Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из важнейших инструментов развития стран мира является обеспечение их конкурентоспособности в условиях информационной цивилизации. Актуальность темы исследования заключается в том, что уже достаточно долгое время в России применяются санкции как мера давления со стороны ряда государств. Целью ограничений является политическое давление, направленное на принудительное изменение политического курса и политического режима в целом.
Экономика определяет ориентиры хозяйственной деятельности стран, их политический курс, социальную структуру, оказывает существенное влияние на благосостояние граждан. Вместе с тем, внешняя политика любой страны просто немыслима без эффективной внешнеэкономической деятельности конкретного государства, многие из которых, пытаясь укрепить свое положение на мировой арене, прибегают к использованию экономических санкций, оказывающих влияние на экономический сектор других государств. Нельзя не отметить, что в современном кризисном мире внешнеэкономическая политика испытывает влияние антироссийских санкций. Учитывая то, что экономическим санкциям подверглись развитые сферы отечественной экономики (нефтяная отрасль, металлургия и др.), необходимо отметить, что анализ применения антироссийских санкций дает возможность разобраться во многих вопросах, касающихся как перспектив развития экономики нашей страны, так и выстраивания определенных планов, обеспечивающих поступательное движение российского общества в информационном веке.
Тема влияния экономических санкций на экономику России является актуальной. Экономические санкции направлены одной страной (или группой стран) против другой, чтобы в ней произошли изменения политической, экономической и социальной сферы. Как правило, эти изменения негативны для страны, против которой направлены санкции.
Санкции привели к изменениям как положительного, так и отрицательного свойства, которые коснулись следующих компонентов экономической политики: торговые барьеры, инфраструктура финансового рынка, информационная безопасность, фискальная политика, международные резервы.
Одна из основных проблем — ограниченность доступа России на рынки капитала, включая ограничения по использованию собственных ресурсов, таких как золотовалютные резервы и замороженные активы в иностранных государствах. Это существенно ограничивает возможности России привлекать новые инвестиции и финансирование
Негативное влияние на экономические процессы оказывают прежде всего контрсанкции. Так, в России увеличили масштабы производства отечественного сыра и иной продовольственной продукции, но в то же время доходы населения на фоне кризисной ситуации, наоборот, снизились.
Цель данной работы – рассмотреть экономические санкции и их двойственное влияние на российскую экономику.
Задачи:
рассмотреть историю санкций;
исследовать понятие и виды санкций;
проанализировать влияние санкций на российскую экономику в 2014-2021 гг.;
исследовать динамику и влияние санкций на российскую экономику с начала специальной военной операции на Украине;
описать влияние санкций на мировую экономику;
рассмотреть вопросы регулирования санкций.
Объект исследования – экономические санкции.
Предмет исследования – влияние экономических санкций на развитие российской экономики.
Методы исследования: анализ, синтез.
Теоретическая основа исследования представлена материалами учебной и научной литературы по вопросам влияния санкций на развитие российской экономики.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
1.1. История появления и развития экономических санкций
История экономических санкций и их применения насчитывает уже сотни лет. Все без исключения государства во все времена хотели повлиять на своих «соседей», используя в своем экономическом инструментарии непрямые методы воздействия, то есть всевозможные санкции. Анализ научной литературы показал, что санкции зачастую способны лишь усугубить проблемы, которые призваны были решить.
Длительное развитие прошли экономические санкции, начиная от времен античности и Средневековья. Применение первых санкций ученые-экономисты и историки относят к 5 веку до н.э.
Они были известны в те времена как репрессалии. Известно, что «средневековые санкции обычно были локальными и краткосрочными. Это обосновано быстроменяющимися интересами стран, политическими решениями правителей, которые приводили к краткосрочным конфигурациям торговых и военных союзов» [4, c.6]
В истории санкций остался зафиксированным тот факт, что Афинский морской союз в 432 году до н. э. наложил санкции на город Мегару. Это было связано с тем, что доминировавшие в Элладе Афины запретили областным купцам Мегара посещать свои порты и рынки, что привело к началу кровавых Пелопонесских войн.
Вместе с тем, следует акцентировать внимание на том, что в эпоху империй, введение санкций тем или иным государством объяснялось меркантильными причинами. Например, державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Страны, торговавшие с Китаем, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, чтобы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной Империи.
Известно из истории санкций и то, что «борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.
Использование подобных политических методов привело ко многим конфликтам и войнам, но постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем – и продавцам, и покупателям.
