Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетического осознание прекрасного, формирование эстетического вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Взрослые и дети ежедневно сталкиваются с различными эстетическими явлениями. В духовной жизни, в повседневных делах, в искусстве и природе, а также в бытовых ситуациях и межличностных взаимодействиях – элементы красоты и уродства, комедии и трагедии имеют важное значение. Эстетическое восприятие приносит радость и удовлетворение, вдохновляя на трудовые усилия.
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для эстетического воспитания, так как именно в это время у детей выражен высокий потенциал воображения. Мы, как педагоги, заинтересованы в том, чтобы развивать этот потенциал и способствовать формированию уникальных способностей каждого ребенка, помогая им развивать и совершенствовать свои таланты.
Деятельность по эстетическому воспитанию в дошкольных учреждениях неразрывно связана со всеми аспектами образовательного процесса. Формы организации эстетического воспитания малышей обладают разнообразием и значимостью, а эффективность этой работы отражается во всех видах активности ребенка в возрасте до школьного обучения.
Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, нацеленный на развитие творческой индивидуальности, которая способна воспринимать, чувствовать и оценивать красивое, а также создавать эстетические ценности. Дети в возрасте дошкольной подготовки могут реагировать на красоту в окружающей среде, воспринимать музыку, поэзию, художественные произведения и природные явления. Они сами стремятся к созданию: рисовать, лепить, петь, танцевать и сочинять стихи.
В своих исследованиях Б.М. Неменский, А.С. Макаренко, А.М. Новиков, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие специалисты акцентировали внимание на значении формирования личности и эстетического воспитания у детей дошкольного возраста.
Восприятие природной красоты, а также окружающих людей и предметов формирует у ребенка уникальные эмоциональные и психические состояния. Это вызывает живой интерес к жизни, стимулирует любопытство и способствует развитию мышления, памяти, воли и других психических функций.
Разные аспекты проблемы формирования художественно-эстетической культуры освещены в трудах таких авторов, как Ю.Б. Бореев, Б.Т. Лихачев, М.А. Верба, Н.И. Киященко, С.А. Герасимов и других, которые рассматривают специфические вопросы эстетического и художественного воспитания старших дошкольников.
Эстетическое воспитание приводит к эстетическому развитию, которое в свою очередь оказывает влияние на моральное, физическое, психическое, а также интеллектуальное развитие ребенка, способствуя тем самым обогащению его эмоционального мира.
Ключевым элементом эстетического воспитания является процесс игры, который содействует приобретению разнообразных знаний, умений и навыков, а также развитию личных способностей. В этой связи становится особенно важным формирование у детей дошкольного возраста эстетических предпочтений, развитие их творческих навыков и осознание значения прекрасного в окружающем мире.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования:
«Роль развивающих игр в эстетическом воспитании дошкольников»
Объектом исследования: процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: особенности эстетического воспитания посредством развивающих игр.
Цель исследования: определить роль развивающих игр в эстетическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность эстетического воспитания;
2. Рассмотреть особенности эстетического воспитания дошкольников.
3. Проанализировать особенности развивающие игры.
4. Провести эмпирическое исследование уровня развития эстетического воспитания дошкольников.
5. Разработать комплекс развивающих игр эстетической направленности для дошкольников.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
практические: диагностика, наблюдения, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая теория развития личности (JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин А.Н. Леонтьев, и др.);
развитие детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, З.И. Тюмасева JI.B. Коломийченко, И.Е. Емельянова, JI.B. Трубайчук, и др.);
методологическую основу исследования составляют концепции приоритетности эстетического воспитания в дошкольном возрасте (Н.А. Варкки, Я.И. Верещацкая, В.Н. Шацкая)
Практическая значимость: разработанный комплекс развивающих игр может быть использован воспитателями ДОУ
База исследования:
Апробация:
Структура курсовой работы: введение, две главы, , заключение, список источников литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого – педагогическая сущность эстетического воспитания
Термин «эстетическое воспитание» тесно связан с концепцией эстетики, которую можно рассматривать как науку о красоте. Слово «эстетический» имеет свои корни в древнегреческом языке. В греческом языке «эстетика» означает восприятие, ощущение. Следовательно, эстетическое воспитание подразумевает процесс развития эмоциональных реакций на прекрасное. В рамках эстетики красота ассоциируется с искусством, художественным изображением реальности в сознании и чувствах человека, а также с его способностью воспринимать и осознавать красоту.
