Фрагмент для ознакомления
2
Переход к подростковому возрасту, начало которого приходится примерно на 11 – 12 лет является критическим. У каждого подростка временные границы подросткового возраста не устанавливаются четко, они индивидуальны. Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание.
Физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, требуют построения нового телесного "Я". Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которые принимает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным как для самого подростка, так и для окружающих, делает невозможным сохранение статуса ребенка.
Тревога подростков по поводу своей внешности во многом обусловлена субъективным сексуальным соответствием (комплексом), то есть желанием выглядеть адекватно своему полу. Было установлено, что как у мальчиков, так и у девочек существуют сексуальные стереотипы тела, которые влияют на субъективную оценку их привлекательности, а, следовательно, и на общий уровень самооценки. В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя как самостоятельного субъекта, что выражается в появлении «чувства взрослости» [20, 45].
Когнитивная сфера подростка существенно меняется. Происходит развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Внимание становится произвольным, может контролироваться самим учеником. Индивидуальные различия во внимании обусловлены индивидуально-психологическими различиями. Например, повышенной возбудимостью или утомляемостью, перенесенными соматическими заболеваниями, травмами.
Подросток становится способным к аналитическому и синтетическому восприятию вещей. Восприятие теперь может быть не только поверхностным, но и неслучайным, в зависимости от интереса к чему-либо. У младших подростков память находится на низком уровне, но со временем значительно улучшается, становится произвольной. Наблюдается отказ от дословного запоминания учебного материала, подростку достаточно повторить учебный материал для запоминания. Появляется автоматизация мнемонических приемов. Наблюдается развитие логической памяти, появляется интерес к способам улучшения процесса запоминания. На этом уровне развития ребенка происходит тесное взаимодействие памяти и мышления, что позволяет памяти включать новый материал в систему знаний, а также устанавливать все более сложные ассоциации [17, 77].
Главным результатом развития мышления является овладение подростком процессом формирования понятий. Мышление становится теоретическим. Подросток способен самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их. Есть желание осваивать новые предметы, которые носят абстрактный характер. Развиваются мыслительные операции аналогии, классификации, обобщения. Проявляется рефлексивная природа мышления. Усиливается критическое мышление.
Значительные изменения происходят в процессах воображения. Взаимосвязь теоретического мышления и воображения служит благоприятной основой для начала творческой деятельности ребенка: сочинения стихов, песен, написания рассказов, создания различных украшений. В своих фантазиях подросток осознает свои потребности, интересы, влечения и эмоции, связанные с ними. Это позволяет ребенку определить свой личностный потенциал и будущий жизненный путь.
Важно также отметить, что в подростковом возрасте значительно развивается речь ребенка. Подросток способен правильно и быстро читать тексты, улучшается письменная и монологическая речь. Подросток способен пересказывать различные художественные произведения, а также самостоятельно готовить устные презентации, вести рассуждения и выражать свои мысли, подчиняясь принципу логики. Ребенок в этом возрасте способен самостоятельно писать эссе и изложения. Развитие речи происходит за счет усвоения знаний и увеличения словарного запаса, также зависит от уровня развития мышления и памяти [20, 49].
Подростковый возраст, один из самых сложных, критических периодов в формировании и становлении личности. В основе кризиса - конфликт между новыми психологическими потребностями, возникающими в данном возрасте, и отсутствием возможности и/или неспособностью их удовлетворить.
В подростковом возрасте формируется новая субъективная реальность, под воздействием которой меняются представления индивида о себе и других. Причем, у подростков наблюдается усиление критичного отношения к особенностям своей личности [4, 35].
Представления подростков о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного ровесника одной половой принадлежности с собой, но никогда подросток полностью не приравнивает себя к этому «мы». Образ своего «Я» подростки оценивают намного трогательней и нежнее группового образа «мы». Подростки-мальчики полагают, что они менее сильные, менее общительные и жизнерадостные, однако более добрые и способные к пониманию другого человека, чем их сверстники. Для девочек характерно приписывание себе меньшей общительности, но большей искренности, справедливости и верности.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Алкоголизм и его профилактика в школе. / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Методическое пособие для учителей и родителей. – М. : Медиа-Сфера. 2011.
2. Александров А.А., Александрова В.Ю., Ваганов А.Д. Профилактика курения среди подростков: роль врача // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. / А.А. Александров, В.Ю. Александрова, А.Д. Ваганов // – 2014 -№6 – С.29-31
3. Баранов А. А. Алкоголизм детей и подростков: Гигиенические и медикосоциальные проблемы и пути решения / А. А. Баранов, В.Р. Кучма, И.В. Звез-дина. - М.: Литтерра, 2007. - 213 с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой // – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
5. Гноевых В.В. Дисфункции кардиорес-пираторной системы при табакокурении у лиц молодого возраста / В.В. Гноевых, С.П. Григорьев, О.В. Александров, В.А. Семенов, А.Ю. Смирнова, А.А. Куприянов, Р.М. Хайретдино-ва // Российский медицинский журнал. - 2008. - № 4. - С. 13-14.
6. Дедух Е.Л. Факторы, влияющие на алкоголизм учащихся среднего школьного возраста Москвы / Е.Л. Дедух, Н. А. Ручкина, Н. Б. Мирская // Гигиена и санитария. - 2011. - № 3. - С. 58-62.
7. Дмитриева О.В., Казаева О.В. Алкоголизм подростков как медико-социальная проблема // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tabakokurenie-podrostkov-kak-mediko-sotsialnaya-problema (дата обращения: 16.04.2024).
8. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.Г. Зайнышев // – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
9. Звездина, И. В. Медико-социальные аспекты формирования здоровья школьников / И.В. Звездина, В.Р. Кучма // Бюллетень здоровья населения и среда обитания. – 2005. – № 1. – С. 5-9.
10. Инглик, Т.Н. Изучение мотивации подростков к алкоголю / Т.Н. Инглик, Н.М. Чернявская, Л.Б. Айбазова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. С.272- 273. – URL: www/scitnct-education.ru/106-8040
11. Касаткин В. Н. Здоровье: Программа профилактики курения и алкоголизма в школе / В.Н. Касаткин, И.А. Паршутин, О.Л. Рязанова, Т.П. Константинова. - М., 2005. - 132 с.
12. Клочинова П.Д. Профилактика асоциального поведения подростков/ П.Д. Клочинова // Социальная педагогика. – 2011 – №1. – С.61- 70.
13. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / З.В. Коробкина, В.А. Попов // – М.: Издательский центр "Академия", 2012.
14. Левитский Л.М., Язловецкий В.С. Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. /Л.М. Левитский, В.С. Язловецкий // – 2-е изд., перераб. и доп. – К., 2012.
15. Маркова А. И. Отношение школьников к табакокурению: социально-гигиеническое исследование / А.И. Маркова,
16. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2011.
17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. /Ф. Райс // - СПб., 2010.
18. Российская Федерация. М-во образования РФ О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ М-ва образования РФ от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. –2010. – №6.
19. Синцова С.В. Алкоголизм - эпидемия XXI века / С.В. Синцова, Е.Н. Чичерина // Туберкулез и болезни легких. - 2011. - № 3. - С. 8-14.
20. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2010.
21. Узумова А.Н. Особенности клеточного состава носовой слизи у подростков при курении табака / А. Н. Узумова, В.В. Мрясьева // Педиатрия. - 2007. -Т. 86, №2. - С. 111-113.
22. Чучалин А.Г. Табакокурение и болезни органов дыхания / А.Г. Чучалин // Русский медицинский журнал. - 2008. -Т. 16, № 22. - С. 1477-1481.