Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором подчеркивается, что родители являются основными учителями, на них возлагается ответственность за формирование основ физического, морального и умственного развития ребенка в раннем возрасте. В связи с этим, меняется также роль дошкольных образовательных учреждений во взаимодействии с семьями.
Семья является первым и ключевым институтом социализации. Множество как зарубежных, так и отечественных педагогов поднимали вопрос о роли семьи в процессе обучения и воспитания детей, среди которых Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, А.Ю. Корчак, К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский, а также ряд других. Рождение ребенка происходит в семье, и именно в этом пространстве начинается его «включение в социальную жизнь». Здесь формируются основные черты характера, происходит усвоение важнейших моральных ценностей и норм поведения, что имеет глубочайшее значение для дальнейшего развития личности.
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение воспринимается не только как организация, предоставляющая образовательные услуги и соперничающая с другими учреждениями в данной сфере, но и как открытая образовательная система. Устанавливая взаимосвязь с семьями, дошкольное заведение создает благоприятные условия для полноценного социализационного процесса детей. Если семья активно участвует в воспитании и развитии своего малыша вместе с детским садом, то ребенок сможет успешно развиваться как в социальном плане, так и как индивидуальность.
Социализация детей продолжается в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных организациях. Хотя воспитатели в этих учреждениях становятся ключевыми фигурами в процессе воспитания и обучения детей, родители по-прежнему остаются значимыми участниками в жизни своих детей. Важно отметить, что именно родители и их законные представители, согласно действующему законодательству (например, Закон «Об образовании в Российской Федерации» и «Семейный кодекс»), несут ответственность за процесс воспитания и образования детей.
Семья и дошкольное учреждение являются ключевыми структурами социализации в раннем детстве. Это подчеркивает важность нахождения наилучшей модели их сотрудничества, принимая во внимание социокультурные обычаи досуга, поскольку для каждой страны присущи свои уникальные способы проведения свободного времени и организации досуга.
Согласно современным ученым, таким как А.Б. Антонова, Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и другим, досуг представляет собой многогранное социальное явление, охватывающее отдых, развлечение, празднование, самообразование и творческую деятельность. Он служит одним из ключевых механизмов социализации и индивидуализации личности, предоставляя возможность каждому человеку самостоятельно распоряжаться своим свободным временем. Такой подход способствует саморазвитию и улучшению уже существующих навыков и предрасположенностей.
Досуговая деятельность представляет собой один из ключевых инструментов для повышения социальной активности детей, а также способствует процессам социализации и самореализации личности.
Таким образом, досуговая деятельность не только является важным направлением организации детской активности, что содействует формированию индивидуальности, но и играет значимую роль в социализации ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: досуговые формы взаимодействия ДОО и семьи
Предмет исследования: организация досуговые формы взаимодействия ДОО и семьи
Цель исследования: изучить процесс организации досуговых форм взаимодействия ДОО и семьи
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и воспитателя ДОУ.
2. Проанализировать формы и методы взаимодействия ДОО и семьи.
3. Дать характеристику досуговым формам
4. Разработать программу досуговые формы взаимодействия ДОО и семьи
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого - педагогической литературы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
В последнее время педагоги и руководители детских садов проявляют всё больший интерес к взаимодействию с семьями. Существенные изменения в обществе, а также сложные социально-экономические и экологические реалии современности требуют от нас поиска и создания новых методов для решения задач воспитательно-образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.
Согласно концепции обновления образовательной системы в России, семья должна стать активным участником образовательной политики. Для достижения стратегических целей модернизации образования необходимо постоянное взаимодействие образовательного процесса с разными представителями, включая семейные структуры как социальный институт.
Увеличение роли воспитательных и образовательных аспектов в детских садах, а также изменения в общественной жизни требуют улучшения форм и методов сотрудничества между детским садом и семьями, педагогами и родителями. Эффективность совместной работы родителей и воспитателей оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Качество организации работы в дошкольном учреждении определяет уровень педагогической культуры среди родителей, что, в свою очередь, влияет на уровень семейного воспитания детей [5].
