Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественные выставки — это публичные, чаще всего временные, показы произведений искусства. Они являются основной формой знакомства зрителей со станковым искусством, включая современные произведения и художественное наследие. Иногда такие выставки организуются с целью продажи экспонатов.
Выставки нередко объединяют произведения по определённым критериям: Состав участников; Вид и жанр искусства; Тематическая направленность.
В современном мире выставки стали важным инструментом общения и рекламы. Под выставкой понимается демонстрация различных объектов для всеобщего обозрения, отличающаяся широким разнообразием форм. В зависимости от представленных экспонатов и целей мероприятия выставки могут быть коммерческими или просветительно-познавательными. Особое место среди них занимают художественные выставки, экспонатами которых являются произведения искусства.
Как отмечает Большая Советская энциклопедия, первые художественные выставки появились ещё в Древней Греции (с VI века н. э.) и проводились в Италии (XV–XVI вв.) во время праздничных шествий, а также в Голландии и Фландрии (XVII в.) на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры с 1653 года демонстрировала работы своих членов, а начиная с 1699 года организовывала выставки в Лувре. Что касается России, первые выставки были организованы в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Однако исследования показывают, что до академических выставок в стране уже проходили другие публичные показы .
Выставочная деятельность является одной из ключевых форм работы музеев, которая обеспечивает доступ широкой аудитории к культурному наследию, способствует развитию просветительских и образовательных функций музея. В XVIII веке формирование музейной и выставочной культуры в России стало важным этапом в становлении отечественного искусства и научной мысли. Этот период ознаменовался созданием первых музеев и организацией публичных выставок, что заложило основы для дальнейшего развития выставочного дела. Изучение этой темы позволяет не только понять особенности культурной жизни того времени, но и выявить истоки современных подходов к организации выставок, что делает исследование особенно актуальным для музейной практики сегодня.
Цель исследования: проанализировать становление и развитие выставочной деятельности в музеях России в XVIII веке, выявить её особенности и значение для культурного и социального развития страны.
Задачи исследования:
1. Исследовать исторические предпосылки возникновения выставочной деятельности в России.
2. Охарактеризовать первые публичные выставки в российских музеях XVIII века.
3. Рассмотреть формы и методы организации выставочной деятельности в этот период.
4. Определить значение выставок XVIII века для дальнейшего развития музейного дела в России.
Объект исследования: Музеи и выставочная деятельность в России XVIII века.
Предмет исследования: Особенности организации и проведения публичных выставок в российских музеях XVIII века, их влияние на культурное развитие общества.
Глава 1 Возникновение музейной деятельности в России
1.1 Роль реформ Петра I в формировании музейной системы
Возникновение музеев, как и других культурных учреждений европейского типа, традиционно связывают с именем Петра I. Это обусловлено не только тем, что их появление совпало с периодом его правления, но и значительным личным вкладом императора в формирование культурной и музейной политики государства. Особенности личности Петра I во многом объясняются уникальным социокультурным контекстом его воспитания. С раннего возраста он знакомился с элементами европейской культуры благодаря близости Немецкой слободы, расположенной неподалёку от его дома в подмосковном селе Преображенском. В 1689 году, будучи 17-летним юношей, он впервые посетил слободу («Кокуй») по приглашению уроженца Женевы Франца Лефорта, и с тех пор это место стало одним из его любимых.
Работ по истории отдельных музеев, коллекций, групп музеев, отражающих различные стороны их деятельности, а также по становлению музейного дела, а затем музееведения, написано достаточно много. Это труды А.М. Разгона , В.П. Грицкевича , М.Е. Каулен , Т.Ю. Юреневой и исследователей. В их работах рассматривается история важнейших петербургских музеев в общем контексте с другими музеями России, а также с зарубежными, в то время как история небольших музеев затрагивается поверхностно или о них вообще ничего не говорится. Например, практически отсутствуют публикации о музее Первого Кадетского корпуса, Интендантском музее, Мясном музее, музее Н.И. Пирогова, музее Л.Н. Толстого и других. Нет среди современных исследователей и единого подхода к научной периодизации истории музейного дела.
Принято считать, что до Петра I организованного собирательства в России не существовало. Однако, вероятно, собирательская деятельность на Руси началась ещё в древности. Чаще всего она была стихийной и осуществлялась «по случаю», преимущественно монархами и царедворцами. Именно Пётр I упорядочил уже существующие основы музейного дела, введя осознанный подход к коллекционированию как к культурному и художественному явлению.
