Фрагмент для ознакомления
2
На практике процесса ненационализации достаточно для приватизации, которая проводится в популярной форме: продажа предприятий в частные руки, работники этих предприятий или общественность покупают акции государственных предприятий, сдают их в аренду и т.д.
Все меры, принятые в рамках ненационализации, обеспечили изменение соотношения между этими двумя секторами - государственный и частный секторы отдают предпочтение последнему.
История становления государственного сектора, взгляды на его деятельность и ее масштабы в разных странах различны и порой противоречивы: в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве сильна антигосударственная тенденция, основанная на принципе индивидуализма; во Франции - тенденция к усилению государства. роль государства и государственного сектора является объективным требованием, обусловленным необходимостью повышения экономической эффективности 8.
Содержание государственного сектора включает в себя:
экономические ресурсы страны;
организации, которые регулируют экономику через государство (организации в области национальных производственных предприятий, управления, здравоохранения, образования, национальной обороны и национальных земель);
государственные финансы (государственный бюджет).
Задачи государственного сектора включают в себя:
обеспечить экономическое развитие страны;
внешнеэкономический надзор;
повышение инвестиционной привлекательности;
поддерживать и стимулировать частный сектор;
осуществление социально-экономической политики;
формулировать планы и прогнозы стратегического экономического развития.
Основными экономическими функциями государственного сектора являются:
стабилизировать экономическое развитие и добиться сбалансированного роста;
осуществление национальной структурной политики;
поддерживать и стимулировать коммерческий (частный) сектор;
поддерживать определенный уровень цен;
решение проблем с трудоустройством;
обеспечение внешнеэкономического баланса;
обеспечение приоритета социальных целей.
Государственный сектор, представленный центральным банком и государственными банками, выполняет особые функции на финансовом рынке:
накапливать средства и направлять их в те области развития, от которых зависит экономическое положение страны и структура национальной экономики;
определяют процентную ставку на рынке ссудного капитала, тем самым влияя на скорость экономического роста;
вести бизнес на рынке ценных бумаг, регулировать доступность ликвидности и обеспечивать поступление средств в бюджет.
Показателями для количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
доля валового национального продукта, валового внутреннего продукта, произведенного в государственном секторе;
количество рабочих и служащих, занятых в ИТ;
доля населения, занятого в определенных сферах и секторах национальной экономики;
количество компаний во всем государственном секторе и в отдельных областях и отраслях промышленности.
Размер государственного сектора экономики может быть использован в качестве критерия роли экономики страны. Конечно, этот критерий не является абсолютным.
1.2. Основные подходы и взгляды на роль государства в экономике
Выделим основные методы и взгляды на роль государства в экономике:
1. Меркантилизм. Представитель этой теории является сторонником государственного регулирования экономики с целью развития национальной торговли и промышленности. Страны должны регулировать внешнюю торговлю, поддерживать промышленность, вводить протекционистские тарифы на импортируемые товары и поощрять экспорт.
2. Классическая школа экономики. Ее представители считают, что существует обратная зависимость между масштабами государственного вмешательства в экономику и эффективностью рынка. Поэтому для экономики лучше свести к минимуму участие страны в социально-экономической жизни. У него осталась только функция «ночного дозора»: обеспечивать внешнюю военную защиту и устанавливать общие «правила игры» (в форме закона).
3. Кейнсианство. Основатель этой теории Дж. M. Кейнс считал, что государство должно вмешиваться в экономику, поскольку свободный рынок не обеспечивает механизма выхода из кризиса. Страна должна влиять на рынок, чтобы увеличить спрос, одновременно используя монетарные регуляторы для стабилизации экономической ситуации, сглаживания циклических колебаний и поддержания высоких темпов экономического роста и уровня занятости.
4. Неолиберальное направление экономической мысли. Следуйте этому указанию (Мизес, Ф.Хайек, против.Ойкен и др.), роль государства заключается в производстве общественных благ и создании условий для эффективного функционирования рынка.
В принципе, проблемы, требующие привлечения государственного сектора, решены в теории и на практике. Однако его масштабы и роль в экономике различаются в разных странах. Государственный сектор в таких штатах, как США и Япония, невелик и сосредоточен в ключевых отраслях. Благодаря установленной ключевой системе Национального правового контроля, она обеспечивает гибкую стимулирующую поддержку для эффективного использования частной собственности и предпринимательства и сочетает в себе использование эффективных механизмов подотчетности для этой поддержки. Именно эта система обеспечивает приоритет национальных интересов этих стран. В Швеции другая система: там Объединенный государственный сектор использует треть всех ресурсов страны, а государственные расходы достигают 62% от валового национального продукта 14.
Структура экономики в этом отношении остается неизменной. Практически во всех странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой, идет процесс приватизации государственных предприятий, наиболее активными являются Великобритания и Франция. Причиной этих динамических процессов изменения структуры собственности является необходимость повышения эффективности деятельности приватизированных корпораций (эффективность - это, как правило, отношение эффекта (результата) к затратам на его получение, следовательно, экономики всей страны.
