Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Кредитование - самый популярный банковский продукт. Его популярность объясняется тем, что при отсутствии собственных средств в любой момент вы можете получить деньги в банке на самые разные цели. Банки рекламируют кредиты с низкими процентными ставками, гарантируют, что вам не придется переплачивать за кредит или переплата слишком мала. Качественное управление кредитным процессом крайне важно для обеспечения стабильности и эффективности работы коммерческих банков, а значит и всей банковской системы. Из-за недостаточно эффективного управления кредитами многие национальные банки не могут максимизировать свою прибыль, что означает, что они сталкиваются со значительными финансовыми трудностями и потерями.
1. Теоретические основы государственного кредита
1.1. Понятие и сущность государственного кредита
В банковском секторе банковский кредит - это сумма средств, которую физическое или юридическое лицо может занять у одного или нескольких кредитных учреждений. По сути, это показатель того, сколько кредитов наличными может быть выдано на основе кредитной истории и активов компаний или физических лиц, которые имеют возможность брать кредиты. Фундаментальный принцип банковской системы заключается в том, что, когда деньги ссужаются, должно быть разумное ожидание возврата ссуды вместе с начисленными процентами. Для банка это означает, что важно учитывать общее финансовое состояние заявителя.
Предоставление кредитов банками зависит от фундаментальной способности экономики мобилизовать достаточное количество депозитов в экономике. Эти депозиты вместе с другими иностранными источниками финансирования образуют заемные средства или общие сбережения в экономике. Это означает, что внутри страны определенные "избыточные" экономические единицы должны иметь возможность экономить, чтобы эти сэкономленные ресурсы могли быть потрачены финансовой системой в виде займов или займов «дефицитным» субъектам экономики. Таким образом, в основе кредита лежит необходимость развития в стране серьезной культуры сбережений. На этом завершается весь цикл финансового посредничества [16, с. 51].
Кредит важен в экономике, особенно в производительных отраслях, которые отвечают за производство товаров и услуг. Предоставленный вам кредит - это нечто ценное. Ссуда позволяет вам привлекать средства или капитал, что является важным средством расширения. Кредит помогает компаниям расширить сферу своего производства, что означает больше товаров и услуг, больше излишков (прибыли).
Кредит не только расширяет производственные мощности производителей, но и создает более широкие потребительские возможности для домашних хозяйств, поскольку в будущем они могут привлекать заемные средства для финансирования более высокого текущего потребления. Это не только служит каналом увеличения прибыли, т.е. чем больше розничных товаров продается в кредит, тем больше выручки получит компания, но и повышенный спрос на товары и услуги за счет доступности кредитов стимулирует рост и инвестиции, а также создает новые рабочие места.
Кредит - это долговой инструмент. Одна сторона ссужает активы, имущество или деньги другой стороне для выплаты процентов и, возможно, погашения заемных активов , имущества или денег . Кредитное соглашение обычно составляется в письменной форме перед передачей активов из рук в руки между сторонами.
Номинальная стоимость кредита относится к основной сумме кредита, которая является первоначальной суммой кредита, как указано в кредитном договоре. В зависимости от типа кредита номинальная стоимость может быть или не быть суммой денег, которую заемщик получает после подписания кредитного договора.
Ссуда - это соглашение, по которому кредитор предоставляет деньги для текущего использования заемщиком, а заемщик обещает выплатить сумму в будущем, обычно по согласованной процентной ставке. Кредитор и заемщик подписывают кредитный договор, в котором подробно описываются условия договора.
Государственные займы - это совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступает государство, а местные органы власти связаны с гражданами и юридическими лицами. С одной стороны, государственный кредит представляет собой денежные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Если центральное правительство или местные органы власти являются участниками кредитного соглашения, то кредит будет принадлежать государству. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредитования, в основном в банковской сфере, где банки являются обязательными участниками кредитных соглашений [14, с. 82].
1.2. Основные формы государственного кредита
Основные формы государственного кредита:
1. Внешний. Кредиторами являются иностранные государства, международные организации.
2. Внутренний. Кредиторами являются физические и юридические лица самого государства.
3. Центральный. Заимствования со стороны федеральных властей.
4. Субфедеральный. Заем берет субъект Федерации.
5. Муниципальный район. Кредит берет на себя муниципалитет.
6. Краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет), долгосрочный (включая от пяти до 30 лет).
Некоторые другие формы внутреннего государственного кредита:
1. Государственный займ. Временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий используются для финансирования государственных нужд путем выпуска и продажи ценных бумаг.
2. Трансформация доли вкладов населения. Регулирование доли вкладов населения в займах осуществляется путем покупки специальных ценных бумаг и расчетов по облигационным займам.
