Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном образовании особое внимание уделяется инклюзивным практикам, которые направлены на создание равных возможностей для обучения всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей и потребностей. Одной из ключевых задач инклюзивного образования является развитие познавательного интереса у учащихся, что способствует не только их академическому успеху, но и общему развитию личности.
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития познавательного интереса через педагогические приемы нетрадиционных уроков в инклюзивном образовании
1.1 Особенности развития познавательного интереса у детей в инклюзивном образовании
Инклюзивное образование представляет собой современную образовательную модель, ориентированную на детей с особыми потребностями в развитии и здоровье. В рамках этой системы учащиеся без инвалидности и с инвалидностью обучаются вместе. Ключевая трудность инклюзивного образования заключается в недостаточном обеспечении психолого-педагогическими и методическими ресурсами, необходимыми для успешного научно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями [5, с. 78].
Понятие «интерес» рассматривается, как целенаправленное внимание психических процессов к различным объектам (Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн). Он выступает в роли значительного мотива для активности личности (Г. И. Щукина) и является активной познавательной установкой человека по отношению к окружающему миру (В. И. Мясищев, В. Г. Иванов). Также интерес можно определить как уникальное отношение личности к объекту, которое формируется под воздействием осознания его значимости в контексте учебной деятельности (Л. С. Благонадежина, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина).
В исследовании Н.Г. Морозовой интерес рассматривается как следствие взаимодействия ребенка с окружающей средой, представляя собой эмоционально-познавательное восприятие деятельности, которое затем эволюционирует в эмоционально-познавательную направленность личности. Российские психологи, опираясь на современные достижения в области педагогики и психологии, полагают, что интерес открывает значительные возможности, как для обучения, так и для развития, а также для формирования целостной личности ребенка [12, с. 210].
В процессе обучения существует специфический тип интереса — интерес к познанию, также известный как познавательный интерес. Он связан с активной познавательной деятельностью, в ходе которой ученики осваивают содержание учебных дисциплин и ключевые методики, а также навыки, необходимые для получения образования.
Известно, что обучение становится более приятным и радостным для тех, кто проявляет интерес к знаниям. И напротив, процесс обучения становится тяжелым и болезненным для тех, кто не стремится к освоению нового.
Для детей с интеллектуальными нарушениями часто наблюдается недостаточное развитие высших психических функций. Это выражается в трудностях восприятия учебного материала, неспособности предвидеть последовательность действий и недостатках в мыслительных операциях, как указывает Г. И. Щукина [19, с. 66].
В своих исследованиях Н. Г. Морозова отмечает, что наиболее сложные задания для детей приводят к трудностям в формировании познавательных интересов. Однако целенаправленная учебная деятельность с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, может способствовать развитию интереса к различным видам деятельности. Ю. И. Пумпутис и В. Б. Побрейн продемонстрировали, что у детей с интеллектуальными нарушениями возможно формирование интереса к математике и чтению книг [12, с. 220].
Интересы детей с нарушениями интеллекта исследуются через их восприятие процесса обучения и отношение к учебным предметам.
По существу, между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, – говорит П. Я. Трошин. – Те и другие – люди, те и другие – дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития.
С. Я. Рубинштейн отмечает, что «умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойкое нарушение познавательного интереса, вызванное органическим поражением головного мозга (наследуемого или приобретенного)» [16, с. 62].
Исследования, проведенные А. Р. Лурия, В. И. Лубовским, Л. А. Новиковой, Е. Н. Правдиной, Е. Н. Винарской и др., показывают, что развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями происходит значительно медленнее и ущербнее, чем у нормально развивающихся детей. «Нарушение познавательного интереса связано у умственно отсталых с органическими изменениями центральной нервной системы и наличием многообразных дефектов в периферических отделах».
1.2 Понятие и виды нетрадиционных уроков в инклюзивном образовании
Понятие нетрадиционных уроков в инклюзивном образовании охватывает разнообразные подходы и методы обучения, которые выходят за рамки традиционных форм преподавания. Эти уроки направлены на создание более гибкой и адаптивной образовательной среды, учитывающей индивидуальные потребности и особенности всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями. Нетрадиционные уроки могут включать в себя различные формы работы, такие как проектные занятия, игровые методы, уроки на природе, мастер-классы и другие активные формы обучения, которые способствуют вовлечению детей в процесс познания.
Одной из ключевых особенностей нетрадиционных уроков является их ориентация на практическое применение знаний и навыков. Такие занятия часто включают в себя элементы сотрудничества, где учащиеся работают в группах, обмениваются идеями и решают задачи совместно. Это особенно важно в инклюзивном образовании, где взаимодействие между детьми с различными образовательными потребностями может способствовать развитию социальных навыков и взаимопонимания [6, с. 122].
Кроме того, нетрадиционные уроки позволяют использовать разнообразные ресурсы и технологии, что делает обучение более интересным и доступным. Например, использование мультимедийных материалов, интерактивных досок и образовательных приложений может значительно повысить уровень вовлеченности учащихся и облегчить усвоение материала. Важно, чтобы такие уроки были адаптированы под уровень развития и интересы каждого ребенка, что требует от педагогов гибкости и креативности в подходах к обучению.
Также стоит отметить, что нетрадиционные уроки могут способствовать развитию познавательного интереса у детей. Они создают условия для активного участия учащихся в учебном процессе, что помогает им лучше осваивать материал и развивать критическое мышление. В инклюзивном образовании это особенно актуально, так как дети с особыми образовательными потребностями могут испытывать трудности с мотивацией и вовлеченностью в традиционных формах обучения [13, с. 89].
