Фрагмент для ознакомления
2
Современная социальная ситуация в Российской Федерации весьма противоречива и имеет множество аспектов. Наблюдается нестабильность в экономике, усиливается дифференциация населения по доходам, возрастает напряженность на рынке труда, увеличивается задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, сильно проявляются тенденции к неблагополучию.
Сегодня особенно важным становится преодоление посткризисного снижения уровня жизни на основе роста ВВП и повышения эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что приведет к снижению уровня бедности и сокращению дифференциация доходов населения. за счет усиления адресности социальной поддержки и стимулирования роста заработной платы, гарантируя эффективный уровень занятости трудоспособных граждан.
В условиях усиливающейся глобализации, интеграции стран в глобальные экономические, социальные и гуманитарные связи общества необходимо двигаться к стандартам качества жизни, заложенным во Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях Всемирной организации здравоохранения. Международная организация труда (МОТ), Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения и другие документы.
Сложившаяся ситуация требует от государства, неправительственных организаций и общественных объединений принятия адекватных мер, прежде всего в сфере развития системы социальной помощи населению и обеспечения социальной защиты.
Вопросы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, рассматривались в рамках исследований Т.В. Деркачевой, Г.Б. Челноковой, О.А. Митиной и других.
Особенности организации социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, были рассмотрены в работах вице-президента М.О. Галаганова, К.Н. Гусова, А.М. Лушникова, М.В. Лушникова, Е.Е. Мачульская М.Ю. Федорова и другие авторы. Однако в последние годы правительственные постановления в этой сфере претерпели существенные изменения и требуют новых научных знаний.
Некоторые формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
Социальная и образовательная поддержка. Организация бесплатного питания детей, дополнительных занятий для преодоления академической дезадаптации, включение в занятия по интересам, бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особыми потребностями.
Медицинская помощь. Медикаментозная и психотерапевтическая поддержка родителей, обеспечение детей до 1 года льготным детским питанием, помощь в направлении на лечение, реабилитацию и установление инвалидности.
Психологическая помощь. Организовать консультации психологов в образовательных учреждениях, центрах психологической поддержки, медицинских учреждениях, провести реабилитационные программы помощи детям и подросткам, страдающим эмоциональными расстройствами и агрессивным поведением.
Юридическая помощь. Помощь в реализации родительских прав, сбор документов для постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения пособий и социальных пособий, помощь в поиске родственников, подача и сопровождение исков по защите прав детей.
Социальные услуги. Оказывать социальные услуги на дому и в полустационарной форме во время дневного ухода.
Объект исследования- несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Предмет исследования- формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Цель исследования- раскрыть формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Задачи исследования:
- раскрыть особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- рассмотреть формы и методы социально-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- провести анализ социальной работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию
- изучить систему международного сотрудничества в области социальной защиты детства
- провести обобщение лучших практик субъектов РФ
- дать рекомендации родителям ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1.1. Особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Социальная неблагополучность детей является острой общественной проблемой и бросает вызов современной социальной политике. Дети относятся к наиболее уязвимым категориям населения, поскольку подвергаются риску социальной изоляции. Повышение уровня благополучия детей является одним из стратегических приоритетов государственной политики России.[2]
Среди детей и подростков наиболее подвержены риску несколько групп:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети-инвалиды, то есть имеющие недостатки в физическом или умственном развитии;
дети из семей беженцев или перемещенных лиц;
несовершеннолетние правонарушители;
дети-жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в воспитательных колониях;
дети из семей, употребляющих алкоголь и т.д.
Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из важнейших факторов возникновения категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статистика показывает, что последние годы характеризуются тенденцией к снижению количества семей, находящихся в ситуации социальной опасности, и проживающих в них детей.
Семейная дисфункция является многоаспектной характеристикой функционирования семьи. Выделяют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейной дисфункции:
тяжелое финансовое положение, бедность;
жилищные проблемы;
потеря связи членов семьи с рынком труда;
конфликтная ситуация в семье;
безответственное воспитание, жестокое обращение с детьми;
алкоголизм, наркомания и т.д.
Исследователи выделяют три основных механизма возникновения семейной дисфункции:
1. «Наследование» неблагополучия. В некоторых случаях проблемы являются не чем иным, как воспроизведением образа жизни и проблем родительской семьи. Люди склонны возвращать в настоящее то, с чем они выросли. Копируя отношения своих родителей, дети часто воспроизводят тип семейного кризиса в своем браке.
2. Появление проблем из-за личных обстоятельств. Механизм возникновения такого недостатка правильнее всего определить как следствие непреодолимых жизненных обстоятельств. Примером может служить крайняя бедность семьи после внезапной инвалидности одного из членов семьи или потери кормильца. Разнообразие сценариев, приводящих к проблемам, очень велико.[3]
3. Появление проблем из-за изменений на макроуровне. Дисфункция семьи может возникнуть в результате глобальной трансформации (экономической, политической, социокультурной). Самый очевидный пример – кризис, который пережили многие семьи после реформ 1990-х годов, когда часть населения оказалась невостребованной на рынке труда.
Охарактеризуем подгруппы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (безнадзорные и беспризорные дети; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты; дети, нуждающиеся в экстренной психолого-педагогической помощи).
Беспризорность и безнадзорность детей и подростков включены в психолого-педагогическую литературу и официальные документы как один из вариантов их социальной дезадаптации. Безнадзорные люди составляют большую категорию детей и подростков, связи которых с семьей полностью разрушены. Отсутствие надлежащего ухода и содержания, жестокое обращение и пренебрежение интересами детей в родительской семье создают угрозу психофизическому и моральному здоровью детей и побуждают их покидать дом. Безнадзорные дети склонны к скитанию, подвергаются высокому риску стать жертвами насилия и преступлений, вовлекаются в преступную деятельность, употребляют алкоголь и наркотики в раннем возрасте, занимаются попрошайничеством и мелкими кражами.
