Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. История развития альтернативной коммуникации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Формирование коммуникативной деятельности в норме и у детей, имеющих ОНР 8
1.3. Использование карточек PECS в работе учителя-логопеда 11
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 15
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативной деятельности 15
2.2. Анализ результатов исследования 18
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с ОНР посредством карточек PECS 21
Выводы по главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Все альтернативные средства коммуникации можно подразделить на три системы: жестовую, графическую (символьную) и ассистивную (аппаратную и/или программную) [1].
Система жестов включает в себя специальный инструмент, позволяющий увидеть образ действия или слова, что способствует активизации и развитию выразительной речи у детей, поскольку каждый жест озвучивается во время использования. Каждое слово, входящее в речь ребенка, не только слышно, но и «видимо», что позволяет специалисту построить «мост» к эффективной речи, а ребенку лучше запоминать, усваивать и использовать слова. Жесты помогают специалисту создать алгоритм процесса общения, научить ребенка выражать свое мнение и доносить его до собеседника в случае неуместности речи.
К графической системе относится система блисс-символов, которая является разновидностью логографической или идеографической письменности, имеет сложную структуру, основанную не на буквах алфавита, а на сочетании символов и маркеров, а также стратегий, каждая из которых реализует определенные функции. К символам, применяемым в блисс-системе, относятся контурные изображения и различные геометрические фигуры: квадраты, овалы и др., то есть данные схематические изображения напоминают слишком упрощенные детские рисунки, большинство из них имеет сходство с символами, используемыми в картографии. Знаковая система состоит примерно из элементарных графических форм, они объединяются по строго определенным правилам и создают новые понятия [5].
Наиболее эффективной и часто применяемой системой при работе с детьми является коммуникация с использованием карточек PECS (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Пример карточки PECS [5]
Работа с карточками строится так: ребенок видит картинку, видит/читает надпись, слышит название предмета или произведения – и все это образует один образ. Таким образом, словарь предметов, словарь действий, словарь эмоций значительно расширяется.
На основе полученных знаний детям проводятся уроки по пониманию устной речи: инструкции по пониманиюСначала дается примерная инструкция, затем ребенок повторяет ее вместе с логопедом, а затем самостоятельно.
В основе системы альтернативной коммуникации с использованием технических устройств лежит возможность преобразовать введенные в устройства данные в вербальные и невербальные средства общения. На сегодняшний день существует многообразие технических средств. Одним из таких средств является программа Little Step-by-Step-Communicator. Данное коммуникационное устройство построено на пошаговом алгоритме вступления ребенка в коммуникацию. При нажатии на клавишу воспроизводится пошаговый вызов заранее записанного голосового сообщения с максимальной продолжительностью 75 с. Кроме этого, всегда имеется возможность повторно воспроизвести данное сообщение [5].
В монографии С.Н. Комаровой дается описание еще одного технического устройства - коммуникатора «ДАР», который разработан специально для лиц с речевыми расстройствами и расстройством аутистического спектра. Это высокотехнологичное вспомогательное устройство, разработанное белорусскими специалистами, используя которое, лица, не владеющие вербальной речью, получают возможность взаимодействовать с другими людьми [8].
Таким образом, нами рассмотрены различные инновационные техники работы учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с ОНР. Учитывая различие в содержательном и конструкционном плане всех вышеперечисленных методов, наиболее употребительным в условиях образовательного учреждения является система символов PECS.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аюпова, Е. Е. Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnye-sredstva-kommunikatsii-v-rabote-s-detmi-so-slozhnymi-i-mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 28.11.2024).
2. Баряева, Л.Б. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатка // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Науч. ред. В.П. Крючков. - Саратов: Сарат. источник. - 2017. - С. 7-16.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
4. Защиринская, О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya (дата обращения: 05.12.2023).
5. Комарова, С. Н. Технология альтернативной коммуникации при коррекции нарушений речи у детей с расстройством аутистического спектра / С. Н. Еомарова, И. А. Нигматуллтнова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2022. - №1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-alternativnoy-kommunikatsii-pri-korrektsii-narusheniy-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 18.10.2024).
6. Коробкова, О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41.
7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. 173 с.
8. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов// под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 2019. - С. 143-151.
9. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва: Педагогика, 2015. – 214 с.
10. Мастюкова Е.М. Логопедия. М.: Просвещение, 2017. 342 с.
11. Новосёлова, Н.В. Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС / Н. В. Новоселова // Интерактивная наука. - 2021. - №8 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-alternativnoy-kommunikatsii-pecs-v-obuchenii-detey-s-ras (дата обращения: 18.10.2024).
12. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598. URL: минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: E 22.03.2017).
13. Рузская, А. Г.Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
14. Самохвалова, Е. А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе / Е.А. Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т.1. - С. 52-56.
15. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутисти-ческого спектра. М., 2014.
16. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 11.10.2024).
17. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие / под ред Л.С. Волковой, 5 книга. М.: ВЛАДОС, 2019. 480 с.
18. Цырульникова Е.Л. Роль учителя-дефектолога во включении дошкольников в РАС в инклюзивный образовательный процесс. Две иллюстрации // Психологическая наука и образование. – 2019. - Т. 21. - № 3. – С. 105-110.