Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономика Российской Федерации вот уже несколько лет развивается крайне нестабильно: за резким подъемом следует череда кризисных лет, в конце которых снова наступает процветание. В таких условиях возникает необходимость создания на государственном уровне таких территорий, где их жителям были бы предоставлены льготные условия для осуществления различных видов деятельности, в том числе внешнеэкономической. В последние годы Правительством Российской Федерации разработано множество федеральных целевых программ, целью которых является развитие субъектов Российской Федерации в различных сферах бизнеса, в том числе в рамках внешнеторговых сделок.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие, сущность и цели территорий опережающего развития
Созданию территорий опережающего социально-экономического развития способствовал фактор необходимости улучшения экономического положения Дальневосточного федерального округа. Жители имеют привлекательные преимущества в деятельности в таких областях, которые могут обещать положительные результаты в ближайшие годы. Первоочередной целью любого государства является равномерное развитие всей территории с целью использования всего экономического потенциала страны, что в случае России становится сложной задачей не только из-за размеров территории, но и из-за различных природных условий проживания.
На территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (монопрофильных), где существует риск ухудшения социально-экономического положения, и на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (монопрофильных), утвержденных Правительством Российской Федерации, со стабильной социально-экономической ситуацией, создание территорий опережающего социально-экономического развития одинаково возможно. Специальное правовое регулирование осуществления предпринимательской и иной деятельности в области опережающего социально-экономического развития предусмотрено в соответствии с Федеральным законом «О ТОР» и другими федеральными законами и включает в себя:
1) Особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории, предшествующей социально-экономическому развитию;
2) установление льготных ставок аренды за пользование объектами недвижимости, находящимися в собственности или аренде управляющей компании и находящимися на территории опережающего социально-экономического развития социально-экономического развития;
3) Особенности налогообложения жителей территории, предшествующей социально-экономическому развитию, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) особенности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области опережающего социально-экономического развития;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры территории, опережающей социально-экономическое развитие;
6) предоставление государственных услуг в области опережающего социально-экономического развития;
7) применение таможенной процедуры беспошлинной зоны;
8) увольнения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований жителей территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество.
1.2. Нормативно-правовая база функционирования территорий опережающего развития
Нормативно-правовая база функционирования территорий опережающего развития включает:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» (ред. от 24.11.2024). Закон определяет правовой режим таких территорий, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на них.
2. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 №614 (ред. от 01.09.2022) «Об особенностях создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
3. Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 №1558 (ред. от 28.10.2022) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Атом-ТОР», осуществляющему функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, созданными на территориях закрытых административно-территориальных образований (за исключением Дальневосточного федерального округа), на финансовое обеспечение его деятельности».
Понятие такого рода особой зоны закреплено в Федеральном законе №473 от 29.12.2014 г, он определяет правовой статус территорий опережающего развития, налоговые льготы и преференции. Они применимы только к жителям ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, зарегистрированные государством и заключившие соглашения в соответствии с положениями законодательства о ведении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.
1.3. Меры государственной поддержки резидентов территорий опережающего развития
Меры государственной поддержки резидентов территорий опережающего развития (ТОР) включают:
1. Налоговые преференции:
льготы по налогу на прибыль организаций (ставка 0–5% на первые 5 лет, 12% — на следующие 5 лет);
понижающий коэффициент к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых;
пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% на 10 лет;
льготы по земельному налогу (ставка 0–1,5% на первые 3–5 лет);
льготы по налогу на имущество организаций (ставка 0–0,3% на первые 5 лет, 0,5–2,2% — на следующие 5 лет).
2. Административные преференции:
обеспечение инфраструктурой;
упрощённый порядок предоставления земельных участков;
привлечение иностранной рабочей силы без учёта квот;
представление управляющей компанией интересов резидентов в суде.
Также резиденты ТОР могут применять процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ).
Получить консультацию по мерам поддержки можно в центре «Мой бизнес» своего региона.
Для достижения целей и задач регионального маркетинга используются следующие инструменты:
1. SWOT-анализ, целью которого является оценка преимуществ и недостатков, а также определение угроз и возможностей для развития региона.