Проживание вне семьи или интернатов, в подвалах или на чердаках, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и без регулярного питания вредит здоровью этих детей, разрушает познавательную деятельность и не способствует развитию самопознания и общения, без что, естественно, их социализация невозможна.[4]
Еще одну подгруппу среди детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По мнению членов Ассоциации детских психиатров и психологов Н. Иовчука, Е. Морозовой и А. Щербаковой:
-68% этих детей имеют родителей, лишенных родительских прав;
-8% имеют родителей-одиночек;
- 7% - родители отказались от своих прав при рождении ребенка,
- у 7% недееспособные родители,
-4% имеют родителей, находящихся в тюрьме,
- дети-сироты - 5%,
- подкидыши - 1%.
Система социального обслуживания населения создана и функционирует как высокоэффективная профессиональная социальная технология, позволяющая оказывать эффективную социальную поддержку гражданам, находящимся в сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнь человека или социальной группы, поскольку важнейший сектор социальной сферы.
Нарушение жизнедеятельности понимается указанным федеральным законом (статья 1) как тяжелая жизненная ситуация, с которой гражданин не может справиться в одиночку. [5]
Закон также включает в качестве такой ситуации детский дом. Это же положение закреплено и в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определяющем трудные жизненные ситуации, в которых оказываются дети, в том числе лишение родительской опеки. Поэтому, исходя из особенностей и основополагающих принципов системы образования и системы социального обслуживания, можно предположить, что органами опеки и попечительства должны быть органы социальной защиты. [1]
Еще одним аргументом в пользу передачи функций по организации работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, органам управления социальной защитой населения являются нормы, закрепленные в национальных стандартах социального обслуживания населения. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальные услуги населению: основные виды социальных услуг» в перечне социально-правовых услуг, как самостоятельный вид услуг, указывает содействие органам опеки и попечительства в размещении несовершеннолетних, нуждающихся в уходе. социальная реабилитация при усыновлении, опеке, попечительстве и т.д. приемная семья, учреждения социального обслуживания (пункт 4.6.10).
Национальный стандарт Российской Федерации «Социальные услуги населению: Качество социальных услуг. Общие положения» в разделе, регулирующем качество социально-правовой услуги, содержатся разъяснения содержания деятельности, составляющей социально-правовую услугу, оказываемую несовершеннолетним. без родительской опеки. Определенный нормативный документ. Содействие органам опеки и попечительства при устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реинтеграции, в целях усыновления, опеки, попечительства, приемной семьи или школы-интерната должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело каждого несовершеннолетнего (статья 4.7.6).[6]
Сбор и обработка этих документов – достаточно объемная и утомительная работа. В перечень необходимых документов входят документы, подтверждающие отсутствие родителей (свидетельство о смерти, решение суда о признании исчезновением гражданина или объявлении его умершим, решение суда о лишении родителя родительских прав, решение суда, на основании которого гражданин был отправлен в отбывать наказание в тюрьме и др.). Обязательным документом является акт осмотра жилищных условий, который дополняется справкой с места жительства о размерах занимаемой площади. Поскольку во многих случаях встает вопрос о защите имущественных прав несовершеннолетних, специалисты должны провести опись имущества, оставшегося после смерти родителей. Если ребенок получал пенсию по случаю потери кормильца, к личному делу необходимо прикрепить пенсионную книжку. Для сохранения родственных связей с кровными родственниками, которые учитываются, например, при принятии решения об усыновлении ребенка, необходимо собрать справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников. Естественно, в личном деле несовершеннолетнего должны быть документы о состоянии здоровья, образовании и другие документы, необходимые для дальнейшего устройства несовершеннолетнего. Сбор и подготовка документов в каждом случае требует индивидуального подхода, поскольку предполагает обеспечение прав несовершеннолетнего.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». 13 В нём определены категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органы, осуществляющие их защиту.
2.Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нём дано определение понятия «трудная жизненная ситуация».
3.Указ Президента РФ от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Основной целью деятельности Фонда является стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
4.Асанова Н.К., Руководство по предупреждению насилия над детьми - М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 2017. - 512 с.
5.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2022. - 208 c.
6.Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение. / С.Ф. Анисимов. -2-е изд. доп. М.: «Мысль», 2019. - 158 с.
7.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2018. - 298 с.
8.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2017. - 298 с.
9.Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. -- М.: МГППУ, 2021. - 359 с.
10.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2021. - 298 с.
11.Бурмистрова Е.В. «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с особыми нуждами»// Сб. «Коррекционная педагогика и психология» ЮОУ МКО - М.: 2021. - 289 с.
12.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2022. - 272 с.
13.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2018.-259 с.
14.Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 2023. - № 4. - 60 с.
15.Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2022. - 455 с.
16. Кузнецова М.В. «Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей» М.: 2013г.
17.Лисовский В., Вебер Л. и др. «Книга молодой семьи» Л.: Лениздат, 2013 г.
18.Панкова Л.М. «Для будущих супругов» М.: 2014 г .«Проблемы семьи и современной политики» Вып.-3 М.: 2014 г. 12.
19.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров Изд.-Юрайт,2014год.
20. Соболева Л.А. Социальная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в конфликте с законом) // Отечественный журнал социальной работы.- 2023. - № 2. - С. 82-87.