В современном этапе вопрос эстетического воспитания стал особенно актуален как способ формирования личности, обладающей гармонией и духовной глубиной. Умение воспринимать красоту в окружающем мире осуществляется через процессы эстетического воспитания. Б. М. Неменский акцентировал внимание на важных аспектах эстетического воспитания, чтобы обеспечить его эффективное влияние на детей: «Система эстетического воспитания должна быть целостной, интегрирующей все учебные предметы, внеурочную деятельность и социальную жизнь детей, где каждое направление и вид активности выполняют свою специфическую роль в развитии эстетической культуры и характера дошкольников» [12].
Концепция эстетического воспитания имеет свои корни в древние времена. Суть, цели и задачи эстетического воспитания формировались на протяжении тысячелетий. Эти изменения были связаны с эволюцией эстетики как научной области и пониманием ее предмета. В современной действительности вопрос эстетического воспитания, формирование эстетической культуры и развитие личности становятся одними из ключевых приоритетов общества. Проблематика эстетического воспитания проявляется в дошкольной системе.
Что такое эстетическое воспитание? Существует множество определений термина «эстетическое воспитание». Русский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая формулирует его следующим образом: «Советская педагогика трактует эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, ощущать и осознавать, а также адекватно оценивать красоту в окружающем мире - будь то в природе, общественной жизни, трудовой деятельности или в произведениях искусства» [25].
В кратком словаре эстетики понятие эстетического воспитания описывается как «комплекс мероприятий, нацеленных на формирование и усовершенствование у человека способности восприятия, адекватного осмысления, оценки и создания прекрасного и возвышенного в искусстве и жизни». Эти определения подчеркивают, что эстетическое воспитание должно развиваться и углубляться в умении человека воспринимать красоту как в искусствах, так и в окружающей действительности, а также в способности ее правильно осознавать и оценивать.
Б. Т. Лихачев ссылается на характеристику, представленную К. Марксом в его работе «Теория эстетического воспитания школьников». Она определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс, который направлен на формирование у ребенка активной творческой личности. Эта личность должна уметь воспринимать и оценивать такие важные аспекты, как прекрасное, трагическое, комическое и безобразное в реальной жизни и искусстве, чтобы жить и создавать с соблюдением «законов красоты». Таким образом, эстетическое развитие ребенка занимает центральное место в этом процессе [13].
Исследуя различные определения «эстетического воспитания», можно выделить его основополагающие характеристики.
- целенаправленный процесс воздействия на личность;
- формирование умения воспринимать и различать красоту как в искусстве, так и в повседневной жизни, оценивать ее;
- включает в себя развитие эстетических предпочтений и идеалов у человека;
- процесс, направленный на совершенствование способности к самостоятельному творческому выражению и созданию прекрасного.
Таким образом, эстетическое воспитание является многогранным явлением, охватывающим как внутренние, так и внешние аспекты восприятия красоты.
На основе понимания сути эстетического воспитания, различают и подходы к его целям. В. Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания таким образом: «Оно направлено на развитие у детей способности к активному эстетическому восприятию произведений искусства, а также побуждает их к возможному участию в создании прекрасного в сфере искусства и труда». Искусству автор уделяет значительное внимание[25].
Л. П. Печко определяет основную задачу эстетического воспитания как «стимулирование способности к творческой деятельности, направленной на достижение высокой степени мастерства как в духовной, так и физической сфере». Ключевым аспектом является воспитание и развитие тех навыков, которые позволяют становиться создателем эстетических ценностей [19].
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании моральных ценностей индивида, а также способствует углублению знаний о мире и природе. Занятия творчеством становятся катализатором для развития психических процессов, поддерживают организованность и дисциплину. Наиболее полно и точно цель эстетического воспитания выразил М. М. Рукавицын, отметив, что «конечная цель — гармонично развитая личность, всесторонне образованный человек: обладающий высоким уровнем образования, прогрессивным мышлением, высокими моральными устоями и способностью к труду, стремлением к творчеству, пониманием красоты жизни и искусства» [18].
