Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развивающийся характер системы образования привел к появлению новых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее: ООП НОО). Основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее: ФГОС НОО) становится формирование универсальных учебных действий (далее: УУД), которые способствую освоению определенных предметных знаний, умений и навыков.
Глава I. Теоретические основы развития познавательных УУД у младших школьников в условиях инклюзивного образования на уроках математики
1.1. Сущность и содержания понятия «познавательные УУД»
В процессе обучения одной из ключевых задач является развитие у учащихся универсальных учебных действий. Это подразумевает, что они должны научиться самостоятельно ставить учебные цели, находить и применять необходимые инструменты и методы для их достижения, а также контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Овладение универсальными учебными действиями открывает перед учащимися путь к независимому и успешному усвоению знаний, умений и навыков, а также способствует формированию ключевых компетенций, включая способность к обучению.
Универсальность учебных действий проявляется в их способности обеспечивать непрерывность на всех этапах образовательного процесса, включая усвоение учебной программы и развитие психологических способностей учащихся.
В рамках ключевых целей общего образования выделяют четыре основных блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Познавательные универсальные учебные действия занимают центральное место среди всех универсальных учебных действий, поскольку это один из основных видов деятельности человека, направленный на получение информации об объектах и явлениях реального мира и конкретных знаний.
Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Среди метапредметных результатов особое внимание уделяется понятию «познавательные универсальные учебные действия» [17].
Существует несколько подходов к определению этого термина.
В глоссарии, составленном на основе ФГОС, выделяются пять видов универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, который включает в себя навыки саморегуляции, познавательный, коммуникативный и знаково-символические действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала. В глоссарии даются определения личностным, регулятивным и коммуникативным видам навыков и критериям их сформированности. Однако определение термина «познавательные универсальные учебные действия» в нём отсутствует [17].
1.2. Особенности развития познавательных УУД у младших школьников в условиях инклюзивного образования
Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой набор навыков, которые помогают ученикам развивать мотивацию к обучению и ориентироваться в различных дисциплинах [8].
Разработка уроков, направленных на развитие универсальных учебных действий, требует особого подхода. В настоящее время это становится особенно актуальным.
Одним из ключевых компонентов универсальных учебных действий являются познавательные УУД. Они отвечают за способность ученика к общеучебным действиям, умение решать проблемы и логические операции.
В последние годы в образовательных учреждениях всё чаще можно встретить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование предполагает, что такие дети должны быть вовлечены в образовательный процесс, а образовательные учреждения обязаны создать для них соответствующие условия [11].
Современные дети отличаются от тех, для кого была создана ранее существовавшая система образования. Неудивительно, что возникают определённые трудности в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Взрослые часто фокусируются только на интеллектуальном развитии ребёнка, оставляя без внимания духовно-нравственное воспитание и личностное становление. Это приводит к потере интереса к учёбе и искажению информации у учеников.
Раньше основными источниками знаний об окружающем мире, людях, обществе, живой и неживой природе были образовательные учреждения и уроки. Однако теперь средства массовой информации и интернет становятся основными способами формирования картины мира у молодого поколения. При этом в интернете можно найти как достоверную, так и недостоверную информацию.
1.3. Педагогические условия развития познавательных УУД младших школьников на уроках математики
Все предметы учебного плана способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий, но особенно важную роль в этом процессе играет математика.
Математика – это универсальный и мощный инструмент познания. В процессе её изучения развивается общая культура мышления, дети учатся логически рассуждать, становятся более точными и последовательными в своих высказываниях. Она влияет на развитие таких интеллектуальных навыков, как способность к абстрагированию, обобщению, анализу и критическому мышлению.
Математические упражнения способствуют развитию рациональности мышления, его выразительности, ясности, точности и сжатости. Они также развивают воображение и интуицию [5].
Формирование универсальных учебных действий в математике происходит в четыре этапа.
Глава II. Методологические основы развития познавательных УУД у младших школьников средствами проектных задач на уроках математики
2.1. Сущность и содержания понятия «проектные задачи»
В деятельностной педагогике принцип построения учебного материала через задачи является ключевым.
Проектная задача – это задача, которая стимулирует систему действий детей на получение нового результата, которого ещё не было в практике. В процессе решения такой задачи происходит качественное изменение группы детей.
Через решение серии подобных задач младшие школьники учатся основам проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Основное отличие проекта от проектной задачи заключается в том, что в проекте не задаётся порядок действий, а проектировщики определяют все необходимые средства, материалы и действия для достижения результата. В то время как для решения практической задачи учитель предоставляет школьникам все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных для их выполнения [13].
В процессе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие навыки:
• рефлексия – способность видеть проблему, анализировать сделанное, понимать, почему что-то получилось или не получилось, замечать трудности и ошибки;
• постановка целей – способность ставить и удерживать цели;
• планирование – способность составлять план своей деятельности;
• моделирование – способность представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя главное;
• инициативность – способность искать способы решения задачи;
• коммуникация – способность взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других.