2. STEP-анализ – поэтапный анализ для изучения внешних и внутренних факторов, чтобы разработать эффективную стратегию с минимальным риском.
3. Информационными и рекламными инструментами могут быть публикации в журналах, интернет-сайты, рекламные кампании и т.д.
4. Лоббирование, то есть влияние на конкретные субъекты (предприятия и органы власти).
5. Конференции, выставки, лекции и т.д.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика ТОР в Курганской области
В Курганской области были созданы три зоны опережающего развития (ТОР): «Варгаши», «Далматово» и «Катайск».
Целью создания ТОР является создание благоприятных условий для инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Резиденты ТОР получают налоговые льготы по федеральным, региональным и местным налогам, а также преференции по страховым взносам. Например, резиденты освобождаются от налога на имущество и налога на имущество, ставка подоходного налога снижается до 5% в первые пять лет и до 13% в следующие пять лет (вместо 20%). Для резидентов, получивших статус ТОР в первые три года работы, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снижены с 30 до 7,6%.
Один из крупнейших ТОР - «Катайск». На его территории проживает 18565 жителей. За последние три года они инвестировали более миллиарда евро в развитие муниципальной территории и создали 405 новых рабочих мест. Спектр услуг, предоставляемых резидентам, разнообразен. Например, «Агрико» производит молочные продукты, комбикормовый завод с большим количеством и мелкими порциями кормов для животных. Компания «Медмил» занимается производством гигиенических и медицинских изделий.
Также в регионе реализуется инвестиционный проект по созданию грибной фермы на 2,3 миллиарда рублей. Его реализует компания «Уральские грибы». В рамках проекта на ферме будет создано 253 новых рабочих места.
Компания «Медмил» занимается производством гигиенических и медицинских изделий. Основным продуктом здесь стали одноразовые абсорбирующие подгузники. Их производится более пяти миллионов штук в месяц, их можно найти во многих федеральных торговых сетях. В Катайске в 2024 г. будет запущено сразу несколько производств и мастерских. Большая часть работ на территории индустриального парка площадью 11,5 тыс. кв. м уже выполнена. Это даст городу еще 200 новых рабочих мест. Общая стоимость проекта составляет почти 749 миллионов рублей, из них более 510 миллионов - финансирование.
2.2. Оценка результативности деятельности ТОР
Создание качественной системы наблюдения и контроля является основой эффективной организации системы как стратегического, так и тактического управления ТОСЭР. Однако нормативно-правовой акт, регулирующий этот процесс, был принят только в конце 2019 года, Это Постановление Правительства РФ № 1240 утверждено распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2019г. №1240 (ред. от 1.02.2021) «Об утверждении методики оценки эффективности и мониторинга показателей деятельности территорий опережающего социально-экономического развития, за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях моногородов Российской Федерации» и включает моногорода, в которых наибольшее количество ТОСЭР.
Можно определить следующие показатели результативности деятельности ТОР в Курганской области:
1. Привлечение резидентов. Особые условия и льготы для ТОР привлекли в регион 13 резидентов, что обеспечивает приток инвестиций и новые рабочие места, а также позволяет комплексно развивать муниципалитеты.
2. Создание новых рабочих мест. Например, за последние три года резиденты ТОР «Катайск» создали 405 новых рабочих мест.
3. Привлечение инвестиций. За последние три года резиденты вложили в развитие муниципального округа более миллиарда рублей.
4. Налоговые отчисления. Например, в 2020 году налоговые отчисления в консолидированный бюджет от резидентов ТОСЭР составили 15,8 млн рублей, что в 9 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Также целесообразно выделить следующие особенности планирования в ТОР Курганской области:
1. Программируемое управление. ТОР Курганской области разрабатывают программы развития, затрагивающие интересы всех хозяйствующих субъектов: населения, предприятий и организаций, органов государственной власти.
2. Использование мер поддержки для ТОР Курганской области. Местные органы власти предоставляют предприятиям инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы, заключают муниципальный контракт, поддерживают малый предприниматель.
3. Разработка генерального плана развития. Это важнейший документ, определяющий концепцию ТОР Курганской области.
4. Наличие стратегии социально-экономического развития. Документ содержит анализ социально-экономического положения ТОР Курганской области, оценку текущих тенденций и определяет миссию, цели, задачи и приоритеты развития до 2025 г.