3. Заимствование части средств Фонда национального кредита. Государственные кредитные учреждения напрямую передают часть кредитных ресурсов для покрытия государственных расходов.
4. Гарантированный кредит. Правительство несет ответственность за кредиты, предоставленные подчиненными органами.
5. Государственные облигации. Финансовая поддержка организаций и предприятий, оказываемая государственными органами из средств бюджета на основе срочности, оплаты и возврата.
Государственный кредит как форма государственного кредита характеризуется использованием временно свободных денежных средств населения, организаций и предприятий для финансирования государственных нужд путем выпуска и продажи ценных бумаг.
1.3 Классификация государственного кредита
Государственный заем может быть классифицирован по следующим критериям:
1. По источникам заемных средств. Существуют внутренние (кредиторами государства являются его граждане) и внешние (кредиторами являются иностранные граждане или учреждения).
2. По эмитентам. Существуют централизованные кредиты (их берет на себя федеральное правительство), субфедеральные кредиты (они берут деньги на финансирование отдельного субъекта федерации) и муниципальные кредиты (местные органы власти выступают здесь в роли заемщика).
3. По времени. Существуют краткосрочные (срок погашения — до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет) кредиты.
4. По возможности досрочное погашение. Существует право и нет права на досрочное погашение.
5. В зависимости от способа оплаты. Существуют единовременные платежи с равным погашением, при этом платежи увеличиваются / уменьшаются к установленному сроку.
6. По способу. Есть рыночные и нерыночные. Рынок можно купить на бирже, для него характерно изменение котировок. Не котирующиеся на бирже акции не публикуются и не выпускаются для конкретных инвесторов.
В процессе управления государственным кредитованием были решены следующие задачи: минимизация долговой стоимости заемщиков; предотвращение переполнения рынка государственным долгом и резких колебаний обменного курса; эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного погашения кредитов; решение задач, предусмотренных финансовыми стандартами. политики в максимально возможной степени. Специфическая ситуация с категорией государственных кредитов также определяет специфическую ситуацию с управлением их бизнесом. Обычно эти средства совместно выделяются Министерству финансов и центральному банку. С одной стороны, государственный кредит представляет собой денежные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Если центральное правительство или местные органы власти являются участниками кредитного соглашения, то кредит будет принадлежать государству. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредитования, в основном с банками, которые являются обязательными участниками кредитных соглашений [17, с. 65].
2. Анализ состояния и развития государственного кредита в России
2.1. Анализ динамики внутреннего государственного кредита в РФ
Показатель отношения госдолга к ВВП широко используется для сравнения долговой нагрузки различных стран. У России он небольшой, по сравнению с большинством развивающихся и развитых стран.
По данным на 8 ноября 2024 года, государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составляет 1 224,5 млрд. рублей.
По данным Минфина России, на 1 ноября 2024 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составляет 20 855 799,425 млн рублей, а общий объём — 21 537 407 064,6 тыс. рублей, в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации — 681 607 513,3 тыс. рублей.
Таким образом, по состоянию на 1 ноября 2024 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, снизился на 1 644 269,975 млн рублей, а общий объём — на 639 597,635 тыс. рублей.
Кризис 2022 г. продолжает прогрессировать, экономика просто не сможет восстановиться без достаточного притока денег извне(раньше роль этого источника осуществлялась за счет финансовых вложений). На сегодняшний день власти постоянно ищут новые источники финансирования, но эксперты тщательно оценивают ситуацию и советуют обратить внимание на то, что поиски пока не дали никакого эффекта, поэтому нужно быть готовым к худшему.
Государство делает ставку на внутренние заимствования. Их размер начал существенно расти с начала 2020-х годов. Размер внутреннего госдолга РФ в ценных бумагах на начало текущего года составил порядка 18 трлн руб (рисунок 4).
Облигации федерального займа с амортизируемым номиналом (ОФЗ-АД) постепенно уступают свою долю в общей структуре вложений выпускам других типов. С наибольшими темпами в последние годы прирастали объемы размещения классических ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД) и выпусков с переменной ставкой купона (ОФЗ-ПК). Также объем в обращении выпусков с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) постепенно растет.
2.2. Внешний государственный долг и его обслуживание
Для исследования государственного долга принято рассматривать его динамику как в целом, так и внутреннего и внешнего по отдельности, а также в процентом соотношении в показателю ВВП страны.
Согласно таблице 1 внешний государственный долг России за период 2015-2023 гг. (по состоянию на 01 января) снизился на 6637,7 млн. долл. США, что характеризуется как положительная динамика, однако за это же время, внутренний долг России вырос на 3454,2 миллиарда рублей, относительно 2014 г. увеличился на 162 %.