Вероятно, все те исторические ошибки, дошедшие до нас по введению экономических санкций государствами мира, могли бы дать почву для серьезных размышлений и принятия решений странами, уже информационной цивилизации. Однако и в современное время, страны никак не могут согласовать свои действия в области санкций (отменить их, наладив торговлю и помогая друг другу и т.д.).
Понимая, что санкции выступают эффективным инструментом регулирования экономических, политических и торговых отношений, многие государства стараются успеть, что называется, «стать в один ряд» с такими ведущими и развитыми США, Канадой, Австралией, Японией и др.
В отношении Российской Федерации даже давние партнеры, которые выстраивали с нашей страной вполне дружеские отношения, за последние пять лет приняли совершенно другие решения, «переметнувшись» к другому «лагерю», включившись в санкционные программы против России.
В большинстве словарей бизнес-терминов, экономические санкции определены как меры принуждения экономического характера. Эти меры могут быть применены физическими лицами, государствами или группой государств с целью достижения поставленных целей, политических и социальных изменений.
Фактически, экономические санкции выступают как способ воздействия на торгово-экономические отношения между странами или группами стран, что обязательно нанесет ущерб экономике, в результате применения определенных запретов и ограничений [15, с. 7].
Одной из интересных страниц истории развития экономических санкций является применение санкций против Китая, которые были необходимы агрессорам для уменьшения значимости столь стойкой страны-империи. Что стоит запрет на ношение шелковой одежды в других странах, который подрывал, и не один раз, экономику Китая. Торгово-экономические конфликты стали причиной мировых войн, что подтверждено научными трудами в области применения санкций государствами. Это было связано и с тем, что многие, если не сказать большинство стран в мире, старались повысить таможенные пошлины, снизить квоты на ввоз иностранной продукции на свой рынок, что приводило к военным конфликтам. Например, Япония, в которой отсутствуют природные ресурсы нефти, атаковала в 1941 году США из-за того, что те ввели санкции на поставку нефтепродуктов. Соединенные Штаты Америки имеют «большой» и «разнообразный» опыт применения торгово-экономических санкций против других стран.
Они много раз применяли их для Кубы и Северной Кореи, а в настоящее время все их «интересы» в области санкций переместились в Россию и Китай. Ученые утверждают, что Америка с давних времен эффективно использовала механизмы регулирования торговли, с учетом той политической обстановки, которая складывалась между странами. Однако следует заметить, что в мире существует положительный опыт стран, которые подвергшись торгово-экономическим санкциям, не только не потеряли свою экономику, но во многом усилили свои позиции.
К таким странам относится Куба. Она пережила времена почти полного эмбарго в 1960-е годы прошлого века. США пытались «задавить» экономику Кубы. История применения санкций свидетельствует о том, что Куба вынуждена была экспроприировать (произвести отчуждение) собственности американских компаний и граждан, что, конечно же, вызвало бурную реакцию американских властей.
Помогло стране и развитие туристического и табачного бизнеса. Вместе с этим, нельзя обойти стороной тот факт, что Куба была инициатором создания антиамериканских союзов, вступить в которые желали Китай и Венесуэла. Налаживание партнерских отношений с Китаем и другими странами мира не дало уничтожить экономику Кубы, и она, заключив договоры на международном уровне, смогла выжить в сложные времена для кубинского народа. Учитывая то, что при наложении торгово-экономических санкций на страну, в современных условиях, можно предположить, что любая страна может встать на путь развития собственной экономики и принять к реализации соответствующие программы, мы можем уверенно заявлять о том, что и Россия смогла это осуществить.
Не секрет, что коммерческие и торговые санкции, которые предполагают, например, эмбарго на ввоз товаров, прекращение технического обслуживания, наиболее широко используются и против России. Это объясняется несколькими важными позициями, занимаемыми нашей страной на международной арене. Россия уже много лет успешно экспортирует нефть, нефтепродукты, газ и др. Это не может остаться без внимания других стран, также продвигающих свои товары на рынок. В отношении России санкции вводились трижды после нестабильной ситуации на Украине. Вводил санкции Европейский союз. Все три этапа санкций были введены в 2014 году, в том числе и секторальные санкции. Введение санкций поддерживали Европейский союз, страны «Большой восьмерки», Организация экономического сотрудничества и развития, а также Организация Североатлантического договора. Отметим, что нашей страной был сформулирован список стран, в которые ограничивается импорт товаров. В основном, ограничения по импорту касались продуктов питания: свинина, говядина, птица, орехи, фрукты, молочная продукция и др.