Цели не могут быть оценены без учета задач. Педагоги выделяют три ключевые задачи эстетического воспитания:
- Развитие эстетических знаний и впечатлений. Без этих элементов интерес к эстетическим объектам и явлениям невозможен. Эта задача помогает формировать чувственно-эмоциональный опыт дошкольников.
- Развитие социально-психологических качеств человека. Эти качества позволяют воспринимать и эмоционально оценивать эстетические объекты. Их формирование основывается на ранее приобретенных знаниях.
- Стимулирование творческих способностей у учеников. Важно развивать те качества, потребности и умения, которые способствуют переходу дошкольника от роли пассивного наблюдателя к активному создателю эстетических ценностей.
А. В. Луначарский отмечал, что человек в полном объеме осознает и воспринимает красоту, когда сам участвует в процессе ее создания [12].
Рассмотрим психологические подходы к изучению эстетического воспитания. В ходе данного воспитания у школьников формируется эстетическое сознание. Это сознание подразделяется на различные категории, которые отражают психологическую природу эстетического воспитания. Они позволяют оценивать уровень эстетической культуры ученика. Существуют такие категории, как:
- Эстетического восприятия;
- Эстетического вкуса;
- Эстетического идеала;
- Эстетической оценки.
Российский педагог Борис Тимофеевич Лихачёв выделил новые аспекты эстетического воспитания. К ним относятся: чувство эстетики, потребность в эстетическом восприятии, эстетические суждения и эстетическое осмысление.
Давайте подробнее рассмотрим эти аспекты эстетического воспитания.
Эстетическое восприятие является начальным этапом знакомства с искусством, периодом взаимодействия с красотой окружающего мира. Все последующие этапы зависят от этой фазы. Борис Тимофеевич описывал эстетическое восприятие следующим образом: «это умение человека выделять в явлениях реальности и искусства те процессы, свойства и качества, которые вызывают эстетические эмоции».
Эстетические аспекты действительности и искусства, когда они осознаются учениками, вызывают у них эмоциональный отклик. Борис Тимофеевич считает, что именно этот отклик служит основой для формирования эмоционального чувства. Лихачёв также подчеркивает, что переживая эмоции, такие как удовольствие или отвращение, восторг или ужас, страх или смех, ребенка будут развивать свою эстетическую потребность. Эстетическая потребность представляет собой устойчивую необходимость взаимодействия с эстетическими ценностями, которые способны вызывать сильные переживания [9].
Ключевым аспектом эстетического восприятия является эстетический идеал. Давайте уточним, что подразумевается под этим термином. В одном из справочных материалов по эстетике содержится следующее определение: «Эстетический идеал представляет собой исторически конкретное и чувственное понятие о красоте, проявляющееся в искусстве, а также в общественной жизни и деятельности людей». Это понимание совершенной красоты в мире, окружающем человека, в его природе, искусстве. Дети дошкольного возраста чаще всего могут ответить лишь на вопрос о том, какое произведение искусства им понравилось больше всего. Возможно, одной из причин подобного явления является нехватка жизненного опыта и ограниченный кругозор в области литературы и искусства. Все это сдерживает развитие и формирование эстетического идеала.
Рассмотрим другую сферу — эстетический вкус. Начнем с его определения. В Большой советской энциклопедии эстетический вкус объясняется как «способность различать, осмыслять и оценивать красивое и безобразное в реальности и художественных произведениях». Чувство красоты и осознание прекрасного формируется на протяжении всей жизни, однако нельзя утверждать, что эстетические предпочтения не требуют воспитания и развития в младшем школьном возрасте. Напротив, в этот период особенно важно формировать и развивать восприятие и оценку как прекрасного, так и безобразного. Занятия, ориентированные на эстетические качества, должны стать постоянными. В младших классах закладывается основа представлений, которая определяется личными предпочтениями и симпатиями [11].