С воцарением Петра Алексеевича в России начались первые шаги в систематическом сохранении культурных ценностей. Император издал указ о сохранении отечественных древностей и сдаче редкостей комендантам, что заложило основу для создания крупных имперских музеев. Важнейшим проектом Петра стала Кунсткамера, учреждённая в Санкт-Петербурге в 1714 году. К 1719 году она стала первым в России общедоступным музеем и позже была передана в ведение Петербургской Академии наук. Реформы Петра I дали мощный импульс развитию художественной жизни, переориентировав её на светские начала. Те процессы, которые начали формироваться ещё в XVII веке, такие как усиление светской культуры и укрепление контактов с Западной Европой, при Петре обрели радикальный характер. Благодаря этим преобразованиям светские произведения искусства, а не религиозные, начали играть ведущую роль, становясь стилеобразующим элементом эпохи.
Стоит отметить, что Петра Алексеевича больше привлекала материально-техническая сторона европейской жизни, чем её социокультурные аспекты. Например, во время визита ко двору английского короля Вильгельма III его внимание больше привлёк прибор для определения направления ветра, чем картинная галерея в Кенсингтонском дворце, которую он так и не посетил. Тем не менее, европейская культура всё же оказала заметное влияние на русского царя. Так, 16 августа 1697 года Пётр Алексеевич впервые побывал в европейском театре в Амстердаме .
Европейская культура высшего света произвела ещё более сильное впечатление на ближайшего соратника Петра I — Александра Меньшикова. Светлейший князь построил в Санкт-Петербурге роскошный дворец в европейском стиле, где устраивал увеселительные мероприятия по западным образцам. Кроме того, А. Д. Меньшиков активно занимался коллекционированием предметов искусства, которые размещал в своём дворце в определённом порядке. Это отчасти напоминало организацию современных художественных музеев с разделением на секции. Например, каменные палаты украшали картины с мирскими сюжетами, а Большую палату дополняли дисюпорты голландского мастера Якоба де Вита и барельефы итальянских скульпторов.
Особое значение имели этнографические коллекции, включавшие бесценные материалы о народностях, регионах и их особенностях. Эти экспонаты впервые появились в 1704 году в Кунсткамере, а их основой стали материалы из домашних кабинетов графа Алексея Бобринского .
Ещё до того, как археология утвердилась как самостоятельная наука, Пётр I отдал распоряжение о немедленной доставке в новую столицу всех ценных находок из древних захоронений и могильников. Особое внимание уделялось артефактам, обнаруженным в Сибири её первооткрывателями, включая знаменитого промышленника и основателя Барнаула Акинфия Никитича Демидова (1678–1745). Одной из таких находок стал набор золотых украшений, найденных в древних могильниках и преподнесённых Демидовым в дар Екатерине I. Узнав об этом, Пётр I изъял эти артефакты и передал их в музей, что позволило сохранить бесценное наследие скифов для будущих поколений .
Император также активно занимался личным коллекционированием. Из своих заграничных путешествий он привозил картины, статуи и другие редкие предметы, которые украшали как парадные залы, так и личные покои дворцов . По приблизительным оценкам, картинная коллекция Петра I на момент его смерти насчитывала более 400 полотен. Царь не только проявлял изысканный вкус в отборе живописи, но и подошёл к коллекционированию системно. Так, он пригласил Георга Гзеля для наблюдения за своей коллекцией, что стало важным шагом от стихийного собирательства к осознанному и систематизированному сохранению произведений искусства.
Большое внимание уделялось сохранности приобретённых предметов, несмотря на значительные расходы. Например, статуя Венеры Таврической, обнаруженная в ходе раскопок в Риме и приобретённая Петром I в 1718 году, была доставлена в Санкт-Петербург наземным путём. Этот маршрут, хоть и более долгий и сложный, был выбран для минимизации рисков повреждения артефакта.