Нетрадиционный урок представляет собой спонтанное учебное занятие с необычной, неопределённой структурой. Взгляды педагогов на подобные уроки различаются: некоторые считают их шагом вперёд в развитии образовательной системы и важной частью реформы, в то время как другие рассматривают их как потенциально опасное отклонение от педагогических стандартов, вынужденный шаг учителей под давлением незаинтересованных учеников, которые не готовы к серьёзной учебе.
Изучение педагогической литературы показало множество типов нетрадиционных уроков. Их названия позволяют лучше понять цели, задачи и методические аспекты проведения таких занятий. В эту категорию входят, например, урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, а также совместные уроки и уроки-встречи.
В инклюзивном образовании использование различных форм уроков, таких как лекции, уроки вдвоем, экскурсии, игровые занятия, КВН и эстафеты, играет важную роль в создании доступной и поддерживающей образовательной среды для всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями. Каждая из этих форм уроков может быть адаптирована с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей, что способствует их вовлечению в учебный процесс и развитию познавательного интереса.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию познавательного интереса через педагогические приемы нетрадиционных уроков в инклюзивном образовании
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у детей в инклюзивном образовании
Цель данной опытно-практической работы заключается в изучении уровня развития познавательного интереса у детей с нарушениями здоровья.
Задачи опытно-практической работы включают:
Выявить наиболее успешные нетрадиционные приемы, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей в инклюзивном образовании.
Провести диагностику уровня развития познавательных интересов;
Работа проводилась на базе:…
Исследование текущего уровня познавательного интереса у детей проводилось с использованием двух методов. Эти методы были направлены на определение степени познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
В основе нашего исследования лежали две методики:
1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников» Н. Г. Лускановой, которая позволила определить уровень школьной мотивации и общее отношение к учёбе, а также собрать данные о личности испытуемых (Приложение 1).
2. Метод наблюдения. Так как на данный момент не существует специализированных методик для диагностики отдельных аспектов интереса, мы использовали методику Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников». Этот метод позволил нам определить уровень школьной мотивации и общего отношения к учёбе, а также собрать информацию о личности испытуемых. Дополнительно применялся метод наблюдения.
2.2 Практическая разработка педагогических приемов нетрадиционных уроков для развития познавательного интереса в инклюзивном образовании
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются его отношения с окружающими условиями, его интересы.
Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.
Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения, и на всю личность школьника в целом.
Учитель может добиться успехов в деле обучения, воспитания и развития детей только, если будет владеть теоретическими знаниями о психическом развитии младшего школьника, главным образом о развитии познавательных процессов.
2.3 Анализ полученных результатов и эффективность педагогических приемов нетрадиционных уроков
После внедрения данных приемов в нетрадиционные уроки, которые были проведены с детьми, мы провели повторное исследование развития познавательного интереса.
Цель: изучить уровень познавательного интереса и эффективность проведенной работы.
Результаты повторной диагностики развития познавательного интереса представлены на рисунке 3.
Анализ данных показывает, что 20 % участников имеют низкий уровень познавательного интереса, в то время, как на констатирующем этапе низкий уровень был у 32%, 32 % — средний уровень, а 48 % — высокий уровень на констатирующем этапе он был всего лишь 20%.
В результате проведения повторного педагогического наблюдения были получены следующие результаты:
Суммарное количество баллов рассчитывалось и затем преобразовывалось в процентное соотношение. Результаты, полученные в ходе педагогического наблюдения, представлены на рисунке 4.
В результате проведенного повторного исследования уровня познавательного интереса у учащихся после внедрения нетрадиционных уроков можно сделать следующие выводы. Анализ данных показывает значительное улучшение: количество участников с низким уровнем познавательного интереса снизилось с 32% до 20%, в то время как доля учащихся с высоким уровнем возросла с 20% до 48%. Это свидетельствует о положительном влиянии примененных педагогических приемов на развитие познавательного интереса.
Заключение
В ходе исследования, посвященного развитию познавательного интереса через педагогические приемы нетрадиционных уроков в инклюзивном образовании, были достигнуты важные результаты, подтверждающие значимость и эффективность применения разнообразных методов обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бабкина, Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. – 2016. – 894 с.
2. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019. – 94 с.
3. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – 546 с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 2020. – 789 с.
5. Детская патопсихология [Текст]: Хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. –4-е изд., стереотип. – М.: «Когито-Центр», 2010. – 351 с.
6. Зубайраева, Р.М. Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся / Р.М. Зубайраева, Л.С. Лорсанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9351/ (дата обращения: 04.12.2024).
7. Игровые технологии обучения в начальной школе: практ. пос. / Авт.- сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2017. – 164 с.
8. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2022. –689 с.
9. Кульневич, С.В. Анализ современного урока: практич. пособие для учителей, классных руководителей, студентов лед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина, Изд-е 2-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2016. – 224 с.
10. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Воронеж: Учитель, 2014 – 168 c.
11. Литранович, Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2022, – 900 с.
12. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]: монография / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, Академия пед. наук, 2019. – 280 с.
13. Николаева, Л.С. Использование нетрадиционных форм занятий / Л.С. Николаева, Л.И. Лесных // Специалист. – 1992. – №2. – 221 с.
14. Овчинникова, В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий // Начальная школа. – 2010 – 789 с.
15. Психология детей с нарушением интеллектуального развития [Текст] : учебник для студ. учрежд. высш. проф.образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др. ; Изд. Центр Академия, 2012. – 224 с.
16. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2018. –192 с.
17. Спатаева, М. Х. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / М. Х. Спатаева. – Ч.1.: Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза. – Омский государственный университет, 2023. – 188 с.
18. Шутова, Н. Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка [Текст] / Н. Н. Шутова. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2010. –180 с.
19. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
20. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 109 с.