Страны Евросоюза такая ситуация с импортом из нашей страны, конечно же, не устраивает. Однако и наша страна не может не учитывать исторический опыт применения экономических и торговых санкций.
Все страны заняты тем, чтобы избежать существенных потерь, однако россиянам необходимо понимать то, что «изоляция» нашей страны на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абуеиса М. Т., Влияние международных экономических санкций на финансовый потенциал компании // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 12. — С. 40-45
2. Аренс Ю.А., Каткова Н.А., Халимов Е.А., Брикошина И.С. Пятая промышленная революция – инновации в области биотехнологий и нейросетей // E-Management. 2022. Т. 4, № 3. С. 11-15
3. Джураев А.Д., Скляр В.Д., Янковский П.С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6. – c. 133-136
4. Каверзин А.Е., Железняков С.С., Немцев А.В. Экономические и политические аспекты развития региона в условиях экономических санкций // Политика, экономика и инновации. 2016. № 4 (6). С. 6-8
5. Карсонов И. С., Дадикян Д. Д., Оноприенко Ю. Г. Импортозамещение в России после ухода иностранных компаний//МЕНЕДЖМЕНТ И ФИНАНСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ. Сборник научно-практических статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Ответственные редакторы И.А. Езангина, И.А. Чеховская. Редколлегия: С.П. Сазонов [и др.]. Курск, 2023. С. 69-75
6. Керопян Б.С., Кислякова Е.А., Недорезова О.Ю. Влияние санкций на экономику России//ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских. Пенза, 2022. С. 151-153
7. Козлова А.А., Омилянчук А.А., Боркова Е.А. Инновационное предпринимательство в России в период санкций // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2135-2136
8. Любовцева Е.Г. Влияние санкций на развитие экономики России: возможности и ограничения. / Е.Г. Любовцева, И.А. Гордеева // Oeconomia et Jus – 2022. № 3 8-16 с.
9. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Графов А.В., Евсин М.Ю., Пивоварова О.В. Трансформация институциональных основ и механизмов экономической политики как фактор импортозамещения в России в условиях санкционного давления и внешнеэкономических угроз // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 651-653
10. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Евсин М.Ю., Селищев О.В., Волкова О.А. Влияние санкций, введенных против России на финансовые системы недружественных стран//ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 2023. С. 447-450
11. Малков С. Ю., Андреев А. И. и др. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. - М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2020. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381851/ (дата обращения 08.05.2024)
12. Масканова А.В. Угрозы и проблемы экономической безопасности России в условиях международных санкций. / А.В. Масканова // Экономика и социум – 2022. № 4(95)-1. 372-375 с.
13. Михайличенко К.А., Сонина А.О. Влияние санкций на финансовую систему России. / Научный вектор : Сборник научных трудов / Под научной редакцией Е.Н. Макаренко. Выпуск 8. – Ростов-на-Дону : Ростовский государственный экономический университет РИНХ, 2022. С. 72.
14. Оруч Т.А. Исследование показателей и результатов импортозамещения в промышленности России. / Т.А. Оруч // Инновации и инвестиции – 2023. № 1. 289-293 с.
15. Полянская И.В., Лаврикова Н.И. Экономические санкции: история и современность : учебное пособие / И. В. Полянская, Н. И. Лаврикова – Орел : Академия ФСО России, 2020.
16. Сравни// Опубликован список иностранных компаний, которые ушли из России к 18 марта: [сайт]. – 2022 – URL:https://www.sravni.ru/novost/2022/3/18/opublikovan-spisok-inostrannyh-kompanij-kotorye-ushli-iz-rossii-k-18-marta/ (дата обращения: 08.05.2024)
17. Талалин Д. С., Даниленко Е. Е. Поиск новых стратегических партнеров в условиях санкций// Управление и экономика народного хозяйства России: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»; Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева [и др.]; под ред. Герасимова Б.Н. – Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2023. С. 570-575
18. Токарь Е.В. Проблемы и перспективы развития внешней торговли РФ в современных экономических условиях / Токарь Е.В., Доценко А.Н., Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов XVI Международной научно-практической конференции, г. Белгород, 27 октября 2022 г. / под науч. ред. Е.Н. Камышанченко, Ю.Л. Растопчиной, А.А. Швецовой. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2022. - 508 с. – С. 85-90
19. Хаджаев Х.С. Значение внешней торговли в экономике современной России//ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. Материалы V Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 217-220
20. Шандроха В. И. Импортозамещение в Российской Федерации//ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Сборник материалов V Международного форума молодых управленцев. Под общей редакцией О.Н. Солдатовой. Минск, 2023. С. 206-208