В деятельности ТОР Курганской области определены следующие стратегические направления развития:
Первое стратегическое направление: создание условий для улучшения инвестиционного климата. Поддержка малого и среднего бизнеса.
Цели первого стратегического направления:
1. разработка эффективных механизмов привлечения инвестиций в экономику.
2. развитие малого и среднего бизнеса.
3. повышение инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.
Второе стратегическое направление: обеспечение устойчивого развития основных отраслей экономики (крупных и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий).
2.3. Проблемы и ограничения в функционировании ТОР
Проблемы и ограничения в функционировании территорий опережающего развития (ТОР) в Курганской области:
1. Низкая активность инвесторов. Несмотря на налоговые и иные льготы, бизнес не спешит размещать новые производства в Далматово, Катайске и Варгашах.
2. Отказы компаний от размещения производств в ТОР. Зафиксированы случаи, когда от своих планов отказывались компании, которые изначально официально заявляли об интересе к сотрудничеству с властями.
3. Тяжёлая социально-экономическая ситуация в малых городах региона. Для них характерна стремительная депопуляция населения.
В 2022 году Правительство Российской Федерации продлило срок функционирования ТОР «Варгаши» и «Далматово» до марта 2030 года, а ТОР «Катайск» — до февраля 2031 года.
Некоторые ограничения, которые действуют в отношении функционирования ТОР в Курганской области:
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОР РЕГИОНА И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
3.1. Основные проблемы функционирования и развития ТОР Курганской области
Для ТОР Курганской области существует ряд системных вопросов, большинство из которых характерно для РФ в целом:
снижение стимулов для инноваций и роста эффективности;
средний уровень качества и недостаток человеческого потенциала;
относительно низкое качество труда;
дефицит квалификационных кадров, включая рабочие и инженерные специальности;
существенный риск дефицита квалификационных кадров для экономики инновационного развития;
низкие показатели портфеля инвестиций;
недостаточная финансовая инфраструктура;
проблема сбыта готовой продукции. Она возникает из-за удалённости предприятий от экономических центров государства;
низкая заполняемость ТОСЭР. Это связано с отсутствием коммунальной инфраструктуры на территориях, имеющих данный статус, а также с низкой предпринимательской активностью в соответствующем регионе;
ограничения по разрешённым видам деятельности резидентов ТОСЭР. Они не способствуют привлечению инвесторов;
неразвитость социальной инфраструктуры;
недостаточная доступность информации о ТОСЭР для потенциальных резидентов.
3.2. Разработка предложений по совершенствованию механизма управления ТОР в регионе
Предложения по совершенствованию механизма управления территориями опережающего развития (ТОР) в Курганской области:
1. Создать единую площадку на базе интернет-портала. Она позволит осуществлять свободную коммуникацию между резидентами разных территорий, обмениваться опытом и знаниями.
2. Создать цифровую логистическую платформу управления. Это поможет осуществлять оперативный контроль за бесперебойной работой транспортных каналов и узлов, получать большую отдачу от имеющихся транспортных путей.
3. Ввести льготы по налогу на всю прибыль. При условии, что она будет использоваться на развитие бизнеса резидента ТОР.
4. Упростить порядок изменения категории земельных участков в границах ТОР. Это позволит сократить сроки изменения категории и, соответственно, сроки реализации инвестиционных проектов.
5. Ввести льготы по страховым взносам для резидентов территории. Например, заменить механизм субсидирования на льготную ставку и сдвинуть момент начала использования этой льготы.
6. Грамотно спланировать социальную политику. Это поможет привлечь и закрепить на территориях необходимые профессиональные кадры.
7. Расширять меры государственной поддержки жителей. Например, введите нулевую ставку по транспортному налогу, налогу на имущество и имущество, снизить подоходный налог до 12.5%. Также возможно предложить лизинговую программу, которая компенсирует первоначальный взнос за покупку оборудования — до 70% от понесенных затрат.
8. Централизовать управление ресурсами. Это повысит мобильность и эффективность коллективного использования материально-технической базы и инженерно-педагогического персонала.
