Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности учеников. В своей образовательной практике учителя используют разнообразные педагогические технологии, приёмы и методики, которые позволяют говорить о реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов в современной образовательной среде.
Такого рода процессы являются актуальными при обучении старших школьников иностранному языку. Наиболее востребованными педагогическими технологиями являются исследовательская, проектная, игровая технологии. При овладении школьниками устной иноязычной речевой деятельностью, учителя в своей образовательной практике используют активизирующие средства обучения, что позволяет говорить об устойчивой учебной мотивации школьников, в том числе, на старшей ступени обучения.
Использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий позволяет говорить не только об активизации познавательной деятельности школьников, но и о разнообразии форм и методов учебно-воспитательного процесса при обучении школьников иностранным языкам.
Проектные технологии повышают творческую активность учеников и развивают их познавательные способности. Очевидно, что для более качественного овладения субъектом иностранным языком, ему необходимо хорошо владеть устной иноязычной речью. Это также относится к старшим школьникам при обучении их иностранному языку.
В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в целостной системе образования. Если человек хорошо владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др.
Владение субъектом иностранным языком позволяет говорить о большом воспитательном, образовательном и развивающем потенциале. При этом, основной задачей учителя является необходимость создание соответствующих дидактических условий и использование инновационных образовательных технологий, которые позволят говорить о владении старших школьников устной иноязычной речью.
Объект исследования: образовательный процесс при изучении иностранного языка и овладении устной иноязычной речевой деятельностью на старшей ступени обучения.
Предмет исследования: проектная деятельность старших школьников при овладении устной иноязычной речевой деятельностью.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования проектной деятельности при овладении устной иноязычной речевой деятельностью учащимися старшей школы.
Задачи:
1. Рассмотреть современные цели обучения иностранным языкам в старшей школе
2. Изучить современные подходы к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированный подход, коммуникационно - деятельностный подход
3. Описать роль проектной деятельности в обучении иностранным языкам
4. Провести анализ УМК на овладение устной иноязычной речевой деятельностью с использованием проектной деятельности
5. Произвести отбор учебного материала для овладения устной иноязычной речевой деятельностью на основе методов проекта
6. Разработать систему проектных заданий и упражнений для освоения устной иноязычной речевой деятельности старшими школьниками.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования методических материалов учителями по иностранному языку и студентами педагогических вузов и колледжей.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Психологическая теория самоконтроля (Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Г.С. Никифоров и др).
2. Теория деятельности (К.А. Албульханова - Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).
3. Теория личностно ориентированного образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин и др.).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы овладения устной иноязычной речевой деятельностью с добавлением проектной деятельности
1.1. Современные цели обучения иностранным языкам в старшей школе
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузами, активизация познавательной деятельности субъектов образования и их учебная мотивация приобретает особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии.
Эффективность обучения иностранным языкам в школе на старшей ступени образования зависит от того, насколько его технологии, методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности школьников. Старший школьный возраст охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов средней школы [11].
Сохранять учебную мотивацию старших школьников достаточно сложно, в силу того, что в этом возрасте ученик уже приобрёл некоторую степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для его дальнейшего учения в вузе или работе на предприятии и др.
Созревание когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые личностные качества, которые проявляются у них в форме критики, сомнений и противодействия очевидным ценностям. Нельзя не отметить возрастание личностной тревожности субъекта в данный возрастной период. Это можно объяснить особенностями социальной ситуации развития старшеклассника, поскольку перед ним стоит много ответственных действий и решений.
Ученики, к примеру, XI классов испытывают чрезмерное беспокойство в связи с подготовкой к ГИА. Старшеклассники боятся не оправдать ожидания учителей и родителей. Очевидно, что в этот период времени требуется быть более внимательными к подросткам и усиленно заниматься с ними по предмету, чтобы они были уверены в своих силах [17].
