Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Под процессом обучения понимают систематизированный и целенаправленный процесс. В условиях личностно ориентированного обучения педагогу надо каждого из школьников включить в учебно-воспитательный специально организованный процесс. Это позволяет обеспечить формирование личности обучающегося, развитие их учебной мотивации и познавательных мотивов и соответствующих познавательных потребностей.
Учебная деятельность субъекта всегда связана с освоением соответствующих социальных ролей, которые предполагают наличие у него коммуникативных компетенций. Чтобы всё это обеспечить в образовательном процессе учителя практики осваивают многочисленные педагогические технологии и методики, которые позволяют обеспечить эффективный результат в процессе обучения субъектов.
В условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузовским обучением, использование инновационных педагогических технологий, методик, техник и образовательных практик приобретает большое значение. Задача учителя реализовать в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированный, системно-деятельностный и индивидуальный подходы. Лишь это позволит говорить об успешном освоении всех соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций.
От человека требуется всё больше творчества и умений сотрудничать и коммуницировать с коллегами по учёбе, работе и др. К наиболее часто используемым педагогическим технологиям относят проектные технологии, исследовательские, игровые, дифференцированное и интегративное обучение и др.
На уроках информатики все рассмотренные технологии активно применяются учителями, начиная с начальной школы. Обучение школьников информатике – это решение самых необходимых образовательных задач, в частности, логических, дидактических, содержательных, связанных с обработкой большого количества информации, знакомство с системами счисления и др.
Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования школьников, учителя успешно используют технологии интегрированного обучения. Под ней понимают особую организацию процесса обучения, которая подразумевает проведение бинарных учебных занятий, к примеру, информатика и математика, информатика и физика, информатика и биология и др. Во всех случаях речь пойдёт об учёте межпредметных связей.
Объект исследования: интеграционный учебно – воспитательный процесс на уроках информатики.
Предмет исследования: приёмы и методы, используемые на интегрированных уроках по информатике.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования технологии интегрированного обучения на уроках информатики.
Задачи:
1. Провести анализ понятия технология интегрированного обучения в современной образовательной среде.
2. Изучить особенности использования технологий интегрированного обучения.
3. Описать педагогические условия использования технологии интегрированного обучения на уроках информатики.
4. Предложить методические рекомендации использования технологии интегрированного обучения на уроках информатики.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования технологии интегрированного обучения
1.1. Анализ понятия технология интегрированного обучения в современной образовательной среде
В учебном процессе школьники непрерывно расширяют свой кругозор и получают соответствующие знания, умения и навыки (ЗУН) на всех учебных дисциплинах, в соответствии с утверждённым учебным планом. Большую роль в этом целостном процессе играет межпредметная интеграция учебных предметов, дисциплин, междисциплинарных курсов.
Под межпредметной интеграцией понимают объединяющий процесс тех, или иных учебных дисциплин. Это обеспечивается на основе соответствующего предметного содержания и потенциальных межпредметных связей. Учителя учитывают содержание концепций, законов, закономерностей и др. при изучении одного предмета, содержание которого может быть использовано для изучения другого предмета. Это могут быть физика и мктематика, математика и информатика и иное. В этом случае можно говорить о формировании целостной картины мира учениками [12].
Учитель способен обеспечить это в образовательном процессе, путём проведения соответствующей целенаправленной работы при отборе учебного содержания того или иного предмета. Ученики при этом начинают понимать смысл и роль одной учебной информации при освоении содержания других учебных предметов.
Проведение интегрированных уроков позволяют достичь получения заданного образовательного результата не только в области ЗУН, но и в области формирования универсальных учебных действий, личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, которые регламентированы ФГОС СОО.
Под интегрированными уроками рассматривают особый тип урока, где происходит объединяющее обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. При этом, всегда должна быть выделена ведущая дисциплина. Она выступает интегратором, а все остальные дисциплины относят к вспомогательным. Интегрированные уроки способствуют углублению, расширению и уточнению материала ведущей дисциплины [23].
Целью интегрированного обучения является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов учебной деятельности, в том числе, игровой.
