Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Основной целью компании в условиях рыночной экономики является удовлетворение нужд отечественного хозяйства и населения через предоставление продукции, работы и услуг с превосходными потребительскими характеристиками при минимальных издержках, а также увеличение вклада в социально-экономическое развитие страны. Для достижения этих целей предприятие нацелено на увеличение прибыли.
Глава 1 Прибыль - основной показатель деятельности организаций
1.1. Понятие прибыли в экономике
Финансовый результат в области экономической науки определяется как прибыль или убыток компании, полученные за определенный отчетный период. Эта категория «финансовый результат» является темой множества исследований, проводимых экономистами на протяжении многих лет. Дебаты о сути прибыли ведутся уже более трехсот лет, однако теории прибыли все еще не завершены.
Рассмотрим терминологию, касающуюся понятия «прибыль».
Вспомним учение А. Смита, который в своей теории задается вопросом: «Чье вознаграждение представляет собой прибыль и от чего зависит ее величина?» Однако в его книге эта концепция остается одной из самых трудных для понимания. Сначала Смит описывает прибыль как награду за риск, но эта мысль не была далее развита. Он также рассматривает прибыль как компенсацию за управление компанией, но сам от этой идеи отказывается.
1.2. Виды прибыли
Опишем основные виды прибыли, которые важны для анализа финансового состояния предприятия.
Маржинальная прибыль – это разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Она позволяет понять, сколько денег остается для покрытия постоянных расходов и формирования прибыли. Высокая маржинальная прибыль свидетельствует о том, что предприятие способно эффективно управлять переменными расходами и имеет достаточные объемы продаж [12].
Маржинальную прибыль изучают на протяжении длительных периодов, таких как месяц, квартал или полугодие. Когда наблюдается положительная динамика, это свидетельствует о корректном управлении расходами и ценообразованием. В случае отрицательных показателей необходимо выявить причины их снижения, чтобы устранить проблемы и повысить эффективность.
1.3. Прибыль и устойчивое развитие компании
Прибыль и устойчивое развитие компании – это две взаимосвязанные, но не всегда совпадающие концепции. Традиционно, фокус бизнеса был на максимизации прибыли. Однако, в современном мире, все больше компаний понимают, что долгосрочный успех зависит не только от финансовых показателей, но и от учета экологических и социальных факторов. Устойчивое развитие (или ESG – Environmental, Social, and Governance) предлагает более целостный подход к ведению бизнеса.
Прибыль: Это разница между доходами компании (выручкой от продажи товаров или услуг) и ее расходами (затраты на производство, зарплаты, налоги и т.д.). Максимизация прибыли – это классическая цель бизнеса, основанная на стремлении к увеличению стоимости для акционеров. Однако, погоня за краткосрочной прибылью может нанести ущерб долгосрочной устойчивости компании [11].
Устойчивое развитие (ESG): Это стратегия ведения бизнеса, которая учитывает три основных аспекта:
Экологические (Environmental) факторы: Это включает в себя минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, например, снижение выбросов парниковых газов, рациональное использование ресурсов, сокращение отходов, переход на возобновляемые источники энергии. Компания, заботящаяся об экологии, может снизить свои операционные расходы (например, за счет энергоэффективности) и улучшить свой имидж в глазах потребителей.
Глава 2 Методы оценки прибыльности организаций
2.1. Анализ финансовых показателей
Финансовый анализ представляет собой процесс оценки результатов финансовой деятельности компании. Он позволяет руководителям решать несколько ключевых задач:
определить текущее состояние бизнеса и найти пути для его улучшения;
оценить важнейшие показатели предприятия и принимать обоснованные управленческие решения;
выявить риски банкротства и более эффективно распоряжаться ресурсами;
анализировать инвестиции и выбрать наиболее прибыльные проекты;
привлекать кредитные средства и заёмное финансирование [10].
В процессе анализа вы не просто рассматриваете стандартные показатели отчетности, но также применяете их для вычисления специальных коэффициентов. Эти коэффициенты демонстрируют стабильность бизнеса, его финансовое состояние и эффективность использования денежных средств и других ресурсов. Таким образом, вы формируете полное представление о нынешнем состоянии вашего предприятия.
