Фрагмент для ознакомления
2
Феномен человеческой личности настолько сложен, что термин "личность" не может быть истолкован однозначно. Любой из известных на сегодняшний день вариантов может претендовать на истинность, и на их основе можно вывести общее определение.
Наиболее распространенным мнением о сущности человеческой личности является:
Личность - это совокупность внутренних свойств и качеств конкретного человека, на основе которых он совершает социально значимые поступки. Это личностные качества, которые выделяют каждого человека из общей массы.
Есть и другие определения:
1. Личность - это социальный субъект, характеризующийся определенными привычками и предпочтениями, накопивший собственный опыт, навыки и знания, а также играющий определенную социальную роль.
2. Человека можно рассматривать как самодостаточную личность, способную строить свою жизнь и нести ответственность за свои действия [12].
Индивидуальность - это совокупность уникальных качеств (данных от природы или выработанных), которые отличают психику каждого человека.
Индивид - это представитель общества, характеризующийся рядом определенных свойств психики.
Перечисленные понятия не тождественны, каждое из них содержит какие-то свои нюансы. В то же время невозможно рассматривать их полностью изолированно, поскольку необходимо учитывать все грани сложной человеческой личности.
Личность - это психологический феномен, и для того, чтобы составить о нем наиболее полное и объективное представление, необходимо выделить наиболее важные определяющие моменты. Из таких моментов и складывается то, что называется структурой личности.
Структура личности складывается из взаимодействия многих элементов: способностей, воли, характера эмоций и т. Все эти уникальные качества называются личностными качествами. Для целей классификации они разделены на уровни (ступени):
1. Первоначальная - это природные характеристики человека, а также возраст и пол.
2. Вторая - это особенности мышления, памяти и восприятия, таланты и способности, которые даются от рождения и развиваются на протяжении всей жизни.
3. Третья - это личный опыт, в котором сосредоточены полученные знания, а также наработанные навыки и умения. Человек поднимается на эту ступень на протяжении всего своего развития в обществе.
4. Высшая - эта ступень означает интересы, стремления, идеалы, взгляды, мировоззрение. Этот уровень достигается исключительно под влиянием образования и хорошо отражает идеологию общества.
Указанные уровни позволяют дать исчерпывающее описание себя или другого человека с точки зрения личностного развития [15].
Люди отличаются друг от друга бесчисленными аспектами своей личности, причем на каждом уровне. Знания и способности, взгляды и интересы, темперамент и характер различны. Это причина, по которой люди вступают в конфликт – противоречия мешают им понимать друг друга.
Чтобы адекватно оценить себя или другого, необходимо обладать определенными знаниями в области психологии и сопоставлять их со своим собственным опытом и наблюдениями. Одним из основополагающих моментов здесь является концепция ключевых характеристик личности и ее характеристик.
Важные черты личности. Под свойствами (характеристиками) личности психологи понимают устойчивые проявления психики, которые существенно влияют на жизнь индивида и позволяют оценить ее с социально-психологической точки зрения.
Другими словами, это ключевые характеристики, которые показывают, как человек строит свою деятельность и отношения с другими. Этот комплекс включает в себя темперамент, мотивацию, таланты, волю, эмоции, характер и т. д. Проанализируем каждое свойство отдельно.
Характер человека. Характер - это способ, которым человек может взаимодействовать с окружающей реальностью и другими людьми в определенной социальной среде. От этих методов зависит образ жизни человека.
Человек проявляет свой характер в манере общения с другими людьми, в особенностях реакции на те или иные явления и поступки окружающих. Например, человек может быть тактичным и деликатным, или он может быть невнимательным и иметь грубые манеры. Именно эти нюансы поведения говорят о характере. Характер человека выделяет его из толпы, если он, например, очень сильно выражен или, наоборот, слабо выражен [13].
Сильные черты характера - напористость, воля, решительность. Люди, которые неуверенны в себе, часто меняют свой выбор и не имеют твердых устремлений, считаются неудовлетворенными.
Современные психологи классифицируют все черты характера следующим образом:
- коммуникативные качества, проявляющиеся в процессе общения: доброта, злобность, отзывчивость, мрачность, неуверенность в себе, замкнутость, открытость;
- деловые качества, которые ежедневно проявляются в процессе работы: трудолюбие, лень, неряшливость, аккуратность, пунктуальность, безответственность, порядочность;
- волевые качества: слабость, уступчивость, настойчивость, упрямый характер.
Кроме того, выделяются качества (черты характера:
- мотивирующие факторы, которые заставляют человека действовать, проявлять активность и развиваться;
- инструментальные, влияющие на стиль поведения индивида.
