Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовые результаты деятельности организации — это прибыли и убытки (Profit and Loss) о деятельности компании. Чтобы их определить - нужно из доходов вычесть расходы. Поэтому доходы и расходы организа-ции — это именно те показатели, которые волнуют и саму компанию, и кон-тролирующие органы. Прежде всего собственников, которые получают ди-виденды, которые являются частью прибыли, которая осталась после уплаты налогов, пополнения капитала, расходов на производство и премий. Бухгал-тер следит, чтобы все суммы были отражены в учете верно, налоговая про-веряет полноту уплаты налогов.
Доходы и расходы являются базовыми показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; без понятия доходов и расходов не-возможно определить финансовые результаты деятельности организации; определение доходов и расходов является необходимым с точки зрения представления достоверной информации пользователями т. д. поэтому воз-можность получить информацию об оптимальном методе, позволяющем по-лучать своевременные и достоверные данные о доходах и расходах, возмож-ности их признания для расчетов объясняет актуальность выбранной темы.
Переход российской экономики к рыночным отношениям изменил под-ходы к формированию системы бухгалтерского учета и отчетности и его по-становке в организациях и на предприятиях. Данные подходы не означают полного отказа от государственного регулирования финансового учета и от-четности, а только ослабление жесткой регламентации учетного процесса и разумное сочетание государственного регулирования и самостоятельности организации в вопросах выбора форм, методов и способов ведения бухгал-терского учета. Новые подходы предусматривают, что организации, на ос-нове установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами общих правил бухгалтерского учета, разрабатывают собственную учетную политику, в качестве основного документа, утверждаемого прика-зом руководителя и устанавливающего правила ведения бухгалтерского уче-та в организации с учетом специфики ее деятельности.
Целью написания данной работы является изучение методики призна-ния доходов и расходов с бухгалтерском, налоговом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить признание доходов и расходов организации;
- рассмотреть признание доходов и расходов банка;
- исследовать признание доходов и расходов страховой компании;
- рассмотреть признание доходов и расходов индивидуальных пред-принимателей;
- исследовать принципы ведения бухгалтерского учета расходов и до-ходов в бухгалтерском и налоговом учете;
- рассмотреть алгоритм бухгалтерского учета доходов и расходов ор-ганизации;
- проанализировать методы признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯДОХОДОВ И РАСХОДОВ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА
1.1 Признание доходов и расходов организации
Основным документом, устанавливающим единые правовые и методо-логические основы организации и ведения бухгалтерского учета доходов и расходов организаций в Российской Федерации, является Федеральный за-кон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон о бухгалтерском учете) [2]. Согласно ст. 3 этого Закона в состав зако-нодательных документов Российской Федерации о бухгалтерском учете так-же включаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгал-терском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имуще-ства, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организаци-ями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необ-ходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
В состав федеральных законов, регулирующих бухгалтерский учет до-ходов и расходов, в первую очередь включаются Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации [10, с. 89].
Гражданский кодекс Российской Федерации является основополагаю-щим документом, регулирующим гражданско-правовые отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом предпринимательской является самостоятельная, осу-ществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол-нения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом каче-стве в установленном законом порядке.
Следовательно, именно гражданское законодательство активным обра-зом участвует в формировании объектов бухгалтерского учета: имущества и обязательств организаций и хозяйственных операций, осуществляемых орга-низациями в процессе их деятельности. Что касается Налогового кодекса РФ, то помимо важной роли этого документа при формировании информации об объектах бухгалтерского учета, его нормы прямо регулируют порядок учета доходов и расходов отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. В частности, эти нормы определены для субъектов упрощен-ной системы налогообложения и граждан, осуществляющих предпринима-тельскую деятельность без образования юридического лица.
Налоговым кодексом РФ установлено, что организации и индивиду-альные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообло-жения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, а организации, применяющие упрощенную систему налогообложе-ния, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтер-ском учете.
Регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов Президентом РФ в большинстве случаев осуществляется посредством выдачи им поруче-ний иным федеральным органам исполнительной власти. В частности, про-цесс реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в соот-ветствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) осуществляется во исполнение Указа Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Россий-ской Федерации Федеральному Собранию “Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Россий-ской Федерации)».
Согласно ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Этот федеральный орган исполни-тельной власти регулирует бухгалтерский учет доходов и расходов как по-средством самостоятельного издания актов в области бухгалтерского учета, так и делегированием своих полномочий Министерству финансов РФ.
Все нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет в целом в определенной степени, регулируют и учет доходов и расходов в силу того, что, в них определены порядок признания и оценки различных объектов бухгалтерского учета (основных средств и материальных ценностей, финан-совых вложений и т.д.).
Доход – это экономическая выгода, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ) [4]. Признавать доходы в налоговом учете следует в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (п. 1 ст. 271 НК РФ). Но из этого общего правила есть исключения. Они сосредоточены в пункте 2 статьи 271 Налогового кодекса. Он состоит из двух абзацев. В Абзаце 1 рассматри-ваются доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам. Абзац 2 касается дохода от реализации работ или услуг в производствах с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом. Из сопоставления Абзацев 1 и 2 можно сделать вывод, что Абзац 1 относится к внереализационным доходам [1].
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получе-ния и направления деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи про-дукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 «Про-дажи»;
б) прочие поступления (операционные доходы, внереализационные до-ходы, чрезвычайные доходы). Доходами от обычных видов деятельности яв-ляется выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
К доходам по обычным видам деятельности можно отнести доходы, непосредственно связанные с основной уставной деятельностью предприятия; могут включать:
1. выручку от продажи продукции, товаров, выполнения работ и услуг;
2. выручку от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если этот вид деятельности считается основным (арендная плата);
3. поступления от предоставления за плату во временное пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если этот вид деятельности считается основным (лицензионные платежи (включая роялти) за пользова-ние объектами интеллектуальной собственности);
4. поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если это является уставной деятельностью. Доходы, получаемые организаци-ей от предоставления за плату во временное пользование (временное владе-ние и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изоб-ретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной соб-ственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операци-онным доходам.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Операционными доходами являются:
1. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
2. поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возника-ющих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
3. поступления, связанные с участием в уставных капиталах других ор-ганизаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
4. прибыль, полученная организацией в результате совместной дея-тельности (по договору простого товарищества); 5. поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
6. проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; прочие.
В организациях, предметом деятельности которых являются предо-ставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобре-тения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собствен-ности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой счита-ются поступления, получение которых связано с указанными видами дея-тельности.
Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к опе-рационным доходам.
Внереализационными доходами являются:
1. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
2. активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
3. поступления в возмещение причиненных организации убытков;
4. прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
5. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым ис-тек срок исковой давности;
6. курсовые разницы;
7. сумма дооценки активов;
8. прочие внереализационные доходы. Чрезвычайные доходы - поступ-ления, возникающие как последствие чрезвычайных обстоятельств хозяй-ственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализа-ции и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, оста-ющихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему исполь-зованию активов, и т.п
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержден-ные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами