Фрагмент для ознакомления
2
Познавательный интерес рассматривался исследователями в разное время. В связи с этим в педагогической науке накоплен большой теоретический и практический опыт по изучению познавательного интереса в детском возрасте.
Рассматривая понятие «познавательный интерес», был проведен контент-анализ понятий, данный разными авторами (табл. 1).
Таблица 1. Контент-анализ понятия «познавательный интерес»
Автор Определение
И.Ф. Харламов [18] Под познавательным интересом понимает эмоциональную потребность человека, которая определена мотивацией и уверенностью к дальнейшей деятельности.
Г.И. Щукина [20] Познавательный интерес – это направленная деятельность личности, избирательно концентрируемая на предметной стороне и процессе деятельности.
Н.Г. Морозова [12]
Познавательный интерес представляет собой активное желание человека познавать мир, выраженное в его эмоциональном отношении.
В.С. Ильин [9] Познавательный интерес – это деятельность, рождающая познавательные потребности.
С.Л. Рубинштейн [10]
Познавательный интерес - это деятельность, в которой проявляются умственные и эмоциональные способности личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства авторов познавательный интерес понимается как деятельность субъекта, определяемая мотивами познания.
Формирование и развитие познавательного интереса возможно только в деятельности и, прежде всего, в учении. Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям: отбор соответствующего содержания учебных предметов и собственно организация познавательной деятельности учащихся.
Г.И. Щукина обозначила следующие условия развития интереса к знаниям:
– максимально опираться на активность мыслительной деятельности школьников;
– вести процесс обучения на оптимальном уровне развития школьников;
– создавать эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный тонус в учебном процессе;
– обеспечить благоприятное общение в процессе учебы [21].
Н.Г. Морозова понимает интерес к учебной деятельности как познавательный интерес. Его возникновению способствуют следующие факторы: опыт и образование ребенка; методы и средства обучения [12].
В различных работах было выявлено, что основным источником познавательного интереса является глубокий, концентрированный рабочий процесс, направленный на решение познавательных задач.
Г.И. Щукиной принадлежит идея о том, что познавательный интерес в своем развитии проходит последовательные стадии: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, теоретический интерес. Подчеркнем, что идею автора разделяют не все исследователи, так как данные стадии выделяются чисто условно, однако следует отметить тот факт, что наиболее характерные стадии-признаки остаются общепризнанными [21].
Аспекты методологии познавательного интереса включают три пункта:
1) вовлечение учащихся в цели и задачи урока;
2) вызов интереса к содержанию повторяющегося и вновь выученного материала;
3) приобщение учащихся к интересной для них форме работы [15, с. 6].
Мы убедились, что авторы определяют познавательный интерес с различных позиций, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена. Чаще всего авторы связывают познавательный интерес с преобладанием положительных эмоций к деятельности, с мотивации к ней, с потребностью познать предметы и явления окружающего мира.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выявили следующие особенности познавательного интереса:
1. Прежде всего, он выражается в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи.
2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением человеком знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой – этот процесс невозможен без приобретения новых знаний, которые представляют собой важнейший «строительный материал», являющийся фундаментом развития познавательного интереса. Становится ясным, что под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Когда обучающийся заинтересован в деятельности, он проявляет активную мыслительную активность, у него работает внимание и память. Интересный материал школьниками лучше понимается и запоминается.
3. Познавательный интерес активизирует различные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение. Это, в свою очередь, отражается на способах приобретения, хранения, использования ребенком знаний об окружающем мире. Так, например, при наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит.
4. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений [15], [8], [19].
Таким образом, рассмотрев различные точки зрения исследователей по определению сущности познавательного интереса, его структуры и основных признаках, мы пришли к следующему выводу. Познавательный интерес отличается от любых других педагогических феноменов познавательной активностью, явной избирательной направленностью на конкретный предмет, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует развитию умений ребенка выявлять закономерности и устанавливать связи между предметами познания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. 129 с.
2. Абдулаева, О.А.Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие / О.А. Абдулаева. – СПб.: СПбАППО, 2010.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
4. Балакирева, О. И. Методические подходы к повышению уровня валеологических знаний школьников на занятиях по химии / О. И. Балакирева, А. В. Тутушкина, О. В. Глазкова // Развитие науки и образования в современном мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Часть IV. - М.: АР-Консалт, 2015. - С. 15-17.
5. Бартасевич, И. Г. Измерение уровня знаний основного показателя качества обучения / И. Г. Бартасевич // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-urovnya-znaniy-osnovnogo-pokazatelya-kachestva-obucheniya (дата обращения: 06.06.2023).
6. Берсенева, Е. В. Современные технологии обучения химии: учеб. Пособие / Е. В. Берсенева. - М.: Центрхиммпресс, 2004. - 132 с.
7. Гончарук, С.И. Познавательные задачи и их виды // Философия и общество. - 2001. - №2 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-zadachi-i-ih-vidy (дата обращения: 09.06.2023).
8. Жукова, Н.В. О реализации принципов индивидуализированного и дифференцированного обучения / Н.В.Жукова, Е.Г.Садомская // Химия в школе. - 2018. - №1. - С. 34-39.
9. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. С.- Пб.: Знание, 2006. с.190
10. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности / В. А. Машарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2008. – № 2. – С. 1238.
11. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И. В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 57 с.
12. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
13. Науменко, Ю.В. Содержание организационно- методической работы по развитию УУД у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко. /Методист. – 2014. – с.156
14. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1999. – С.184.
15. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11.
16. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
17. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
18. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников : дидактические очерки / И. Ф. Харламов. - Минск : Нар.асвета, 1970. - 158 с.
19. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников на уроках «Окружающего мира»: автореф. канд. псих. Наук. Якутск, 2012. 238 с.
20. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. - Москва : Знание, 1972. - 32 с.
21. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2018.