Пётр I проявлял живой интерес к созданию коллекций редкостей и произведений искусства. Его агенты за границей искали уникальные экспонаты для пополнения царской коллекции. Так, дипломат Савва Рагузинский сумел приобрести в Риме знаменитую статую Афродиты, известную сейчас как Венера Таврическая. Однако вывоз античных ценностей из Рима был запрещён папскими указами. Тогда было предложено оригинальное решение: обмен статуи на мощи святой Бригиты, католической святой, не канонизированной православной церковью, чтобы избежать религиозных противоречий. Для усиления давления предложение обмена было широко освещено в европейской прессе, вынуждая папу согласиться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбурова Р.М. Первые художественные публичные выставки в России (Императорская Академия художеств, XVIII век) // Материалы международной научно-практической конференции «Искусство и экспозиция. Исторический опыт и новейшие тенденции»: Дизайн-Ревю. 2018. № 1–4. С. 6–20.
2. Бахарева Н.Ю. К истории создания картины В.К. Шебуева «Полтавская баталия// Материалы научной конференции «Петровское время в лицах – 2021. К 300-летию заключения Ништадтского мира и создания Российской империи (1721–2021)». СПб., Издательство Государственного Эрмитажа, 2021, с. 71–81.
3. Вишленкова Е.А. Виртуальный «Музеум» Павла Свиньина – забытая сокровищница русского искусства // История и историческая память: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Саратовский гос. университет, 2011. Вып. 3. С. 108–120.
4. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века / В. П. Грицкевич ; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос.Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - Изд. 2-е, испр. и доп. -, 2004 - 406 с.
5. Ефремов, Н. А. Собирательство, коллекционирование и первые музеи в России периода зарождения империи Петра I (XVIII век) / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 377-381. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98943/ (дата обращения: 29.11.2024).
6. Исаков С.К. Федот Шубин. М.: Искусство, 1938.
7. Клюкина, А.И. К истории создания естественнонаучных музеев России / А.И. Клюкина // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 1(33). – С. 78
8. Марисина И.М. Очерки по истории международных связей императорской Академии художеств во второй половине XVIII – первой трети XIX века. М.: БуксМАрт, 2021.
9. Моисеева С.В. Публичная выставка Санкт-Петербургской Академии художеств 1766 года // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сб. статей. Одиннадцатый выпуск. М., 2008. С. 60– 74
10. Моисеева С.В. «…К лучшим успехам и славе Академии». Живописные классы Санкт-Петербургской академии художеств XVIII – первой половины XIX века. СПб.: Дмитрий Булавин, 2014.
11. Музей Академии художеств. Страницы истории. 1758–1990-е годы. СПб.: Лики России, 2009.
12. Музейное дело России / [Воронцова Е. А. и др.] ; под общ. ред. Каулен М. Е. (отв. ред.), Коссовой И. М., Сундиевой А. А. ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма, Российский ин-т культурологии МК РФ. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ВК, 2010. - 676 с.
13. Очерки истории музейного дела в СССР / Под ред. А.М. Разгона. – М., 1957-1971., Т. 1-7.
14. Петрова Н. Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Социологические исследования, 1986, № 7. С. 68–78.
15. Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. Новый библиографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2003. — 560 с.
16. Рельефы. Академические программы русских скульпторов в собрании Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР: Каталог / Сост. Е.Н. Маслова. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.
17. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования / изд. под ред. П.Н. Петрова и с его примеч.: [в 3-х ч., с указателем]. Ч. 1–2. СПб.: тип. комиссионера Имп. Академии художеств Гогенфельда, 1864–1865.
18. Свиньин П.П. Выставка в Императорской Академии художеств // Отечественные записки. 1827. Ч. 32. № 90 (октябрь). СПб.: Тип. К. Крайя, 1827. С. 130–157.
19. Свиньин П. П. Выставка в Императорской Академии художеств (окончание) // Отечественные записки. 1827. Ч. 32. № 91 (ноябрь). СПб.: Тип. К. Крайя, 1827. С. 311–335.
20. Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т этнографии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1953. - 240 с.
21. Фиорилло И.-Д. Опыт истории начертательных художеств в России (из сочинений Фиорилло) (окончание) // Художественная газета. 1838. № 19–24. С. 607–614.
22. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762–1828. М.: Искусство, 1979.
23. Штелин, Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: в 2 т. Т. 1 / Я. Штелин; сост., пер. с нем., вступ. ст., пре дисл. к разделам и прим. К. В. Малиновского. – М.: Искусство, 1990 – 359 с.
24. Юренева Т. Ю. Музееведение: учеб. для студентов гуманитарных специальностей вузов / Т. Ю. Юренева. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Акад. проект, 2006 (Киров : Дом печати - Вятка). - 558 с.