Фрагмент для ознакомления
2
Более либо менее оконченным отрезком педагогического процесса в классно-урочной системе обучения является урок. Как говорил Верзилин Н. М., «урок является солнцем, вокруг которого, как планеты, вращаются все иные формы учебных занятий» .
Что же такое урок? Ответ на данный вопрос довольно трудный на сегодняшний период времени.
До настоящего момента в педагогической науке преобладающим считается мнение, по которому урок является систематически применяемой для решения задач обучения, развития и воспитания детей, форма организации деятельности непрерывного состава школьников и педагогов в конкретный промежуток времени .
Урок является формой организации обучения с учащимися единого возраста, непрерывного состава, занятием по четкому расписанию и с одной для всех программой обучения.
В данной форме представляются все элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, методы, деятельность по организации и управлению, дидактические элементы, средства.
Другой аспект определения «урок», по концепции Чураковой Р. Г. «урок является систематически применяемой для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся определенной формой организации деятельности постоянного состава педагога и учеников в определенный отрезок времени» .
Функцией урока как целостной системы является достижение завершенной, но частичной цели, заключающейся, к примеру, в одном случае, в усвоении целостного, нового содержания, хоть и которое является элементом наиболее обширного содержания, в ином – в частичном усвоении на уровне осознанного запоминания (закрепления) и восприятия.
Итак, урок является многоплановым и многогранным. В нем как в целостном элементе учебного процесса, обладают взаимодействием каждый компонент данного сложнейшего процесса – его общепедагогическое содержание, цели, дидактические задачи, материальное оснащение, методы, и пр.
Решая конкретные задачи в любом отдельно взятом временном отрезке процесса обучения, урок – это часть курса, темы учебной дисциплины и поэтому занимает собственное место в системе учебной дисциплины, темы программы и решает определенные свойственные ему на этот момент дидактические цели, которые соотнесены с учебными воспитательными задачами курса.
Но, для этого урок сам обязан обладать своей строгой, единой внутренней логикой, средствами, определенными дидактическими целями, приемами и методами обучения.
Урок является педагогическим произведением, и потому он обязан иметь отличие в целостности, внутренней взаимосвязанности частей, единой логике развертывания деятельности педагога и обучающихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью детей .
Появление каждого урока начинается с осознания и верного, точного определения его итоговой цели – чего педагог стремится добиться; потом установления средства – что поможет педагогу в достижении цели, а уже потом определения способа – каким образом педагог будет действовать, чтобы достичь цели. Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит педагог? Общепринято в науке, что целью является предполагаемый, заранее планируемый (вербально либо мысленно) результат деятельности по преобразованию какого-нибудь объекта.
В педагогической деятельности объект преобразования – это процесс деятельности учащегося, а результат – уровень воспитанности, развитости и обученности школьника.
Потому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы наиболее высокого порядка и не могут сводиться, как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась лишь как передача обучающимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий – «изучить какой-то объем нового материала», «повторить какие-то разделы программы» и т.д.
Данная постановка цели урока в современной школе несостоятельна. Цель урока в современной школе обязана иметь отличие в конкретности, с указанием средств ее достижения и ее переводом в определенные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в конкретной педагогической действительности при помощи учебных задач (задач для обучающихся). Это решение обучающимися арифметических задач, выполнение разных упражнений, составление плана пересказа, разбор определенных предложений, и т.д. Данные задачи отображают учебный процесс школьников в определенных учебных ситуациях .
Таким образом, учебные и дидактические задачи в целостной структуре урока выступают главным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия, как педагога, так и учеников.
1.2. Рекомендации ФГОС по оцениванию младших школьников на уроках
ФГОС общего образования диктует нормативы изменения системы оценивания. В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки выступают планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные результаты) . В новой системе оценивания найдут место различные методы, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. Данная система оценивания должна изменить отношения между учениками, учителем и родителями; повысить учебную мотивацию; снять тревожность, помочь отслеживать динамику школьной успешности .
При этой системе оценивания ученики сами должны включаться в оценочную деятельность, приобрести навыки и привычку к самооценке и взаимооценке, от которых зависит эффективность учебной деятельности. Задача учителя заключается в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.
Итак, выделяются рекомендации ФГОС по технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) младших школьников.