Интегрированные уроки имеют следующие преимущества:
-повышение у школьников учебной мотивации;
-формирование устойчивого познавательного интереса к предмету;
-формирование целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
Благодаря интегрированному обучению, школьники учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Всё это позволяет говорить о расширении кругозора учеников и о формировании гармонически и интеллектуально развитой личности [8]. ФГОС регламентируют освоение предметных и метапредметных результатов, которые представлены всеми группами универсальных учебных действий. Межпредметная интеграция при этом играет большую роль, поскольку позволяет расширить содержание одного учебного предмета, за счёт другого учебного предмета. Интеграция соответствующих образовательных областей даёт ученику все необходимые знания, умения и навыки, которые позволяют понять, что учебные дисциплины не отдалены одна от другой, а каким-либо образом пересекаются в различных областях и все учебные и дидактические элементы взаимосвязаны между собой [2].
Интеграционные процессы образовательных предметных областей могут быть рассмотрены как особое средство обучения. Этот процесс несомненно направлен на развитие эрудиции и понимания школьников. Предметная интеграция позволяет объединить все полученные в процессе интегрированных уроков в единую и целостную систему.
Предметную интеграцию можно обозначить как тесную взаимосвязь учебных предметов, областей, дисциплин, тем и разделов предметов на основе одной из ведущих идей базовой дисциплины [22].
Речь может идти об интегрированном проведении уроков и о процессе восполнения одного учебного материала другим. При проведении интегрированных уроков должна сохраняться ведущая идея выбранной дисциплины. В процессе предметной интеграции максимально обеспечивается объединение понятийной сферы той, или иной образовательной области. Можно сказать, что процесс интегрирования - это не простая комбинация выдачи учебного материала, а соответствующий способ учебной деятельности. Обеспечиваться этот процесс может с самых разнообразных позиций и на самых разнообразных этапах. Происходит вычленение основного учебного материала и решение новых учебных задач продуктивного или творческого характера.
В процессе обучения на интегрированных уроках происходит объединение образовательных областей различных учебных предметов. Интеграционные процессы позволяют говорить о продуктивном сотрудничестве всех субъектов образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Андреева, Н.В. Шаг школы в смешанное обучение / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. – М.: Буки Веди, 2016. – 280 с.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению / Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2018. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки
интересными и увлекательными / Д. Берджес. – Москва: Альпина Паблишер. - 2015. – 238 с.
5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
6. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе информационных
технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной
школе / Е.К. Васин. - Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, N 2(154) – С. 33-41.
7. Вартанова, Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее:
академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И.
Максеенко. – М.: МедиаМир. - 2017. – 160 с.
8. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (Дата обращения 03.12.2024).
9. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (Дата обращения 03.12.2024).
10. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс — инновационная модель
обучения / О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
11. Горностаева, Ю.В. Гибкая модель смешанного обучения на уроках
химии / Ю. В. Горностаева // Информационные технологии для Новой школы. - Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. Том 2. – Санкт-Петербург: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. – С. 37-41.
12. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века
[Электронный ресурс] / Т.В. Долгова // Интерактивное образование:
информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (Дата обращения 03.12.2024).
13. Калинина, С.Д. Условия эффективного использования вебинаров в
образовательном процессе университета / С.Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – N 3 (23). – С. 37-42.
14. Каракозов, С.Д. Техническая политика и этапы развития цифровой
образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – N 1. – С. 17-27.
15. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России/ М. С.
Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – No31. – С. 3-7. URL
https://moluch.ru/archive/217/52242/ (Дата обращения 03.12.2024).
16. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (Дата обращения 03.12.2024).
17. Логинова, А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и
опасения [Электронный ресурс] / А.В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.
– N 7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (Дата обращения 03.12.2024).
18. Малинина, И.А. Применение технологий электронного обучения
иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И.А.
Малинина // Современные научные исследования и инновации. – 2013. –
N 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (Дата обращения 03.12.2024).
19. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (Дата обращения 03.12.2024).
20. Национальная программа «Цифровая экономика Российской
Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (Дата обращения 03.12.2024).
21. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (Дата обращения 03.12.2024).
22. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г. В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (Дата обращения 03.12.2024).
23. Хорн, М. Смешанное обучение: использование прорывных
инноваций для улучшения школьного образования / М. Хорн, Х. Стейкер.–Калифорния: Jossey-Bass, 2015. – 343 с.