Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Создание системы судов РФ, формирование судебной власти как самостоятельной и независимой ветви власти государства, закрепление правовое статуса суда как гарантии их независимости приходится на 90-е годы XX и первые годы XXI века.
Правовой основой совершенствования и последующего развития системы судов выступила Концепция судебной реформы, принятая российским парламентом в 1991 г., установившая главным направлением эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, доступность правосудия, принципы демократии при организации и деятельности российских судов.
1. Особенности судебной системы Российской Федерации
1.1. Предпосылки становления современной судебной системы
Развитие и совершенствование института судебной власти в России всегда проходило в связи либо с общими государственно-правовыми реформами, либо с судебными, затрагивающими судоустройство и судопроизводство. Этой связью реформ обусловлена периодизация истории института судебной власти в России.
После победы октябрьской революции 1917 г. система судов претерпела значительные преобразования. Актом, который заложил основы советской судебной системы, является Декрет Совет народных комиссаров от 22.11.1917 г. «О суде» № 1 . Вместо мировых судей были созданы местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, избираемых населением, но на протяжении двадцати лет выборы проводились соответствующими Советами. Полномочия местных судов ограничивались: по гражданским делам с суммой искового заявления до 3000 рублей, по уголовным делам – наказанием – не более 2 лет лишения свободы.
Была исключительно кассационная процедура обжалования решений и приговоров судов. В качестве кассационных инстанций выступали столичные и уездные съезды местных судей. Местным судам во время вынесения приговоров и решений временно было разрешено руководствоваться законодательством свергнутого правительства, если их не отменила революция, и оно не противоречит революционной совести и правовому сознанию. Местные судьи занимались вопросами предварительного следствия.
Далее вступил в действие Декрет ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 года «О суде» № 2 . Для исследования по первой инстанции дел, которые превышали подсудность местных судов, создавались окружные народные суды, которые избирались уездными и городскими Советами. Исследование гражданских дел производилось в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, уголовные дела были разрешены в составе двенадцати народных заседателей под непосредственным председательством одного постоянного судьи. Для исследования кассационных жалоб на решения окружных судов создавались областные суды. Для проведения предварительного следствия создавались специальные комиссии по следствию в составе трех человек, выбиравшихся Советами. Следствие проводилось коллегиально. При Советах также формировались коллегии правозаступников, члены которых могли быть в суде защитниками либо обвинителями.
Декрет СНК от 13 июля 1918 года «О суде» № 3 разрешил местным судам исследовать гражданские дела по исковым заявлениям до 10 тысяч рублей и уголовные дела, по которым максимальный размер наказания в виде лишения свободы составлял 5 лет .
Положение о народном суде РСФСР утвердили 30 ноября 1918 г.; устранив предыдущую систему судов, оно создало единый районный суд. К его подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел о контрреволюционных и других самых опасных для советской власти преступных деяниях. При исследовании дел районный народный суд должен был ссылаться исключительно на декреты Советской власти, а при их отсутствии руководствоваться социалистическим правовым сознанием.
Суд в составе:
- одного постоянного судьи исследовал споры о прекращении брака и дела в рамках бесспорного производства;
- постоянного судьи и 6 народных заседателей – дела о самых опасных преступных деяниях;
- постоянного судьи и двух народных заседателей – все гражданские и другие уголовные дела.
1.2. Современная судебная система РФ
Судебная система РФ представляет из себя комплекс судебных органов разных полномочий и уровней, которые действуют на территории страны. Назначением судебной системы является защита государственных основ конституционного строя РФ, гражданских прав и свобод, обеспечение соответствия Конституции РФ законодательных и исполнительных органов власти, соблюдения режима законности и справедливости во время применения и исполнения законов, а также других нормативно-правовых актов.
Законодательной основой деятельности как всей судебной системы, в общем, так и Верховного Суда РФ, является Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», федеральные законы о высших судебных органах РФ и других федеральных судах, предусматривающих полномочия, процедура формирования, состав и базовые функции данных судов.
Судебная власть в РФ осуществляется путем административного, конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства. В связи с тем, что Российская Федерация по виду административно-территориального устройства признается федеративным государством, в ней функционируют суды, формирующие систему российских судов .