2.2. Особенности применения проектных задач на уроках математики в условиях инклюзивного образования
В условиях инклюзивного образования начальной школы проектные задачи на уроках математики – это комплекс заданий, направленных на поиск оптимального пути к достижению результата в виде конкретного продукта.
Цель таких задач – научить детей выявлять и решать проблемы, которые важны для них, а также понимать ценность результатов своей работы. Ещё одна задача – развить творческие и исследовательские способности учеников и применить их на практике.
В условиях инклюзивного образования применение проектных задач на уроках математики имеет свои особенности [5].
1. Индивидуализация обучения. Учитель выстраивает образовательный процесс с учётом способностей и интересов каждого ученика.
2. Разноуровневые задания. Задания должны быть разной степени сложности, чтобы соответствовать возможностям учащихся.
3. Разнообразие видов деятельности. Необходимо чередовать устные и письменные задания, а также логические и творческие задачи. Сложные задания лучше предлагать в середине урока, а в начале – задания, которые развивают память и внимание.
4. Использование наглядных материалов. Это помогает учащимся лучше усваивать материал.
5. Организация индивидуальной, парной и групповой работы. Это позволяет ученикам развивать навыки работы в коллективе, оценивать свои способности и стремиться к новым знаниям.
2.3. Комплекс проектных задач для уроков математики в условиях инклюзивного образования
Проведя анализ теоретических основ развития познавательных УУД у младших школьников в условиях инклюзивного образования на уроках математики и методологических основ развития познавательных УУД у младших школьников средствами проектных задач на уроках математики, нами был разработан комплекс проектных задач для уроков математики в условиях инклюзивного образования.
2. Проектная задача по математике «Сыр для французской делегации»
Учитель обращается к ученикам:
– Дорогие ребята, сегодня мы с вами станем настоящими помощниками. Вы знаете, что к нам скоро приедет делегация из Франции. По традиции мы сами готовим для них подарки. Ученицы начальных классов будут помогать поварам – варить сыр. Наша задача – выбрать сыр из предложенных вариантов и сделать необходимые расчёты.
6 февраля состоится визит французской делегации, в которой будет 15 человек. Всего за столом соберутся 15 человек: гости, директор, заместитель директора, учителя французского языка (2 человека), один родитель и мы.
Порция сыра на одного человека составляет 40 граммов. Сколько сыра нам нужно?
2. Постановка задачи
Для выполнения задания вам потребуются: письменные принадлежности, рабочие тетради, знания о технологии производства различных видов сыра, а также доступ к компьютеру с подключением к сети Интернет. Все необходимые материалы уже подготовлены и находятся на ваших рабочих местах (Рисунок 3).
Заключение
Таким образом, в данной курсовой работе, нами был проведен анализ теоретических основ развития познавательных УУД у младших школьников в условиях инклюзивного образования на уроках математики и методологических основ развития познавательных УУД у младших школьников средствами проектных задач на уроках математики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ангеловская, Н. В. Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития / Н. В. Ангеловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 133-135.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В. и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 – 160 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. — Москва : Смысл, 2007.
4. Бессчётнова, Л. А.. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе // Поволжский педагогический поиск. — 2015. — №2. — С. 36–39.
5. Боженкова, Л. И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л. И. Боженкова, С. П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2012. — №1. — С. 46–51.
6. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — Москва : Просвещение, 2011. — 176 с.
7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва : Эксмо-Пресс : АпрелЬ Пресс, 2000. — 1008 с.
8. Гучанова, А. С. Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 260-264.
9. Киселев, А.Л. Прикладные аспекты инклюзивного образования на уроках математики // Современное образование Витебщины. – 2018. – № 4 (22). С. – 18-19.
10. Маликова, Т. В. К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Маликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 499-501.
11. Марикова, Ю. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы / Ю. С. Марикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 660-663.
12. Неустроева, Е. Н. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе / Е. Н. Неустроева, Ю. П. Прокопьева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 45-48.
13. Низамова, А. Т. Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах / А. Т. Низамова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-46.
14. Пейчева А.С., Позднякова Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся при обучении математике в условиях инклюзии: постановка проблемы // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 3 (72). – С.170-175.
15. Середа, Т. Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2013. – №4. – С. 43-51.
16. Соболева, Г.В. Познавательные универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / Г.В. Соболева, И.С. Тактарова, И.А. Садыкова // URL: http://sgls.admsurgut.ru/win/download/1747/ (Дата обращения: 25.11.2024)
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=424649&dst=100001#ZVrSGUTd5wOleTA5 (дата обращения: 25.11.2024).
18. Халтурина, В. Е. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / В. Е. Халтурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 421-423.