В настоящее время многие детские сады сталкиваются с непростой задачей - заинтересовать родителей в активном участии в воспитании их детей, избегая традиционных подходов. Семейное воспитание всегда являлось ключевым фактором в формировании личности малыша. Однако на развитие ребёнка также значительное влияние оказывает окружающая его среда, в частности, детский сад. В этом учреждении жизнь детей подчиняется целому ряду правил и норм: организационным, поведенческим в группе сверстников и другим. Как и каждая семья, дошкольное заведение обладает своей уникальной системой ценностей и обычаями. Иногда эти ценности могут не совпадать, а порой даже противоречить семейным установкам. Воспитательные роли этих двух систем различны, однако для гармоничного развития ребёнка важно их взаимное сотрудничество. Поэтому возникает настоятельная необходимость в установлении прочных связей между детским садом и семьёй.
Современная семья является одним из ключевых институтов, отвечающих за развитие личности ребенка. Именно в семейной обстановке закладываются основы нравственного и положительного потенциала. Дети получают свой первый опыт общения с окружающим миром, осваивают уроки морали, формируют свой характер, развивают кругозор и определяют жизненные установки. При этом, эффективность воспитания часто зависит от того, как складываются отношения между педагогами и родителями. Если взаимодействие между работниками детских учреждений и семьей оказывается проблематичным, интересы ребенка могут пострадать.
Успех совместной работы родителей и воспитателей в интересах ребенка возможен лишь в том случае, если они объединят усилия. Это сотрудничество поможет лучше понять ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что содействует взрослым в раскрытии индивидуальных черт, развитии его способностей, формировании жизненных ценностей и преодолении негативного поведения. Следовательно, одной из ключевых задач детского сада, а также педагогов и психологов, является создание положительных отношений между воспитателями и родителями. Важно также разрабатывать новые подходы к взаимодействию с родителями, чтобы продвигать педагогические знания, а также привлекать внимание родителей к интересам ребенка и обсуждать последствия неблагоприятных семейных отношений [12].
Таким образом, эффективная коммуникация между воспитателями и родителями является основой для гармоничного развития ребенка и его успешной адаптации в обществе.
Исследованием организации взаимодействия между педагогами дошкольного образовательного учреждения и семьями занимались такие авторы, как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и О.В. Солодянкина. В своих исследованиях ученые предлагают различные методы и формы эффективного партнёрства между дошкольными учреждениями и родителями (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова). Они также подчеркивают важность саморазвития как воспитателей, так и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова). В дополнение к этому, в работах обсуждаются интерактивные подходы к сотрудничеству педагогов с семьями (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина) [15].
Понятия взаимодействия и сотрудничества между дошкольным учреждением и семьёй имеют как педагогическую, так и психологическую основу. Задача детского сада заключается в том, чтобы ознакомить родителей с ключевыми аспектами психолого-педагогического развития их ребёнка на каждой стадии дошкольного возраста и предложить подходящие методы воспитания.
В этом процессе воспитатели играют центральную роль. Они являются основным источником информации о ребёнке и о деятельности учреждения. Родители получают от них необходимую психолого-педагогическую информацию и советы. Именно на воспитателей возложена главная ответственность за установление эффективного общения с родителями и за поддержку их в воспитании.
Воспитатели детского сада находятся в постоянном диалоге с родителями, формируя неотъемлемое единство «ребёнок - родитель - педагог». Они осознают, что домашняя обстановка играет ключевую роль в воспитании и развитии личности. Сотрудничество с семьёй, основанное на взаимном уважении, понимании и доверии, способствует достижению намеченных целей в процессе формирования ребенка.
Главной задачей сотрудничества является создание единого пространства «Семья - детский сад», где все участники образовательного процесса (дети, родители, воспитатели) будут ощущать комфорт, интерес,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978– 127с.
3. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
4. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
5. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
6. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
7. Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
8. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 149 с.
9. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
10. Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
11. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
12. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 134 с
13. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.
14. Спиренкова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования / Н. Г. Спиренкова, М. С. Засурцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. – № 5. – С. 11–17. – ISSN 2223-7003.
15. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.
16. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
17. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
18. Яппарова, Гульфия Развитие социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде: моногр. / Гульфия Яппарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 176 c.