Суды общей юрисдикции – это суды, которые рассматривают и разрешают споры, имеющие отношение к их компетенции, при помощи административного, гражданского и уголовного судебного процесса. Рассматривают все административные и гражданские дела о защите оспариваемых либо нарушенных прав, свобод и охраняемых законодательством интересов, кроме дел, которые согласно законодательству рассматриваются иными судами; все уголовные дела; другие дела, относящиеся законодательством к их ведению.
Систему судов общей юрисдикции в РФ формируются суды общей юрисдикции на уровне РФ и уровне субъектов РФ. Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в РФ» предусматривает, что к судам общей юрисдикции федерального уровня следует отнести: апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, областные, краевые суды, суд автономной области, суды автономных округов, суды городов федерального значения; специализированные суды, полномочия, процедура формирования и деятельности которых предусматриваются федеральным конституционным законодательством.
Кассационные суды общей юрисдикции осуществляются деятельности в границах территории судебного кассационного округа. Всего на территории РФ осуществляют свою деятельность девять кассационных судов общей юрисдикции. Кассационный суд общей юрисдикции исследует кассационные жалобы, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум и судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам.
2. Верховный Суд Российской Федерации и его статус в судебной системе
2.1. Законодательное закрепление места Верховного Суда РФ в судебной системе
Согласно статье 128 Конституции РФ, статье 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ признается высшим судебным органом, исследующим арбитражные, уголовные, гражданские, административные и другие дела, которые подсудны судам общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ осуществляет в установленных федеральным законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, в том числе специализированные федеральные и военные суды.
Верховный Суд РФ в рамках собственных полномочий исследует дела в качестве суда второй инстанции, в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, установленных федеральным законодательством, - также и в качестве суда первой инстанции.
Верховный Суд РФ выступает в качестве непосредственно вышестоящей инстанции суда в отношении к верховным судам республик, областным (краевым) судам, судам городов федерального значения, судам автономных округов и автономной области, военным судам военных округов, флотов, разновидностей и групп войск. Помимо этого, Верховный Суд РФ предоставляет разъяснения по вопросам практики судов. Вместе с тем компетенция, процедура создания и деятельности Верховного Суда РФ регламентируется федеральным конституционным законодательством.
Правовое значение понятия «высший орган суда» состоит в окончательности решений ВС РФ по делам, которые подведомственны судам общей юрисдикции, а также в его правомочии проверять в надзорном порядке любое дело, исследованное судами общей юрисдикции, в том числе дела, исследованные специализированными и военными судами.
Коллегии ВС РФ в рамках, установленных гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством, исследуют в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела, изученные по первой инстанции военными окружными, областными и приравненными к ним судами. В случаях, установленных федеральным законодательством, коллегии суда изучают гражданские и уголовные дела по первой инстанции. Вынесенные вместе с тем приговоры, решения и иные постановления суда признаются окончательными и не подлежат обжалованию и опротестованию в порядке кассации.
Особая роль в деятельности ВС РФ отводится его Пленуму. В его структуру входят все судьи Верховного Суда РФ. Задачей Пленума ВС РФ признается обеспечение единства практики судов в РФ при помощи предоставления разъяснений по вопросам, которые связаны с использованием судами законодательства. В отличие от актов нормативного характера, разъяснения Пленума ВС РФ не обладают обязательным характером, однако, они призваны ориентировать суды всех уровней на равный подход к использованию норм права.
Компетенция, процедура образования и деятельности Верховного Суда РФ должна быть установлены федеральным конституционным законодательством (статья 128 Конституции Российской Федерации).
По той причине, что данный закон до настоящего времени не принят, деятельность ВС РФ основана согласно требованиям Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», процессуального законодательства Российской Федерации и иных федеральных законов, регламентирующих функционирование ВС РФ.
2.2. Полномочия, статус и структура Верховного Суда РФ
Согласно статье 126 Конституции РФ и части 1 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ», последний признается высшим органом суда по гражданским делам, решению споров в экономической сфере, административным, уголовным и другим делам, подсудным судам, сформированным согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» и другими федеральными законами.
Верховный Суд РФ состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда РФ.