Очень важно оценить свой характер, "понять" его особенности и особенности, понять мотивы его поведения. Таким образом, у человека появляется шанс понять, какие силы движут им в жизни, что помогает, а что мешает развитию. Некоторые характеристики развиты в достаточной степени или даже чрезмерно, в то время как другие могут потребовать улучшения.
Также важно, чтобы человек воочию увидел, какие поведенческие инструменты он использует для взаимодействия с окружающей реальностью. Когда человек погружается в свой собственный внутренний мир, он получает бесценный урок понимания своей реакции на определенные обстоятельства и ситуации [18].
Нарисовав объективную картину себя, вы можете двигаться дальше: составить план улучшения своей личности с целью максимальной самореализации. Их собственные реакции и действия становятся предсказуемыми, а значит, управляемыми. Человек может более продуктивно строить отношения с конкретным человеком, понимать, как реагировать в том или ином случае, чтобы избежать вредных последствий и усилить полезные.
§2. Понятие психологических особенностей личности
Личность - это система социально значимых качеств индивида, мера его овладения социальными ценностями и его способности эти ценности реализовывать. Давайте рассмотрим теории личности, распространенные в психологии. Начало психодинамической гипотезе было положено З. Фрейдом, который утверждал, что человек свободен от своей воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами.
В.Н. Мясищев охарактеризовал личностные качества индивида рядом характеристик, таких как темперамент, ориентация, уровень развития, целостность, мотивация и т.д. В.Н. Мясищев охарактеризовал личностные качества индивида рядом характеристик, таких как темперамент, ориентация, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.
В отечественной психологии вопросом формирования человеческой субъективности занимались Ж. Пиаже, С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и ряд их последователей. Они пытались соотнести проблему происхождения субъективных способностей человека с принципами научного объяснения.
В западной психологии З. Фрейд, К.Г. Юнг и другие психологи столкнулись с кризисом субъективности своих пациентов и были вынуждены искать объяснения ряду психических процессов, которые выходят не только за пределы человеческого сознания, но и за пределы самих людей. По этой причине Фрейд, Юнг и другие психоаналитики не претендовали на строгую научность своих концепций.
Личность исследовалась С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым с точки зрения активного подхода. В рамках теории единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейн включает сознание в контекст жизненных отношений человека с объективным миром. Основой такой связи является деятельность, в ходе которой она изменяет мир и изменяет саму себя. В соответствии со своей теорией С.Л. Рубинштейн предложил качественно новый метод психологического познания - "единство изучения и воздействия". Советский психолог был одним из первых, кто говорил о способностях и характере человека, о личности отдельного человека, но не затрагивал личность в целом [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. З-17.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психология социальных ситуаций / сост. Н.В. Гришина. – СПб., 2001. – 334 с.
3. Безработица молодёжи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_7708.htm. – Дата доступа: 30.11.2024.
4. Гильдингерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку: автореф. дис. … докт. экон. наук. – М., 1995. – 50 с.
5. Дружилов, С.А. Безработица преподавателей вузов как ситуация личностного кризиса / С.А. Дружилов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – № 3. – С. 25–32.
6. Изучение мотивационной структуры личности безработных // «Ананьевские чтения - 98». Тезисы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. - СПбГУ, 1998. - С. 72-74.
7. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 469 с.
8. Леана К. Как справиться с потерей работы / К. Леана, Д. Фельдман. – М., 1995. – 203 с.
9. Нартова-Бочавер С.К. «Сорing behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.
10. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 92-104.
11. Особенности психологического портрета людей, находящихся в ситуации потери работы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и педагогические технологии в системе образования» 29-31 октября 1998 года. - Белгород, 1998. - С. 170-171.
12. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13.1. – С. 126.
13. Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / Л. Пельцман // Психологический журнал, Т. 13. – 1992. – № 1.
14. Петунова, С.А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности / С.А. Петунова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2007. – № 3.
15. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.:УРАО, 2002.
16. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyfactor.org
17. Сигачёв, В.Е. Психологические аспекты собеседования с безработными / В.Е. Сигачёв. – Саратов, 1995. – 23 с.
18. Социология молодёжи / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб : Изд-во С.–Петербургского университета, 1996. – 460 с.
19. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Методическое пособие к спецкурсу для студентов специальности 020400 «Психология». – Кемерово, 1999.
20. Шагарова И.В. Стратегии копингповедения в ситуации потери работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы современной психологии / Под общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002.