Вся система эстетического воспитания заключается в комплексном развитии ребенка. Это развитие осуществляется посредством решения ряда задач:
- Освоение детьми основ эстетической культуры;
- Формирование эстетико-психологических характеристик, проявляющихся в эстетическом восприятии, эмоциях, оценках, вкусовых предпочтениях и других аспектах эстетического образования.
Таким образом, внимание уделяется как получению знаний, так и развитию внутренних качеств, способствующих гармоничному восприятию красоты и искусства. Важно не только передать информацию, но и помочь детям научиться чувствовать и оценивать эстетические ценности, что сыграет значительную роль в их общем развитии.
1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников
Основным условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных возможностей для развития способностей в различных художественных областях.
В основе развития художественных способностей лежит формирование у детей потребности в творчестве. Без усилий, усердия, без определенного труда, затрачиваемого самим ребенком, невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душе ребенка высокие нравственные и эстетические принципы.
Первая группа заданий направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса и понимания прекрасного. Основными методами решения этих задач являются демонстрация, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ как метод обучения используется при начальном знании предмета. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для концентрации внимания детей на том, что им показывают. При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показать детям свои чувства, отношение и умел выражать свои чувства [9].
Вторая группа заданий связана с формированием художественных навыков. Для решения этих задач в качестве основных необходимы практические методы: демонстрация, упражнение, объяснение, метод исследования ситуаций.
Эти методы подробно рассматриваются в методах изобразительной деятельности и музыкального образования. Здесь необходимо указать общий принцип отбора методов – найти такие методы и приемы, которые поддерживали бы стремление детей создавать «произведения искусства» своими руками (вырезать, рисовать, мастерить, украшать и т. д.), участвовать в различные виды художественной деятельности. Полезная творческая работа.
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на уроках, в самостоятельной деятельности, художественной работе, на каникулах, развлечениях, экскурсиях, прогулках и т. д. Среди существующих видов занятий, проходящих в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, на которых воспитательные задачи осуществляются средствами различных видов искусства. Особенностью комплексных занятий является совмещение заданий по определенным темам. При этом основным средством может быть художественно-образная выразительность, характерная для разных видов художественной деятельности. Например, «ритм» может быть передан как в танце, так и в орнаментальном узоре, и в экспрессивной трактовке стихотворения [5].
Таким образом, эстетическое воспитание дошкольников может быть организовано в разных формах и иметь свою классификацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117
2. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
3. Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей / О.Е. Белобрикина. - М: Никея, 2016. - 216 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусств / Л.С. Выготский. - М: Алфавит, 2016. - 346 с.
5. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб: Питер, 2019. — 464 с.
6. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
7. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
8. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
9. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
10. К вопросу о формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста / И. А. Яковлева, Т. В. Вишневецкая, М. Н. Сидорчук, Е. И. Жульева // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 января 2020 года. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 172-177.
11. Комарова, Т.С. изобразительная активность в старшей группе / Т.С. Комарова. - М: Мозаика-Синтез, 2016. -136 с.
12. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
13. Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми раннего возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке: борник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 22-27.
14. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб 2020. – С. 220.
15. Колягин В.Г. Арт-терапия и художественная педагогика для дошкольников / В.Г. Колягин. // Учебно-методическое пособие. - М: Прометей, 2016. - 154 с.
16. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». // Искусство в школе. 2006. №3. С. С.43-47.
17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / И.А. Лыкова. - М: Цветной мир, 2014. - 208 с.
18. Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Л. А. Парамонова. - М: Олмамедиа Групп, 2014. - 944 с.
19. Петухова, Л.В. Педагогические технологии развития художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов зрительной деятельности / Л.В. Петухов. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 2. - с. 23.
20. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
21. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / ОС. Ушаковой. // Игры. Упражнения. Конспекты занятий. - М: Сфера, 2014. - 176 с.
23. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
24. Чумичева Р.М. Производственная деятельность в детском саду / Р.М. Чумичева. - М: Детство Пресс, 2012. - 224 с.
25. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительному искусству в детском саду / Г.С. Швайко. // Старшая группа. Программа, аннотации - М: Владос, 2013. -160 с.