Увеличение масштабов сбережений в частном секторе, развитие рынка капитала, совместная форма частной собственности (компании), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволили органично интегрировать приватизированные государственные предприятия в рыночную систему.
Сами по себе собственность и свобода выбора являются необходимыми, но недостаточными условиями для обеспечения эффективной работы предприятия. Примером этого могут служить монополии (государственные или частные - неважно), которые обеспечивают высокие доходы и прибыли не за счет повышения эффективности использования ресурсов, а за счет повышения цен в ущерб потребителям своей продукции, работ или услуг 17.
Таким образом, национальный надзор включает обязательные элементы антимонопольного законодательства для поддержания высокого уровня конкуренции в экономике.
В условиях смешанной экономики роль государственного регулирования очень важна. Оно осуществляется в трех основных направлениях. Прежде всего, путем воздействия на предприятия: обеспечения правовой базы (установления правовых «правил игры» для управления взаимоотношениями между участниками бизнеса), поддержки конкуренции, защиты внутреннего рынка в некоторых случаях, стимулирования новых форм бизнеса (малого бизнеса, различных), стимулирования инвестиций и поддержки развития развитие определенных отраслей промышленности может постепенно изменить структуру экономики в будущем и принести огромную пользу всей экономике в целом.
Во-вторых, целью государственного надзора является более равномерное распределение социальных ресурсов между всеми слоями населения, а также перераспределение средств с течением времени (образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения на период безработицы). Это необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой - как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, повышения ее гибкости и возможности роста.
Наконец, важной функцией государства является стабилизация экономики и контроль за уровнем занятости и инфляции, вызванными колебаниями экономической конъюнктуры 10.
Вывод. Государственный сектор в экономике представляет собой совокупность предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих государственным учреждениям или назначенному ими персоналу и управляемых ими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –1993. – 19 декабря.
2. Амирджанян, М. А. Проблемы макроэкономического регулирования российской экономики / М. А. Амирджанян, Е. С. Джой / / инновационные технологии в образовании и науке: материалы международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 7 мая 2019 года). В 2-х томах.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2019. - С. 139-141
3. Анохин, Л. М. Состояние и перспективы развития социальной рыночной экономики в России / Л. М. Анохин, Н.в. Анохина / / Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №11 (366). - С. 24.
4. Буданов В. модернизация российской экономики и развитие человеческого потенциала. Общество и экономика. - 2019. - С. 20-35.
5. Государственное регулирование народного хозяйства: Учебник / Под ред. Н. а. Платонова и др. - М.: Альфа-М, 2023. - 653 с.
6. Грибов, В.Д. Экономика предприятия. / В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2023. – 336 с.
7. Гурков, И. Проблемы конкурентоспособности экономики России / И. Гурков // Маркетинг. – 2019. – № 1. – с. 13-15
8. Даурбеков, А. М. модернизация российской экономики в современных условиях: проблемы и перспективы / А. М. Даурбеков, Х. М. Даурбеков, З. В. Кациев / / актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 16 июля 2019 г.) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: ЦНС "интерактив плюс", 2019. - с. 253-255
9. Макроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю. Черемных; Московский государственный университет им. их. М. В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2023. - 844 с.
10. Макроэкономика: Учебник / И. Н. Никулина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. - 553 с.
11. Макроэкономика: Учебное Пособие / М. Ю. Малкина. - М.: научный центр ИНФРА-М, 2023. - 395 с.
12. Макроэкономика: учебное пособие / С. Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Мастер: ИНФРА-М, 2024. - 416 с.
13. Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.. Экономическая теория: пособие для учителей., аспиранты и стажеры. - 4-е изд., стереотип. — Меганьютон.: Книжный Дом; Эко-Перспектива.2023. - 637 с.
14. Олевский, Г. Интернационализаация предпринимательства и национальная конкурентоспособность / Г. Олевский // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2019. – №12. – с. 17-26.
15. Портер, Майкл. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер. – М.:Альпина Паблишер, 2023. – 456 c.
16. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2023. – 285 с.
17. Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. – 2019. – №12 (258). – с. 103–111.
18. Сагателян А. В. особенности механизма государственного регулирования экономики / / инновационные технологии в науке и образовании: материалы VIII Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 23 Сент. 2019) редакционная коллегия/.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2019. - № 8. - с. 285-291.
19. Седова Н.В. Государственное регулирование энергетической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского государственного университета. – 2019 – №3 (31). – с. 55-59.
20. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и Россия: учебное пособие / И.А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 286 с.
21. Тихомирова А. А. влияние государства на процессы обеспечения экономической безопасности / / экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы V Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 3 Февраля. 2019) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2019. - № 2. с. 184-187.
22. Франк, Р. Х. Макроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 696 с.
23. Чуйкин, А.М. Стратегическая конкурентоспособность организации в знаниевой экономике / А.М. Чуйкин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2023. – №3. – с. 114-124.
24. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.qks.ru. (дата обращения: 30.03.2020)