Педагогу работать со старшими школьниками не всегда просто, поскольку педагог сегодня выполняет иные функции, чем это было в традиционной образовательной модели. В традиционной образовательной модели учитель выдавал ученикам знания в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора.
В условиях реализации ФГОС СОО педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Современная школа до сих пор испытывает потребность в расширении многих методических материалов в области реализации инновационных образовательных технологий, несмотря на то, что, к примеру, проектные и исследовательские педагогические технологии сегодня регламентированы ФГОС на каждой образовательной ступени, в том числе и по иностранному языку [23]. При этом, именно проектные технологии позволяют активизировать учебную познавательную деятельность старших школьников.
Целью обучения иностранным языкам в старшей школе, в соответствии с требованиями ФГОС СОО и федеральной образовательной программой, является дальнейшее формирование и развитие коммуникативной компетенции субъекта. Это понимается как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоения языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений.
В совокупности, речь идёт о следующих составляющих: речевой, языковой, социокультурной и др. очевидно, что в данном случае устная иноязычная речевая деятельность будет играть здесь большую роль. При этом, школьникам важно владеть соответствующей лексикой, грамматикой и др., владеть диалогической и монологической речью, аудированием, соответствующими коммуникационными умениями, навыками, компетенциями.
Устная иноязычная речевая деятельность старших школьников подразумевает в первую очередь развитие навыков говорения и аудирования, на основе которых выстраивается устно-речевое общение. Говорение может быть рассмотрено в форме монолога или диалога, что подразумевает владение субъекта монологической и диалогической речью. Говорение школьников может проходить в диалогической или монологической форме, а также при сочетании диалога и монолога [15].
При восприятии монологической речи школьники должны осознавать тот круг событий, в котором они находятся, следить за основной нитью повествования и др. При этом происходит понимание основной идеи и важнейших деталей в процессе говорения, или работой с текстом. Процесс аудирования предполагает развитие понимания содержания речи говорящего на слух и его мыслей, которые лежат в основе устного высказывания. Главной целью аудирования является развитие способности восприятия на слух иноязычной речи. При этом, школьник должен реагировать на неё в своём устном высказывании.
Чтобы обеспечить школьникам все эти важные аспекты при изучении иностранных языков, учитель может использовать разнообразные средства на уроках иностранного языка. Эффективным подходом к обучению устной иноязычной речи старших школьников является метод проектов, поскольку он выстраивается на принципах творческой деятельности субъекта, на его самостоятельности и в процессе группового взаимодействия.
Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом. Этот процесс включает в себя целый ряд навыков и умений. Овладение, к примеру, лексическим навыком имеет системообразующее значение, поскольку лексика, наряду с грамматикой, составляет базу любого языка. Педагогу всегда важно понимать, в чем именно заключается лексический навык и каковы эффективные способы его развития. Одной из задач при изучении иностранного языка является пополнение словарного запаса старшего школьника. Лишь в этом случае можно будет говорить об успешном овладении устной иноязычной речью.
Практика показывает, что знание эквивалента того или иного иностранного слова в родном языке, ещё не говорит о сформированности лексического навыка [1]. Лексический навык подразумевает работу не только с конкретным словом. Должна проводиться следующая системная работа:
-с тематическими и семантическими группами слов;
-со словообразованием;
-с правилами употребления лексем в соответствии с грамматической и стилистической структурой текста высказывания и др. В определении лексического навыка всегда подчёркивается роль контекста. С.Г. Тер -Минасова указывает, что употребление слова в контексте является непростой задачей. Она пишет, что, узнав новое иностранное слово, эквивалент родного, следует быть осторожным с его употреблением. Наиболее распространенным является вопрос о том, что именно должен знать о слове человек, изучающий язык. С. Торнберри в книге «How to Teach Vocabulary» отмечает, что знание и понимание того, или иного слова включает в себя:
-информацию о его значениях;
-устную и письменную форму;
-грамматическую сочетаемость;
-производные данной лексемы;
-регистр;
-коннотации.
