнеса. В связи с этим архивы выполняют множество функций, и их основными функциями являются следующие:
сбор, сохранение и учет документов;
анализ научной и практической ценности документов;
научно-техническая обработка документов;
создание научно-справочных материалов для архивов;
организация использования документов в научных, политических и практических целях, а также для архивной, археологической и вспомогательной историко-исследовательской работы.
Существует значительный перечень исторических материалов и классификация литературы. Поэтому исследователи Вяземский и Стрелова предложили следующие варианты:
1. Документы национального характера: письма, указы, распоряжения, законы, выступления политиков, соглашения о национальных мероприятиях и т.д.
2. Международные исторические документы: международные договоры, соглашения, протоколы, деловые письма и т.д.
3. Документы, связанные с политической борьбой: планы, декларации, выступления политиков, декларации-деклараций, и т.д.
4. Исторические документы: хроники, хроникосюжеты, хроникальный справочник, исторические труды и т.д.
5. Личные документы: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
6. Документы литературных жанров, как исторические памятники своего времени: проза, поэзия, драма, эпос, мифология, песни, сатира, крылатые фразы и т.д.
Особое внимание следует уделить отбору исторических материалов в рамках курса. Очень важно, чтобы выбранные источники могли отражать разные точки зрения на один и тот же рассматриваемый вопрос. Этот метод поможет учащимся сформировать собственное мнение по вопросам, поднимаемым на занятии. Основываясь на информации, собранной исследователями, можно определить, что учителя истории должны соблюдать следующие требования при отборе исторических документов для урока 3.
Исторический документ должен соответствовать целям и задачам преподавания истории; документ должен отражать основные и наиболее характерные факты и события того времени; органично сочетаться с учебными материалами, способствовать усвоению исторических знаний и давать возможность учащимся решать познавательные задачи и задания.
Содержание отобранных материалов должно быть открытым для учащихся с точки зрения подбора материала и его количества, а также должно быть интересным. Источник должен включать ежедневные и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение и конкретизировать взгляды учащихся на определенные события, явления и процессы, которые оказывают определенное влияние на них.
Исторический документ должен обладать рядом преимуществ, и эти преимущества также будут подчеркнуты перед учащимися, чтобы учащиеся могли лучше запомнить автора и название документа. Отобранные материалы также должны обладать литературными и научными достоинствами и обеспечивать достаточную информативность для развития познавательной самостоятельности и интереса 2.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование заданий в курсах истории с учетом использования и исследования исторических материалов и документов повлияет на развитие познавательных способностей учащихся, способность анализировать, делать выводы и сравнивать тексты документов. В то же время работа с историческими источниками будет включать в себя исследовательскую роль и ориентирована на творческий и поисковый уровень познавательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с.
2. Методика обучения и воспитания по истории : учебное пособие / составители А. С. Трусова, И. В. Сидорова. — Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2019. — 72 с.
3. Методика обучения истории: трудные вопросы истории России : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с.
4. Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 474 с.
5. Методика преподавания истории [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / В. В. Белослудцева ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. –88 с.
6. Набатова, О. Г. История России XVIII века. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.
7. Набатова, О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 382 с.
8. Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 1 : практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 371 с.
9. Новейшая история России: преподавание в школе: учебное пособие / Ю. А. Никифоров, Е. Е. Вяземский, А. Н. Иоффе; под ред. В. Д. Нечаева; МГГУ им. М. А. Шолохова. - Москва : Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013 - 384 с.
10. Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории : учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с.
11. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ - начала ХХ вв. : монография / М. Т. Студеникин - Москва : Прометей, 2016. - 236 с.
12. Сычева, Т. А. Методика преподавания истории и обществознания : учебное пособие / Т. А. Сычева. — Кемерово : КемГУ, 2014. — 107 с.
13. Татаренко, А. А. Применение исторических источников на уроках, их классификация и значение / А. А. Татаренко // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 60-62.
14. Чумакова, А. С. Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы : учебное пособие / А. С. Чумакова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 48 с.
15. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 433 с.