Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из центральных проблем современных школ является то, что образовательные организации не создают достаточных условий для передачи учащимся социального опыта, возникающего в рамках ситуации социального развития, характерной для каждого этапа обучения. Кроме того, в условиях информатизации общества, сокращения реального общения и возрастающей роли онлайн–общения современные школьники теряют связь с источником психического развития - социальной средой.
Социальная ситуация развития - это своеобразные для каждого возраста отношения между ребенком и окружающей его средой, средой, прежде всего социальной, она определяется условиями, которые создают ребенку взрослые. Социальная ситуация развития оказывается относительно стабильной в определенном возрасте, ее распад и изменение происходят во время возрастных кризисов.
Изучение вопросов, связанных с ситуацией социального развития, получило широкое распространение в работах многих ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.), и, несмотря на всестороннее изучение этого явления, необходимость в изучении проблемы ситуации социального развития сохраняется. ситуация социального развития в школьном возрасте.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия решения проблемы социальной ситуации развития в школьном образовании.
Объектом исследования являются особенности решения проблемы социальной ситуации развития в школьном образовании.
Предметом исследования является социальная ситуация развития в школьном образовании.
Цель исследования: выявить эффективные условия решения проблемы социальной ситуации развития в школьном образовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «социальная ситуация развития».
2. Выявить роль среды в психическом развитии ребенка в факторном подходе.
3. Дать оценку социальной ситуации развития и становления «социального я» современного младшего школьника.
4. Проанализировать проблему социальной ситуации развития в школьном образовании.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Понятие «социальная ситуация развития»
Важность успешного профессионального самоопределения для личного, социального, психологического и физического благополучия человека легла в основу многочисленных исследований на эту тему в отечественной и зарубежной психологии. Однако из-за многомерности, сложности и неоднозначности процесса профессионального самоопределения в современной психологии до сих пор не сформирована система научных представлений о его закономерностях, источниках, детерминантах формирования и критериях эффективности.
Следует также отметить отсутствие работ, основанных на идеях субъективации и индивидуализации процесса профессионального самоопределения, согласно которым необходимо, помимо возрастных особенностей самоопределяющейся личности, учитывать индивидуальные особенности, обусловленные конкретной социальной ситуацией развития, для разработки эффективных технологий психологического сопровождения профессионального самоопределения [12].
Основой успешного исследования выявленных аспектов проблемы профессионального самоопределения, на наш взгляд, являются следующие методологические подходы в гуманитарных науках: системный, динамический, активный, человекоцентрический. Анализ методологических подходов научного исследования к проблеме профессионального самоопределения привел нас к выводу, что основные принципы этих подходов очень сконцентрированы в концепции "ситуации социального развития", разработанной HP. Таким образом, данная концепция может служить методологической основой для изучения проблемы профессионального самоопределения.
Суть системного подхода заключается в изучении явлений реальности как систем различной сложности. Наиболее важными характеристиками системы являются целостность, структурированность, взаимосвязь с окружающей средой, иерархичность, динамика, разнообразие описаний и ряд других. Примерами успешной конкретизации принципов системного подхода в психологии являются исследования Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.Д. Шадриковой, А.Г. Асмолова, Б.Г. Ананьева. Применение системного подхода в психологии позволило нам рассматривать психику как сложную, многоуровневую системную организацию, в которой структура - это способ взаимосвязи ее компонентов.
Взаимосвязь и координация отдельных уровней влияет на каждый компонент и его совокупность. Изменения в отдельных компонентах также влияют на вашу систему. Изменения в сложных ментальных формах влияют на низшие. В то же время взаимные влияния компонентов системы могут быть линейными и нелинейными, прямыми и косвенными, более или менее жесткими. Основополагающие положения системного подхода, содержащиеся в понятии "социальная ситуация развития", находят отражение в его определении как особой, уникальной для данного возраста системы отношений субъекта и социальной реальности.
Реализация динамического подхода в концепции возрастного развития Л.С. Выготского представлена в авторском понимании социальной ситуации развития как отправной точки и источника всех динамических изменений в развитии в определенном возрасте. Социальная ситуация развития, по словам Л.С. Выготского, полностью определяет формы и способы, которыми ребенок приобретает все новые и новые черты личности, черпая их из социальной реальности как основного источника развития, способа становления социальной индивидуальности [15].
Динамический подход к изучению социальной ситуации развития реализуется и Л.С. Выготским для понимания социальной ситуации развития как динамической системы, которая перестраивается по мере развития ребенка, растворяется и наполняется новым содержанием пропорционально развитию ребенка и становится отправной точкой для перехода в следующий возраст. Другим важным методологическим подходом в исследовании человека является деятельностный подход, согласно которому деятельность как специфическая деятельность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя, опосредующая все психические процессы человека, является основным предметом психологического исследования.