Верховный Суд РФ включает в себя следующие структурные подразделения: Пленум ВС РФ, Президиум ВС РФ, Апелляционная коллегия ВС РФ, Судебные коллегии по разным видам споров: административным, уголовным, гражданским делам, экономическим спорам, по делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия ВС РФ.
Председатель ВС РФ подлежит назначению на должность Советом Федерации РФ на срок 6 лет по непосредственному представлению Президента РФ и при обязательном наличии положительного заключения со стороны Высшей квалификационной судебной коллегии РФ.
С 17 апреля 2024 года Председателем ВС РФ стала И. Л. Подносова, пришедшая на смену В. М. Лебедеву, занимавшему этот пост с 1991 года.
Председатель ВС РФ осуществляет такие функции, как: организация работы суда; предусматривает правила внутреннего судебного распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего судебного распорядка и осуществляет контроль за их исполнением; распределяет обязанности между заместителями Председателя РФ, а также в рамках, предусмотренных федеральным законом, - между судьями; организует работу, связанную с повышением квалификации судей; занимается общим руководством деятельности судебного аппарата, в т. ч. назначает и освобождает от занимаемых должностей сотрудников судебного аппарата, распределяет обязанности между ними, решает вопрос, связанный с поощрением работников судебного аппарата либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу, связанную с повышением квалификации сотрудников судебного аппарата; регулярно информирует судей и сотрудников судебного аппарата о своей деятельности и о судебной деятельности; осуществляет иные полномочия, связанные с организацией работы суда.
Верховный Суд РФ поддерживает постоянные связи со СМИ. Представители средств массовой информации присутствуют на судопроизводстве, обладают доступом к информационным ресурсам ВС РФ, обеспечивая информирование широкого круга общественности его деятельности. ВС РФ вместе с Судебным департаментом организовало осуществление систематического электронного мониторинга мнения общества о судах с целью получения разносторонних сведений по данному вопросу и ее применения для совершенствования деятельности системы судов.
Если конкретизировать компетенцию ВС РФ, статья 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» устанавливает, какие административные дела он изучает как суд первой инстанции (часть 4 статьи 2), определяет, что ВС РФ решает споры в экономической сфере между государственными органами власти федерального уровня и субъектами РФ, между высшими государственными органами власти субъектов РФ (часть 5 статьи 2), устанавливает другую компетенцию ВС РФ (часть 6 и 7 статьи 2).
Вместе с тем, компетенция ВС РФ по уголовным делам установлена в законодательстве в самом общем виде. В соответствии с частью 2 статьи 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» он выступает по уголовным делам как суд надзорной инстанции, а также в рамках собственных полномочий как суд кассационной и апелляционной инстанции.
Помимо этого, в соответствии с частью 3 исследуемой статьи ВС РФ изучает отнесенные к его подсудности дела как суд первой инстанции и по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Возможно, в этой норме закона речь ведется, в том числе, и об уголовных делах.
Между тем, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ в настоящее время ВС РФ не изучает уголовные дела по первой инстанции. По этой причине приходится или констатировать противоречие части 3 статьи 2 Закона нормам статьи 31 УПК РФ, устанавливающей подсудность уголовных дел, или предположить, что законодатель стремится каждый раз изменить подсудность уголовных дел, в том числе и Верховному Суду РФ.
Заключение
Верховный Суд РФ признается высшим органом суда по рассмотрению уголовных, административных, гражданских, экономических споров и других дел, подсудных судам общей юрисдикции и арбитражным судам.
Верховный Суд РФ осуществляется в установленных федеральным законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, в том числе военные и специализированные военные суды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) Об арбитражных судах в Российской Федерации // Российская газета, N 93, 16.05.1995.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1
4. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О судах общей юрисдикции в Российской Федерации // Российская газета, N 29, 11.02.
5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 10.07.2023) О военных судах Российской Федерации // Российская газета, N 120, 29.06.1999
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) // Российская газета, N 220, 20.11.2002
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.12.2024) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, N 49, 11.03.2015
10. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021)О мировых судьях в Российской Федерации // Российская газета, N 242, 22.12.1998
11. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023) О статусе судей в Российской Федерации // Российская газета, N 170, 29.07.1992
Научная и учебная литература:
12. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 14-е изд., изм. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 704 с.