Всю необходимую информацию можно получить из трёх ключевых форм отчётности.
Балансовый отчёт. Он предоставляет данные о совокупной стоимости активов и обязательств фирмы на определённые периоды. Важно следить за тем, чтобы активы были равны пассивам — это называется управленческий баланс. Если возникнет несоответствие, значит, допущена ошибка в финансовом учёте: какие-то данные упущены или не внесены. Это может привести к тому, что владелец организации неверно оценит обстоятельства и примет ошибочные управленческие решения, что затормозит развитие компании.
2.2. Коэффициенты рентабельности
Рентабельность компании оценивается с помощью ряда коэффициентов, отображающих её прибыльную деятельность. Эти показатели берутся из официальной финансовой документации и служат для анализа успешности управления и финансовой устойчивости фирмы.
Рентабельность представляет собой соотношение прибыли к определенному показателю, доходность которого требуется вычислить. Основная формула для расчета рентабельности приводится следующим образом:
2.3. Сравнительный анализ
Коэффициенты рентабельности напрямую связаны с анализом финансовых результатов предприятия. Они являются ключевыми показателями, которые позволяют оценить эффективность использования ресурсов компании и ее прибыльность. Анализ финансовых результатов, в свою очередь, предоставляет исходные данные для расчета этих коэффициентов. Связь можно описать следующим образом:
1. Анализ финансовых результатов как основа для расчета коэффициентов рентабельности:
Анализ финансовых результатов, как правило, основывается на данных финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет, отчет о движении денежных средств). Из этих отчетов извлекаются необходимые данные для вычисления различных коэффициентов рентабельности. Например:
Глава 3 Прибыль как критерий оценки эффективности бизнеса
3.1 Влияние прибыли на принятие управленческих решений
Прибыль играет ключевую роль в принятии управленческих решений, так как она является одним из основных показателей финансового успеха компании. Влияние прибыли на различные аспекты управленческих решений может проявляться следующим образом:
Стратегическое планирование: Высокий уровень прибыли позволяет компании инвестировать в долгосрочные проекты, новые рынки и инновации. Это способствует формированию устойчивых конкурентных преимуществ и росту бизнеса.
Бюджетирование и распределение ресурсов: Прибыль влияет на решения о распределении ресурсов между подразделениями и проектами. Приоритет может отдаваться тем, которые обещают наибольшую отдачу или требуют увеличения капиталовложений для удержания позиций на рынке.
3.2 Ограничения использования прибыли как единственного критерия
Общество не имеет права распределять прибыль среди своих участников в следующих случаях:
если еще не произведена полная оплата всего уставного капитала компании;
до выплаты фактической стоимости доли или части доли в ситуациях, определенных настоящим Федеральным законом;
если на момент принятия решения о распределении, компания соответствует критериям несостоятельности (или банкротства), определенным федеральным законодательством, или такие признаки наступают в результате принятия данного решения;
3.3 Примеры успешных и неуспешных компаний и их прибыльность
Недавно Forbes публиковал перечень передовых российских бизнес-проектов, у каждого из которых имеется потенциал для значительного роста. Рассмотрим несколько успешных начинаний и порадуемся их достижениям в мире современных стартапов:
Кухня на районе. Команда из бывших сотрудников «Рокетбанка» и сооснователя платформы «ЕдаСюда» запустила проект с кухней по модели dark kitchen, сопровождая его удобной курьерской службой. Их приложение для клиентов оснащено алгоритмами предсказания спроса, что позволяет регулярно обновлять меню.
С 2021 по 2023 год наблюдается устойчивый рост выручки. Она увеличилась с 50 млн руб. в 2021 году до 100 млн руб. в 2023 году, что является положительным признаком роста бизнеса. Затраты также увеличивались, но темпы их роста ниже, чем у выручки. Это говорит о том, что бизнес становится более эффективным, и затраты не растут пропорционально выручке. Прибыль удвоилась за три года, увеличиваясь с 10 млн руб. в 2021 году до 20 млн руб. в 2023 году. Это демонстрирует не только рост доходов, но и успешные мероприятия по контролю затрат.