Основополагающим принципом активного подхода является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном как психика, сознание в деятельности, в поведении, которые проявляются в деятельности и проявляется. Активность и сознание - это не два аспекта, направленных в разные стороны. Они образуют органическое целое - не единство, а сплоченность. Применение принципа единства сознания и деятельности позволяет исследователю изучать и объяснять психические явления человека, выявлять объективные закономерности психики посредством изучения поведения и деятельности человека, поскольку его психика благодаря деятельности субъекта он становится узнаваемым для других. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности создает основу для объективного познания психики и служит методологической основой для разработки методов конкретного научного исследования психических явлений.
Результатом конкретно-эмпирического развития деятельностного подхода в психологии явилась сформулированная Д.Б. Элькониным концепция ведущей деятельности как индикатора возрастного развития. Анализируя основные положения деятельностного подхода и концепции деятельности, введенной С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым для решения проблемы формирования и развития психики, Д.Б. Эльконин отмечает, что деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Некоторые виды деятельности являются ведущими на этом этапе и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Некоторые из них играют важную роль в развитии, другие - второстепенную роль. Поэтому необходимо говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
Соответственно, можно сказать, что каждый этап психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим видом его деятельности. Анализируя представление отечественных психологов о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, единстве сознания, можно сказать, что каждый этап умственного развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим видом его деятельности [13].
Так, Л.С. Выготский отмечает, что центральные психические новообразования, формирующиеся в возрастной социальной ситуации развития, "приводят к новому характеру восприятия внешней реальности и ее активности", определяя закономерности возрастной динамики.
Развивая представления Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, Л.И. Божович также указывает, что новые формы психики, возникшие в определенной социальной ситуации развития для определенного возраста, определяют поведение и активность ребенка, его отношение к окружающей среде и весь дальнейший ход развития. формирование личности ребенка. И наоборот, деятельность, ведущая в первую очередь, во многом определяет содержание социальной ситуации развития ребенка.
Создание условий для осуществления ведущей деятельности в этом возрасте способствует оптимизации ситуации социального развития и является развивающим потенциалом для формирования благоприятных отношений между ребенком и окружающими. В то же время ребенок не является пассивным объектом деятельности и социальных отношений, который меняется под их влиянием. Он преломляет эти влияния через свое субъективное отношение к ним, через собственные потребности, переживания, то есть занимает активную позицию и является субъектом своих отношений и деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2010. - 273 с.
Берестовицкая, С. Э. Мировоззренческое самоопределение старшеклассников в школьном образовании [Текст]. – Санкт–Петербург: Нестор–История, 2016. – 372 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков: учебное пособие. – Улан–Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. – 186 с.
Герстер П., Нюрнбергер К. Кризис воспитания. Как спасти будущее наших детей // Отечественные записки. 2004. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/ oz/2004/3/2004_3_13.html
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3–4. С. 14–19.
Дети и проблемы толерантности / Отв. ред. Т.З. Адамьянц. М.: Институт социологии РАН, 2003. - 217 с.
Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования [Текст]: учебное пособие. – Санкт–Петербург: Нестор–История, 2016. – 180 с.
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 40–56.
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис. … докт. психол. наук. М., 2002. - 219 с.
Коньшина, Т. М. Детско–родительские отношения как условие развития личной профессиональной перспективы в старшем подростковом возрасте: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.13. – Москва, 2018. – 237 с.
Мищенко, Л. В. Теоретические и методологические проблемы системного исследования пологендерного развития индивидуальности детей младшего школьного возраста монография [Электронный ресурс]. – Москва: Директ–Медиа, 2015. – 433 с.
Педагогика классного руководства [Текст]: учебное пособие. – Белгород: Белгород, 2018. – 306 с.
Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: учебное пособие. – Москва: МПГУ, 2020. – 370 с.
Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3 (18). URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/ ischeznovenie-detstva
Преснякова Л. Современные дети – «цветы жизни» или «цветы зла»? // ФОМ. Опрос населения. 23.05.2002. URL: http://bd.fom.ru/report/map/ dd022030#d022030
Психологическое сопровождение в условиях внедрения и реализации ФГОС в образовательных организациях [Текст]: методическое пособие для педагогов–психологов учителей–предметников, классных руководителей и администраторов образовательных учреждений. – Нижний Новгород: Нижегородский ин–т развития образования, 2017. – 136 с.
Психолого–педагогические проблемы развития современного школьника [Текст]: [коллективная монография]. – Ставрополь: Изд–во "Тимченко О. Г.", 2020. – 145 с.
Ребёнок в трудной ситуации [Текст]: методические материалы в помощь классному руководителю. – Омск: Ин–т развития образования Омской обл., 2016. – 87 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. - 427 с.
Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурноисторическая психология. 2007. № 1. С. 56–62.
Слизкова, Е. В. Теоретические предпосылки актуализации нравственных поступков школьников в ситуациях выбора. – Москва: Библио–глобус, 2016. – 224 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособ. для вузов. М.: Школа Пресс, 1995. - 316 с.
Технологии работы психолога с младшими школьниками: учебно–методическое пособие. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2017. – 134 с. – материал взят с сайта Студворк https://studwork.ru/shop/331741-problema-socialnoy-situacii-razvitiya-v-shkolnom-obrazovanii
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ; Флинта, 1999.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 274 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 316 с.