Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность государственного управления 5
1.2. Эффективность государственного управления: понятие, виды, критерии оценки 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Критерии эффективности деятельности органов власти и их нормативно-правовое закрепление 13
2.2. Особенности оценки государственных проектов и программ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
В сфере административного права понятие и сущность государственного управления представляют собой структурированный подход к управлению и регулированию публичных дел, функций и ресурсов, характеризующийся иерархическими, нормативными и бюрократическими признаками. Государственное управление, как оно определено в авторитетных правовых доктринах, включает в себя систематическую реализацию законодательных директив, проведение государственной политики и надзор за соблюдением общественных норм с помощью регулятивных механизмов, направленных в первую очередь на поддержание общественного порядка и обеспечение эффективного предоставления услуг гражданам .
Управление включает в себя различные административные действия и процессы, которые осуществляются в границах, определенных административно-правовыми принципами. Они включают, но не ограничиваются, изданием правил, разрешением споров и управлением государственными ресурсами. Правовая база, регулирующая эту деятельность, гарантирует, что административные действия осуществляются в соответствии с установленными законами, тем самым поддерживая принципы законности, прозрачности и подотчетности .
Кроме того, концепция государственного управления динамично интегрирована с функцией административной дискреции, которая позволяет государственным органам иметь определенную свободу в принятии решений, чтобы адаптироваться к сложным и меняющимся общественным потребностям, не выходя за рамки закона. Гибкость необходима для эффективности стратегий управления, позволяя административному аппарату реагировать на возникающие вопросы и вызовы, соблюдая при этом процессуальные и материальные нормы, обеспечивающие защиту общественных интересов.
Таким образом, концепция государственного управления в контексте административного права представляет собой структурированный, но адаптируемый подход к государственному управлению, глубоко укорененный в юридических процедурах и направленный на обеспечение упорядоченного управления государственными делами, способствуя тем самым стабильности и функционированию общества.
Ключевые характеристики и функции государственного управления в рамках административно-правовой системы сформулированы в виде комплекса признаков и обязанностей, обеспечивающих эффективное и законное управление государственными ресурсами и делами. Центральным среди этих признаков является принцип законности, который предписывает, что все действия правительства должны соответствовать действующим законам, обеспечивая тем самым верховенство права и предотвращая произвол. Кроме того, принцип прозрачности реализует эту законность, требуя, чтобы административные процедуры и решения были доступны и понятны общественности, тем самым повышая подотчетность и доверие общества .
Другой фундаментальной характеристикой является отзывчивость механизмов управления, под которой понимается способность государственных администраций адаптировать свою деятельность и результаты в ответ на общественные потребности и изменения в обществе. Адаптивность имеет решающее значение для поддержания актуальности и эффективности государственной политики и административных действий в быстро меняющейся социально-политической среде .
Функционально государственное управление призвано обеспечивать исполнение законов и реализацию государственной политики - функции, которые в совокупности направлены на поддержание общественного порядка, обеспечение социального благосостояния и экономической стабильности. Функция правоприменения предполагает не только применение правовых норм, но и разрешение споров и наложение санкций, что позволяет поддерживать общественный порядок и соблюдение законов. Параллельно с этим функция реализации требует от бюрократического аппарата эффективного исполнения политических решений, распределения ресурсов и предоставления услуг, удовлетворяющих коллективные потребности населения .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) – URL: http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 01.04.2024) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». – URL: http://www.consultant.ru/
4. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?ysclid=m1s1myddad562694709
6. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. - С. 240.
7. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
8. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. - С. 217.
9. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 582 с.
10. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 299 с.
11. Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 252 с.
12. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления 2-х ч.: учебник и практикум/Е.В. Охотский. – М.: Издательство Юрайт, 2023.
13. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 410 с.
14. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. – 310 с.
15. Стахов А.Б., Кононов П.О. Административное право России. Учебник. — М.: Юрайт, 2020. – 278 с.
16. Теория и механизмы современного государственного управления : учеб. пособие / Д.А .Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 288 с.
17. Уманская, В. П., Малеванова, Ю. В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. – 176 с.
18. Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления // Вестник ННГУ. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-vzaimodeystviya-form-i-metodov-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 09.12.2024).