Полное знание слова позволяет говорить о лексической компетенции субъекта. Она определяется как способность распознавать и использовать словарный состав изучаемого языка наравне с носителем [18].
Лексическая компетенция субъекта распространяется на имеющийся объём словаря и владение его тематическим содержанием. Лексический навык – это сложное явление, в структуре которого выделяют два подвида: рецептивный и продуктивный навыки. Рецептивные лексические навыки проявляются при аудировании и чтении. Это позволяет узнавать и распознавать лексические единицы с использованием разных каналов восприятия. Продуктивные лексические навыки позволяют выбрать верное языковое явление в соответствии с контекстом и правилами словообразования при устной и письменной речи [9].
Процесс формирования лексического навыка состоит из нескольких ступеней. О.С. Левицкая пишет, что зарубежные лингвисты выделяют четыре главных шага в изучении лексики:
-восприятие слова;
-понимание значения;
- запоминание;
-использование в речи.
Одновременно с этими этапами происходит усвоение культурного, психолингвистического, грамматического и текстуального аспектов. Обобщение данных подходов к стадиальности развития лексического навыка позволяет выделить три основных этапа:
1. Ознакомление с функцией слова, его значением и формальными признаками.
2. Тренировка и усвоение слов.
3. Использование новых языковых явлений в процессе коммуникации.
Методики обучения лексическим навыкам не стоят на месте. С каждым годом процесс обучения становится всё более разнообразным. Особенно широко для этой цели сегодня используют лексические игры и проектные технологии. Наращивание словарного запаса субъекта является одной из составляющих развития его лексического навыка.
Стандартное заучивание слова и его значений не приносит хороших результатов. Для усвоения конкретных понятий педагоги часто используют иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы и др. Всё это школьники могут выполнять самостоятельно в процессе проектной деятельности. Работа с разными видами группировки лексики бывает следующих видов:
-тематическая;
-лексико-семантическая;
-словообразовательные гнёзда;
-ассоциативно-семантическая;
-функционально-семантические поля.
Работа с группами языковых явлений эффективна при обучении абстрактным и конкретным понятиям. К универсальным техникам запоминания относят создание (в формате проекта) ментальных карт, коллажей, памяток по использованию приемов мнемоники, жестов и мимики и др. [10]. Работа с контекстом всегда важна, если речь идёт о развитии и формировании лексических навыков школьников. Сознательное запоминание языковых явлений в контексте более эффективно, чем заучивание изолированных слов.
Наиболее популярными при тренировке изученной лексики на данном этапе являются условно-коммуникативные упражнения, которые связаны с наличием заданной речевой ситуации. Повысить интерес старших школьников на этапе развития лексических навыков позволяют проектные и игровые методы. Н.Б Марчан пишет о том, что проектный подход можно использовать в любом возрасте, адаптировав содержание и форму занятий и под возрастные особенности каждой конкретной группы школьников.
Таким образом, можно говорить о том, что современные цели и задачи обучения иностранным языкам в старшей школе являются достаточно многомерными и обширными. При этом, именно формирование лексических навыков является базовым при изучении иностранного языка и при овладении устной иноязычной речью.
При этом важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных технологий, техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать старших школьников к глубокому овладению устной иноязычной речью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования / М. А. Ариян. - Иностранные языки в школе. – 2016. – № 6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам / Л.Ю. Айснер. - Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е.В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 19.03.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 19.03.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам / И.Л. Бим. - Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе / Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2019. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 19.03.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие / Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2016. - N 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством проектных и игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 19.03.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 19.03.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - N 7. – С. 62-65.
20. Оглуздина, Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам / Т.П. Оглуздина. - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. - Вып. 2 (104). - С. 91–94.
21. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2019. – 425 с.
22. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
23. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 19.03.2023).
24. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
25. Усольцева, Д.А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка / Д.А. Усольцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44372/ (дата обращения: 05.05.2024).
26. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
27. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд. / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.