Использование технологии должно проходить на различных образовательных этапах:
1. Текущий контроль (оценка за урок).
Общее правило учителя и учеников: «Одна задача – одна отметка». За каждую учебную задачу (задание), показывающую овладение отдельным умением, ученику дается оценка и ставится отдельная отметка. Итоговая отметка за урок - среднее арифметическое деятельности ученика.
2. Оценка письменных работ разного уровня.
Перед написанием каждой тематической работы учащимся сообщается перечень умений, которые будут оцениваться.
В начале урока, ученикам предлагается оценить уровень своих умений по пятибалльной шкале - прием «Прогностическая оценка». Такое же действие ребята выполняют и после написания работы (ставят оценку через дробную черту), подытоживая результат своей деятельности.
При проверке таких работ отметка выставляется за каждое выполняемое задание и как результат – среднее арифметическое.
Случается так, что при решении поставленной задачи ученик неточно понял формулировку задания и, выполняя его, по сути, решил другую задачу (продемонстрировал другое умение). У каждого учителя в этом случае может быть два варианта действия: либеральный – выставить отметку за умение, которое он продемонстрировал или жесткий формальный (метод оценки ОГЭ и ЕГЭ по математике) – не засчитать ответ, формируя внимательность и дисциплинируя детей .
3. Самооценка умения.
В условиях активного внедрения новых образовательных стандартов, важно не просто научить ученика решить пример или уравнение, но и научить его определять умения, используемые в решении конкретной задачи, а самое главное – научить оценивать эти умения самостоятельно с целью устранения пробелов в знаниях каждого. Решает ли ученик задачу у доски или выполняет работу над ошибками, он должен уметь оценить не только уровень своих знаний в целом, но и уровень конкретного умения:
3 – минимальный (умею решать уравнения с одним действием)
4 – необходимый (умею решать уравнения с двумя и более действиями)
5 – повышенный (умею решать уравнения, содержащие дробь)
Формируя самооценку учебной деятельности ученика в целом, можно использовать такие формы, как недельный отчет, лист самооценки (в конце учебного модуля), активность группы.
В конце каждого урока давать оценку своей деятельности, учитель на доске, ребята в тетрадях: уровневая шкала (знания, активность и, как результат - успешность) .
Используя, таким образом, технологию оценивания на своих уроках, необходимо стараться мотивировать на успех каждого ученика, избавить его от страха перед контролем и оцениванием, создавать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.
Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2. Современная система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО: методическое пособие / сост.: О. Г. Красношлыкова, В. Г. Черемисина, Е. П. Лебедева. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2020. 212 с.
3. Аспекты модернизации российской школы. М.: ГУ ВШЭ, 2021. 164 с.
4. Божович Е. Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка. М.: 2021.
5. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
6. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентностного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.
7. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии.2-е изд. доп. и перераб. М., – 2014.
8. Воронцов А.Б. «Организация учебного процесса в условиях федерального образовательного стандарта начального общего образования»//Методические рекомендации. – М., 2010
9. Горбова А. К. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. М., 2020. – С. 17
10. Изучение результативности обучения в начальных классах. М.: ФНМЦ им. Л. В. Занкова, 2021.
11. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: учеб.-метод. пособие. М.: КАРО, 2016.
12. Крутова Н. С. Проблемы отметки и оценки качества образования младших школьников. М., 2022.
13. Летучева И. Н. Оценка и её роль в формировании личности учащегося. М., 2019.
14. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 215 с.
15. Полонский В. М. Оценка знаний младших школьников. М., 2021.
16. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., – 2010.
17. Формирование универсальных учебных действий на современном уроке. Методические рекомендации для учителя / под общ. ред. О.Л. Басс, Н.Я. Ермолаевой, С.А. Ивановой, О.Н. Крыловой. – СПб.: ЛЕМА, 2022.
18. Хлебников, В. А. Система оценки учебных достижений учащихся / В.А. Хлебников // Педагогика. - 2016. - №. 10. - С. 21-28.
19. Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. - Москва-Рига, 2019. -133 с.
20. Чошанов М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика школы. 2020. № 10.
21. Чуракова Р. Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» [Текст] / Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2017.
22. Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1516–1519. — URL https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 02.12.2024).