9. Интенсифицировать профессиональную подготовку. Сроки и циклы обучения, переподготовки и повышения квалификации должны быть сокращены за счет технологических изменений и лучшей ориентации на результат.
10. Поддерживать профессиональные образовательные организации в небольших городах. Например, помочь им перейти в новое качество. .
В системе методов управления социально-экономическим развитием региона важен выбор оптимального сочетания административных и экономических методов. Одним из методов управления и развития государственного и общественного регулирования социально-экономических процессов на территориях является процесс организации стратегического планирования, представляющий собой набор операций стратегического планирования, долгосрочного прогнозирования и стратегического управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении изложим основные выводы, сделанные по результатам проведенного исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации»(ред. от 24.11.2024) Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/70831204/(дата обращения: 11.12.2024)
2. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 270 с.
3. Арабский Восток в поиске оптимальных социально-экономических решений / Ответственный редактор А. О. Филоник. Москва: ИВ РАН, 2021. – 264 с.
4. Бабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О.Н. Бабурина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
5. Баев, Е. В. Стратегическое планирование в СССР на примере разработки пятого пятилетнего плана // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2018. – № 4. – С. 3-13
6. Васильева, Т. Н. Мировая экономика : конспект лекций / Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. – 4 -е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 161 с.
7. Вялов Н.В. Анализ тенденции взаимной интеграции между ЕАЭС, ШОС и БРИКС / Н.В. Вялов, Н.В. Могилевская // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №3 (129). — URL: https://research-journal.org/archive/3-129-2023-march/10.23670/IRJ.2023.129.59
8. Гатина Л.И. Стратегическое планирование в регионе: учебно-методическое пособие / Л.И. Гатина, С.А. Алексеев; Минобрнауки России, Казан.нац.исслед.технол.ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. – 140с.
9. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций: в 2 ч. / ИСАА МГУ. – М., 2010. – 643 с.
10. Гогаева, Л. О. Перспективы развития внешней торговли России в условиях санкций / Л. О. Гогаева. // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 173-175.
11. Гюлджян, А. Г. Экономическая интеграция: теоретические основы и практические вызовы / А. Г. Гюлджян, И. В. Калимуллина // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 163-165.
12. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 588 с.
13. Доржиева В.В., Ильина С.А. Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020 - № 4. – с. 58-72.
14. Емельянова, Л. П. От НАФТА к USMCA: развитие экономических отношений в текущем региональном и глобальном контексте // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). Молодой ученый. – 2024. – С. 5-14.
15. Жукова, К. А. Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 118-120.
16. Изотова, А. Р. Классификация международных экономических и финансовых организаций и их деятельность / А. Р. Изотова // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 242-246.
17. Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.
18. Комкова Е. Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения – 2019. – Tом 63. – № 4 C. 50-58
19. Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 720 с.
20. Кузнецова, Г. В. Россия в системе международных экономических отношений : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 393 с.
21. Кузякин Ю.П., Кузякин С.В., Реунова Е.С. Территории опережающего социально-экономического развития: становление эффективного механизма развития экономики // Россия и современный мир. 2020. - №1. – с. 67-80.
22. Лапыгин, Д. Ю. Разработка стратегии развития региона: система инструментов / Лапыгин Д.Ю. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 217 с.
23. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с.
24. Международные финансы: учебник и практикум для вузов / Ответственный редактор В. Д. Миловидов, К. Е. Мануйлов. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 516 с.
25. Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник / Под ред. А.С.Булатова. — Мосва: КНОРУС, 2017. – 916 с.
26. Новая система производительных сил и страны Востока. Коллективная монография/ Ответственный редактор А. В. Акимов, С. А. Панарин. – Москва: ИВ РАН, 2019. – 276 с.
27. Салицкий А. Китай на волнах глобализации. Мировая экономика и международные отношения. 2019. – Т. 63. – № 10. – С. 122-126.
28. Самыгин, Д. Ю. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз : монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 140 с.
29. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 158 с.
30. Степанов Н.С. Институты развития регионального управления новой модели экономического роста (территории опережающего развития, территории опережающего социально-экономического развития) // Вестник университета. – 2023.- № 1(1). – с. 106-113.
31. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации // М., ИД «Наука».2013. – 302 с.