13. Баззаев Р.В., Даллакян Э.Р., Визиров И.В. Из истории развития судебной системы в России // Верховенство права: международный и государственный аспект. Сборник научных статей. - 2019. - С. 3-6.
14. Брыкина Ю.А., Саратова О.В. История становления и развития судебной системы в России // Теория и практика обеспечения законности и правопорядка в современном обществе. Сборник научных статей. - 2021. - С. 22-23.
15. Воеводова Л.К. Верховный Суд РФ – высший судебный орган судов общей юрисдикции // Журнал «Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства». – 2020. – С.172-175
16. Декрет ВЦИК от 21.10.1920 Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР, 1920, N 83, ст. 407 (утратил силу)
17. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 О суде // СУ РСФСР, 1917, N 4, ст. 50 (утратил силу)
18. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 N 2 О суде // СУ РСФСР, 1918, N 26, ст. 420 (утратил силу)
19. Декрет СНК РСФСР от 13.07.1918 N 3 О суде // СУ РСФСР, 1918, N 52, ст. 589 (утратил силу)
20. Ерещенко Д.В. Система судов общей юрисдикции // Журнал «Академия педагогических идей Новация». Серия: Студенческий научный вестник. - 2021. - № 6. - С. 81-84.
21. Жеребцов И.С. Историческое развитие судебной системы России // Журнал «Гуманитарные и социально-экономические науки». - 2022. - № 2 (123). - С. 94-96.
22. Жукова Е.Н. Судебная система России: от истории к современности // Журнал «Интернаука». - 2021. - № 7-2 (183). - С. 6-9.
23. Закон СССР от 16.08.1938 О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик // Ведомости ВС СССР, 1938, N 11 (утратил силу)
24. Закон СССР от 30.11.1979 О Верховном Суде СССР // Ведомости ВС СССР, 1979, N 49, ст. 842 (утратил силу)
25. Козлов Ю.А. Развитие судебной системы России: история и перспективы // Журнал «Юридическая наука: история и современность». - 2018. - № 8. - С. 170-175.
26. Колунтаев С.А. Эволюция советской судебной системы: 1917-1922 гг. // Журнал «Правосудие». - 2022. - Т. 4. - № 2. - С. 18-19
27. Конституционное право России: учебник для. — Москва: Юр. НОРМА: ИНФРА-М, 2022. — 496 с.
28. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)(ред. от 29.10.1976) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК", N 283, 06.12.1936 (утратил силу)
29. Малинский Ю.В. Военные суды в системе судов общей юрисдикции // Журнал «International Law Journal». -2021. - Т. 4. - № 3. - С. 50-54.
30. Момотов В.В. О роли Верховного Суда РФ и Совета Судей РФ в развитии судебной власти в России // Журнал «Судья». - 2022. - № 9 (141). - С. 11-14.
31. Нюдюльчиев В.В., Мукабенова Д.Н. Краткий обзор истории преобразования судебной системы России // Журнал «Столица науки». - 2020. - № 7 (24). - С. 148-149.
32. Полухин М.Ю., Студеникина С.В. Судебная власть и судебная система РФ // Журнал «Научное образование». - 2021. - № 3 (12). - С. 184-185.
33. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р. // СУ РСФСР, 1922, N 69, ст. 902 (утратил силу)
34. Правоохранительные органы: учебник. – 5-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. – Томск: Изд-во НТЛ, 2021. – 640 с.
35. Расулов И.А. Верховный Суд РФ: порядок формирования и полномочия // Журнал «Проблемы совершенствования законодательства».- 2022. – С.79-82
36. Стенюшкина А.А., Исаева Л.А. Место Верховного Суда РФ в судебной системе РФ // Журнал «Colloquium-journal». - 2020. - № 5-8 (57). - С. 22-23.
37. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 (с изм. от 07.07.1943) О военном положении // Ведомости ВС СССР, 1941, N 29 (утратил силу)
38. Шибанова Е.В. Роль Верховного Суда РФ в нивелировании пробелов законодательной техники УК РФ и УПК РФ // Российская юстиция. -2021. -№ 10. -С. 47
39. Шокумов Ю.Ж. Организация системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов // Журнал «Право и управление». - 2022. - № 6. - С. 28-31.