Внешний долг Российской Федерации имеет динамику снижения за анализируемый период, значительно уменьшился за 2019-2020 год на 4353,4 млн. долл. США, к 01.01.2023 г. эта тенденция привела к 49156,5 млн. долл. США, что на 6637,7 млн. меньше, чем в рекордном 2014 г.
Россия находится в ситуации обостренных внешних дипломатических и экономических отношений, и отсутствие новых внешних обязательств в этой ситуации можно рассматривать как затрудненность внешнего кредитования для страны на данном этапе.
Далее рассмотрим как изменялась ситуация с внутренним долгом за период.
Согласно данным, указанным в таблице 1, внутренний долг России за исследуемый период постепенно увеличивается, со значительными увеличениями сначала в 2015 г. на 1250,2 млрд. руб., затем в 2017 сразу на 1519 млрд. руб., незначительно сокращался в 2018 году на 756,4 млрд. руб., к началу 2023 года достиг рекордных значений 9176,4 млрд. руб., увеличившись при этом на 1929,3 млрд. руб.
2.3. Проблемы и перспективы развития государственного кредита в России
Развитие кредитного рынка может способствовать:
Создание открытых программ для различных категорий граждан;
Привлечение внимания правительства к данному вопросу;
Тщательная и точная проверка новых организаций;
Своевременное возвращение долгов по кредитам.
В то же время современные технологии должны быть внедрены в банковскую систему. Скорость финансовых операций также влияет на работу кредитной организации. Самое главное, не вините финансовый кризис. Да, это ухудшило экономическое положение экономики, но незадолго до того, как население потеряло интерес к кредитам. И кризис только усугубил эту ситуацию. Поэтому необходимо всесторонне рассмотреть ситуацию, чтобы решить проблемы потребительского кредитования. Развитие этого рынка зависит не только от государства, но и от каждого его участника, включая физических лиц [10, с. 73].
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Можно выделить следующие формы государственного кредита:
Государственные займы. Временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путём выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
3. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552
4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395- (ред. от 29.12.2014) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492
5. Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 27 ст. 3435, в "Парламентской газете" от 9 июля 2010 г. N 36
6. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 51 ст. 6673
7. Азоева О. В., Мокий М. С., Ивановский В. С. Экономика фирмы. –М.:Юрайт, 2019. – с. 336
8. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – Пенза, 2022. – 256 с.
9. Андрюшин С. А. Банковские системы. – М.: Инфра-М, 2022.– с. 384
10. Арзуманова Л. Л. Денежное обращение и история его развития (финансово-правовой аспект). – М.: Проспект, 2019. – 264 с.
11. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити - Дана, 2022. – 703 с.
12. Банки и банковские операции: Учебник/ Под ред. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2022. – 751с.
13. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2022. – 591с.
14. Воронин А. А. Национальная платежная система. Бизнес-энциклопедия. – М.: КноРус, 2023. – с. 424
15. Дмитриев М. Э., Дробышевский С. М., Наркевич С. С., Трунин П. В. Российская банковская система в условиях кризиса. – М.: Дело, 2024. – с. 128
16. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. — М.: Банки и биржи, 2021. – с. 261
17. Костин В. И., Костина А. В. Национальная безопасность современной России. Экономические и социальные аспекты. – М.: Либроком, 2024 г. – с. 344
18. Лаврушин О. Н. Банковская система в современной экономике. – М.: КноРус, 2019. – с. 366
19. Лаврушин О. Н. Деньги, кредит, банки. — М.: Финансы и статистика, 2019. – c.465
20. Магомедов А. М., Маллаева М. И. Экономика фирмы. – М.: Инфра-М, 2019. – с. 432
21. Максимова В. Ф. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика. – М.: Юнити-Дана, 2022. – с. 752
22. Мэнкью Н., Тейлор М. Экономикс. – Спб.: Питер, 2022. – с. 656
23. Рубинштейн, Т.Б. Развитие банковской системы и инновационные банковские продукты / Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина. – М.: Гелиос АРВ, 20124. – c. 268
24. Слагода В. Г. Экономика. – М.: Форум, 2022. – с. 224
25. Тесля П. Н., Плотникова И. В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства. – М.: Инфра-М, 2022. – с. 176
26. Федорова А. Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: учеб. пособие / А.Е.Федорова; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. – Екатеринбург: АМБ, 2022. – с. 136
27. Чуприна В. Ю. Тенденции и перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в Российской Федерации [Текст] / В. Ю. Чуприна, Т. В. Зайцева // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2019 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022.— С. 163–166.
28. Экономическая система России. Стратегия развития \ Под ред. Ларионова И. К., Сильвестрова С. Н. – М.: Дашков и Ко, 2022 г. – с. 336