Маржинальность оставалась на уровне 20% в течение всех трех лет. Это стабильный показатель, который свидетельствует о том, что компания сохраняет свою прибыльность, несмотря на рост объемов.
Таким образом, бизнес демонстрирует положительную динамику роста по всем ключевым показателям.
SHU. Бренд одежды, который начался с идеи желтого водонепроницаемого плаща. Основатель сам изготавливал вещи, и сарафанное радио вкупе с творческим подходом вскоре подтолкнули бизнес к международному рынку. Сегодня одежда бренда представлена в 100 мультибрендовых магазинах по всему миру.
Бренд одежды SHU успешно растет в период 2021-2023 годов, демонстрируя увеличение как выручки, так и прибыли.
Apis cor. Уникальный стартап, отмеченный в Книге рекордов Гиннесса за строительство крупнейшего дома с помощью 3D-принтера. Создатели своей рукой разработали принтер и стремительно развиваются на международной арене. Технология их 3D-печати востребована за быстроту, экономичность и инновационный подход.
3.4 Рекомендации по повышению прибыльности
Размер коэффициента рентабельности продаж зависит от множества факторов. Крайне важно выявить, какие из них оказывают негативное влияние на данный показатель. Причины могут скрываться в снижении объёмов продаж, недостатках производственного процесса или значительных затратах предприятия.
Необходимо определить наиболее затратные аспекты с целью разработки комплексного плана по их сокращению.
7 способов повышения рентабельности продаж:
Увеличение цен. Простейший путь к повышению прибыли — это повышение цен на товары и услуги. Повышая стоимость продукции, компания может получить больше средств от реализации. Однако покупатели часто негативно реагируют на повышение цен и могут переключиться на конкурентов. Особенно важно быть осторожными с ценовой политикой в условиях экономического спада. Повышение цен может быть оправдано в случае уникальности продукта или сильной лояльности клиентов.
Заключение
Прибыль, как универсальный индикатор успеха в предпринимательской деятельности, играет центральную роль в определении эффективности бизнеса. Однако, оценка предпринимательской деятельности исключительно через призму прибыли может оказаться однобокой. Прибыль отражает лишь финансовый аспект успеха и не учитывает такие важные параметры, как устойчивость компании, ее влияние на общество и экологию, а также удовлетворенность сотрудников и клиентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Авдеенко И.А. Факторы повышения прибыли и рентабельности // Новая наука: От идеи к результату. – 2023. – № 5–1 (84). – С. 112–114.
2.Анализ показателей рентабельности на предприятии / Г. И. Платонов, Н. Н. Пашканг, Е. В. Меньшова, М. Ю. Пикушина // Молодежь и наука: шаг к успеху. – Курск: Юго–Западный государственный университет, 2022. – С. 181–185.
3.Бобошко, Н.М. Финансово–экономический анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 383 c.
4.Гоник Г.Г., Даренский Р.Н. Рентабельность и пути ее повышения // Colloquiumjournal. – 2022. – № 13–5 (65). – С. 14–18.
5.Губина, А. Н. Способы сохранения рентабельности и укрепления позиции предприятия – М.: Наука, 2021. – 228 с.
6.Крапивина, Г. В. Влияние внешних и внутренних факторов на прибыль и рентабельность предприятия // Экономика и бизнес. – 2022. – № 1. – С. 22–34
7.Млынарская Т.И. Основные направления повышения рентабельности работы организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2022. – № 45. – С. 270–276.
8.Орлова, А. В. Пути повышения рентабельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2023. – № 3(105) – С. 22-29
9. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 654 c.
10. Сайфидинов, Б. Б. Исследование направлений роста прибыли и рентабельности на предприятии // Аллея науки. – 2022. – № 4. – С. 543–548
11.Скорев М.М. Прибыль и рентабельность в современной экономике организации // Ученые записки. – 2023. – №4. – С. 130–136.
12.Федосеева В. А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие – М.: Глобол, 2020. – 225 с.